В духовной жизни требуется внимание. Делая что-либо по тщеславию, духовные люди остаются с пустотой в душе. Их сердце не преисполняется, не становится окрылённым. Чем больше они увеличивают своё тщеславие, тем больше увеличивается и их внутренняя пустота и тем больше они страдают. Там, где присутствует душевная тревога и отчаяние, – бесовская духовная жизнь. Не тревожьтесь душой ни по какому поводу. Душевная тревога происходит от диавола. Видя душевную тревогу, знайте, что там накрутил своим хвостом тангалашка. Диавол не идёт нам поперёк. Если человек к чему-то склонен, то и диавол подталкивает его в этом же направлении, чтобы его измотать и прельстить. Например, человека чуткого он делает чрезмерно чувствительным. Если подвижник расположен делать поклоны, то диавол тоже подталкивает его к поклонам, превышающим его силы. И если твои силы ограничены, то образуется сперва некая нервозность, потому что ты видишь, что твоих сил не хватает. Потом диавол приводит тебя в состояние душевной тревоги, с лёгким – вначале – чувством отчаяния, потом он усугубляет это состояние всё больше и больше... Помню начало своего монашества. Одно время, как только я ложился спать, искуситель говорил мне: «Ты что же спишь? Вставай! Столько людей страдают, стольким нужна помощь!..» Я поднимался и делал поклоны – сколько мог. Стоило мне опять лечь, как он опять начинал своё: «Люди страдают, а ты спишь? Вставай!» – и я опять поднимался. Я дошёл до того, что как-то сказал: «Ах, как было бы хорошо, если бы у меня отнялись ноги! Тогда у меня была бы уважительная причина не делать поклоны». Один Великий пост я, находясь в таком искушении, еле выдержал, потому что хотел утеснить себя больше своих сил.
(Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)
***
… Кто любит славу человеческую, тому нельзя быть бесстрастным, но ревность и зависть обитают в нем (прп. Авва Исаия).
***
Тщеславен тот, кто делает или говорит что-нибудь ради одной мирской славы от видящих и слышащих это... (свт. Василий Великий).
***
Не старайся показать себя искусным во всяком деле, чтобы не впасть тебе в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, к гневу и печали (прп. Ефрем Сирин).
***
Для чего ты рассматриваешь свои добродетели и постоянно выставляешь их напоказ? Или ты не знаешь, что, если хвалишь самого себя, не будешь уже похвален Богом (свт. Иоанн Златоуст).
***
...Поступок всегда бывает тщеславным, когда сердце имеет в виду сделать это напоказ (прп. Нил Синайский).
***
Божественно – делающему что-либо доброе не искать славы человеческой. Но если кто, делая, ищет ее, то и таковой славолюбив, а не тщеславен. Ибо не имеющий добрых дел, но ищущий неподобающей славы тщеславен, гордясь тем, чего не делает, и надмеваясь собою в чужом лице. Не славу одну надлежит называть тщетною (если согласиться на это, то и славолюбивого справедливо будет называть тщеславным); но если взять слово в собственном его значении, кто не имеет добрых дел, желает же славы, того справедливо назвать тщеславным (прп. Исидор Пелусиот).
***
Уныние расслабляет душевную силу, а тщеславие болезненного делает здоровым, старика более сильным, чем юноша, если только много свидетелей того, что делается: тогда легки и пост, и бдение, и молитва, потому что похвала многих возбуждает усердие (прп. Нил Синайский).
***
Тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым (прп. Иоанн Лествичник).
***
Тщеславие делает гневливых кроткими перед людьми (прп. Иоанн Лествичник).
***
Тщеславию свойственно действовать напоказ... (авва Фалассий).
***
Тщеславие является от глубокого неведения Бога, или от глубокого забвения вечности и небесной славы, и потому оно, в омрачении своем, ненасытно стремится к приобретению земной славы (свт. Игнатиц Брянчанинов).
***
Один брат жил вне села своего и в продолжение многих лет не входил в него. Он говаривал братиям: «Вот уже сколько лет, и я не входил в село; а вы так часто туда ходите». Сказали о нем авве Пимену. Старец отвечал: «Я пошел бы ночью и кругом обошел село, чтобы не тщеславитсься мыслию, что я не хожу в село» («Сокровищница духовной мудрости»).
***
Брат сказал великому старцу: «Авва! Мне бы хотелось найти старца по моей воле и жить с ним!» Старец отвечал на это: «хорошо твое желание, владыка мой!» Брат, не поняв слов старца, подумал, что он признал его мнение правильным и утвердил его. Старец, заметив это, сказал ему: «Так-то! Если найдешь старца соответствующего твоей воле, то намереваешься жить с ним? Значит, желаешь не того, чтобы тебе последовать воле старца, но чтобы старец последовал твоей воле, и в этом надеешься найти преуспеяние». Тогда брат понял свою ошибку и пал в ноги старцу, принося покаяние: «Прости меня! Я очень тщеславен, думая, что я хорошо сказал, между тем как ничего хорошего не было ни в моих словах, ни в мыслях» (свт. Феофан, Затворник).
***
Детям нет никакой пользы от постоянных похвал. Они становятся эгоистами и тщеславными людьми. Они хотят, чтобы все хвалили их всю жизнь, даже если это будет ложью. К сожалению, сегодня все научились лгать, и тщеславные это принимают, это их пища. Богу это не угодно. Богу угодна истина. К сожалению, не все это понимают и поступают как раз наоборот. Когда ты непрестанно и без рассуждения хвалишь детей, их начинает искушать супостат. Он поднимает у них жернов эгоизма. Привыкнув с малых лет к похвалам со стороны родителей и учителей, они, возможно, будут преуспевать в учебе. Но что пользы? В жизни из них выйдут эгоисты, а не христиане. Эгоисты никогда не смогут стать христианами. Эгоисты хотят, чтобы их все непрестанно хвалили, все их любили, все говорили о них хорошее. А этого не желают ни Бог, ни Церковь, ни Христос...
Наша религия не желает такой педагогики, такого воспитания. Напротив, она желает, чтобы дети с малых лет узнавали истину. Истина Христова делает акцент на том, что если ты хвалишь человека, то делаешь его эгоистом. Эгоист — это запутавшийся человек, ведомый диаволом и злым духом. Таким образом, вырастая в эгоизме, первым делом эгоиста является отрицание Бога. Это ведет к тому, что эгоист становится неприспособлен к обществу.
Ты должен говорить правду, чтобы человек узнал о ней. Иначе ты укрепляешь его в невежестве. Когда скажешь другому человеку правду, он просвещается, становится внимательным, слушает других людей. Так и ребенку, скажи правду, отругай, чтобы он узнал, что то, что он делает, плохо. Что говорит премудрый Соломон? Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 13, 25). Я не говорю, чтобы ты бил его палкой. Тогда мы перейдем границы, и получится обратный результат.
Похвалой с детских лет мы ведем своих детей к эгоизму. Ты можешь подшутить над эгоистом, достаточно лишь сказать ему, что он хороший, и тогда ты будешь развивать его «Я» («эго»). И тогда он станет говорить тебе: «А, тот человек, который хвалит меня, он хороший». Это неправильно. Если человек вырастает эгоистом, внутри него возникает путаница. Он страдает и не знает, что ему делать. Причиной душевной неустроенности является эгоизм. Если психиатры исследуют этот предмет, то найдут, что эгоист — больной человек.
Никогда не должно хвалить своих ближних и льстить им, но вести их к смирению и любви Божией. И не будем искать того, чтобы нас любили, говоря похвалы другим. Будем учиться любить и не будем искать того, чтобы любили нас. Будем любить всех и бескорыстно совершать как можно большие жертвы ради всех во Христе братьев, не ожидая от них похвалы и любви. Они сделают для нас то, что скажет им Бог. Если они тоже христиане, то воздадут славу Богу, что мы нашлись и помогли им или что сказали им хорошее слово.
Таким же образом воспитывайте и детей в школе. Это истина. Иначе они становятся неприспособленными. Они не знают, что они делают и куда идут, а причиной этого являемся мы, так поступавшие. Мы не привели их к истине, к смирению, к любви Божией. Мы сделали их эгоистами и вот теперь пожинаем плоды!
Но есть такие дети, которых воспитали смиренные родители, которым с малых лет говорили о Боге и о святом смирении. Такие дети не создают проблем своим близким. Они не гневаются, когда ты указываешь им на их ошибки, но стараются их исправить и молятся, чтобы Бог помог им не стать эгоистами.
Я, как вам сказать, когда приехал на Святую Гору, пришел к святейшим старцам. Они никогда не говорили мне «браво». Они всегда давали мне советы о том, как любить Бога и как всегда быть смиренным; как призывать Бога, чтобы Он укрепил мою душу, чтобы мне крепко полюбить Его. Я и не знал этого «браво», и никогда не искал его. Напротив, я огорчался, когда старцы не бранили меня. Я говорил: «Что же делать? Я не заслужил милости старцев!» Я хотел, чтобы они наказывали меня, ругали, чтобы обращались со мной строго. Если какой-нибудь христианин услышит, что я вам сейчас говорю, то что скажет? Он будет недоумевать и отвергнет это. Но это как раз правильно, это смиренно, это истинно.
И родители никогда не говорили мне «браво». Да я и не желал этого «браво». Поэтому, что бы я ни делал, я делал бескорыстно. Теперь, когда меня хвалят люди, я чувствую себя очень плохо. Как вам сказать? Когда люди говорят мне «браво», я внутренне сопротивляюсь. Мне не повредило то, что я научился смирению. И теперь, почему я не хочу, чтобы меня хвалили? Потому что знаю, что похвала делает человека пустым и изгоняет благодать Божию. А благодать Божия приходит только со святым смирением. Смиренный человек — совершенный человек. Разве это не прекрасно? Разве это не истинно?
Если это скажешь кому-то, то тебе ответят: «Да что ты! Если ребенка не похвалишь, он и учиться не может, и того не может делать, и сего...» Но это случается оттого, что мы сами таковы и такими же делаем и своих детей. То есть мы сами отошли от истины. Эгоизм выгнал человека из рая. Это великое зло. Первые люди, Адам и Ева, были простыми и смиренными, поэтому жили в раю. У них не было эгоизма. Они находились, как говорится на богословском языке, в первозданном невинном состоянии. Когда мы говорим первозданное состояние, то подразумеваем под этим Божественные дары, которые Бог дал изначально, сотворив человека: то есть жизнь, бессмертие, совесть, свободную волю, любовь, смирение и так далее. Потом диаволу с помощью похвалы удалось ввергнуть их в прелесть. Они наполнились эгоизма. Но естественным для человека состоянием, в котором сотворил его Бог, является смирение. В то время как эгоизм — это нечто неестественное, это болезнь, это нечто противоестественное.
Итак, когда мы похвалами развиваем в ребенке это гипертрофированное «Я», когда развиваем его эгоизм, то совершаем для него великое зло. Мы делаем его более склонным к диавольским вещам. Если мы так его воспитываем, то удаляем его от истинных ценностей жизни. Вы не думаете, что это и есть та причина, по которой дети портятся, по которой люди бунтуют? Это эгоизм, который с детства насадили в них родители, Диавол — это великий эгоист, великий денница. То есть внутри нас живет этот денница, мы живем диаволом. Мы не живем смирением. Смирение — Божие, это нечто совершенно необходимое для души человека, нечто для нее органическое. И когда его нет, это все равно, что в организме нет сердца. Сердце дает жизнь телу, а смирение дает жизнь душе. Из-за эгоизма человек находится на стороне злого духа, то есть он развивается со злым духом, а не с добрым.
Вот чего добился диавол. Он сделал землю лабиринтом, в котором мы не можем понять друг друга. Отчего мы страдаем и не понимаем этого? Видите, в какое заблуждение мы впали? Мы дошли до того, что в наше время сделали землю одной психбольницей! А мы и не понимаем, в чем здесь причина. Все находимся в недоумении: «Что с нами стало, куда мы идем, почему наши дети уходят, почему ушли из своих домов и слоняются без цели, почему оставили жизнь, почему оставили образование? Почему это происходит?». Диаволу удалось сокрыть самого себя и подтолкнуть людей к тому, чтобы они использовали другие имена. Врачи, психологи часто говорят, когда человек страдает: «А, у тебя невроз! А, у тебя стресс!» — и тому подобное. Они не соглашаются с тем, что диавол развивает и поднимает в человеке эгоизм. Но диавол существует, это дух зла. Если мы скажем, что он не существует, это все равно что отречься от Евангелия, которое говорит и о нем. Это наш враг, наш супостат в жизни, противник Христа, и называется он антихристом. Христос пришел на землю, чтобы освободить нас от диавола и даровать нам спасение.
Вывод напрашивается следующий: мы должны учить детей жить смиренно и просто и не искать похвалы и «браво». Будем учить их тому, что существует смирение, которое является здоровьем души.
Образ мыслей современного общества причиняет детям зло. У общества другая психология, другая педагогика, которая направлена на детей-атеистов. Такой образ мыслей ведет к произволу. Результат вы видите на детях и молодежи. Сегодня молодежь кричит: «Вы должны нас понять!». Но мы не должны идти к ним. Напротив, будем молиться о них, будем говорить правильные вещи, будем жить правильно, будем проповедовать это, но не будем приспосабливаться к их духу. Не будем портить величие нашей веры. Мы не сможем им помочь, приобретя их образ мыслей. Мы должны быть такими, какие мы есть, и проповедовать истину, свет.
Пусть дети учатся у святых отцов. Учение отцов научит наших детей исповеди, расскажет им о страстях, о зле, о том, как святые побеждали зло в себе. А мы будем молиться, чтобы Бог глубоко проник в них. (Старец Порфирий Кавокаливит «Житие современного человека»)
***
Любовь к славе человеческой рождает ложь... (прп. авва Исаия).
***
Не люби же славы мира сего, да не удалится от тебя слава Божия (прп. авва Исаия).
***
Подверженный этой болезни <тщеславию> не знает дружбы, не помнит приязни, нисколько не хочет никого уважать; напротив, все доброе извергши из души, непостоянный, неспособный к любви, против всех вооружается (свт. Иоанн Златоуст).
***
Будем убегать тщеславия. Эта страсть сильнее всех страстей. Отсюда – любостяжание и сребролюбие; отсюда – ненависть, вражда, распри (свт. Иоанн Златоуст).
***
...Кто домогается славы от людей, тот скоро оставит дела добродетельные (свт. Иоанн Златоуст).
***
Если же начнешь тщеславиться и гордится, отступит от тебя Господь, не восхощет помогать тебе... (прп. Нил Синайский).
***
Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям (прп. Иоанн Лествичник).
***
Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то другое делает для похвалы человеческой (прп. Иоанн Лествичник).
***
Всякое подвизающихся оставление благодатию бывает обыкновенно за следующие вины: за тщеславие, за осуждение ближнего и надмение добродетелями (прп. Никита Стифат).
***
Сердце тщеславного человека смириться не может. Когда его обличают или дают ему совет, он яростно противоречит, а когда хвалят и льстят, тогда он ведет себя неподобающим образом. Что бы ты ему ни сказал, все ведет его к гордыне. Он занимается и кружится все вокруг себя. Напротив, грешник, который кается и исповедуется, не занимается собой. Исповедавшись, он уже не обращается вспять.
Тщеславные отчуждают свою душу от вечной жизни. В конце концов, эгоизм – это самая настоящая глупость! Тщеславие нас опустошает. Когда делаем что-либо ради славы, тогда становимся душевно пустыми. (Старец Порфирий Кавокаливит «Житие современного человека»)
***
Если ты избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благоговения не внушил тебе чужого помысла, а именно тщеславия и гордыни (прп. Ефрем Сирин).
***
Если снабжаешь кого, давай тайно и избежишь тщеславия (прп. Ефрем Сирин).
***
Как же одолеть (тщеславие)? Будем противопоставлять славу славе. Как мы презираем богатство земное, когда взираем на богатство небесное, и не дорожим настоящей жизнью, когда помышляем о жизни гораздо лучшей, так мы сможем презреть и славу настоящего мира, когда будем помышлять о славе высшей, о славе истинной (свт. Иоанн Златоуст).
***
...Будем всячески избегать этого зверя <тщеславия>. Он бывает различного рода и вида и разливает свой яд на все – и на сокровища, и на удовольствия, и на красоту телесную. Потому-то мы везде и переступаем границы нужды, от того и роскошь в одежде, и большая толпа слуг, от того пренебрегается умеренность во всем – и в домах, и в одежде, и в столе, а роскошь господствует. Ты хочешь наслаждаться славою? Подай милостыню: тогда тебя похвалят Ангелы, тогда тебя прославит Бог (свт. Иоанн Златоуст).
***
Человек тщеславный, желающий нравиться ни попало, то есть в большей мере раб, чем всякий невольник; напротив, поправший эту славу, не заботящийся о мнении других, стоит выше, он один свободен (свт. Иоанн Златоуст).
***
На стогнах молиться советует тщеславие, но воюющий с тщеславием молиться в клети своей (прп. Нил Синайский).
***
Истинная добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестию – этой матерью зол (прп. Нил Синайский).
***
Есть слава от Господа, и ибо сказано в Писании: прославляющих Мя прославлю (1Цар. 2, 30); и есть слава, происходящая от диавольского коварства, ибо сказано: горе егда добре рекут вам человецы («Сокровищница духовной мудрости»; 1 Лк, 6, 26).
***
Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия; середина же – отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия; а конец (если только есть конец в этой бездне) состоит в том, чтобы стараться делать перед людьми то, что нас унижает, и не чувствовать при оном никакой скорби (прп. Иоанн Лествичник).
***
Тщеславие истребляется укрыванием добрых дел... (авва Фалассий).
***
Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость – приписыванием Богу исправно делаемых дел (прп. Максим Исповедник).
***
Некто из имевших дар видения замечал и пересказывал, что видел. «Когда, – говорил он, – сидел я в собрании, демон тщеславия и демон гордости пришли и сели подле с обеих сторон; один толкал меня в бок перстом тщеславия, побуждая рассказать о каком-нибудь созерцании, или делании моем в пустыни. Как же скоро отогнал я его от себя, сказав: да возвратятся вспять и постыдятся замышляющии ми злая (Пс. 39. 15), тотчас с левой стороны сказал мне демон на ухо: «Хорошо, хорошо ты сделал и стал велик, победив бесстыдную матерь мою». А я, удачно воспользовавшись продолжением стиха, отвечал ему: «Да возвратятся абие постыжденными глаголющии ми: благоже, благоже, сотворил еси (Пс. 39, 16)». На вопрос же мой: «Почему тщеславие есть матерь гордости?» – отвечал он: «Похвалы возносят и надмевают; когда же душа превознесется, тогда объемлет ее гордость, возводит до небес и низводит до бездны» (свт. Феофан Затворник).
***
Сердце тщеславного человека смириться не может. Когда его обличают или дают ему совет, он яростно противоречит, а когда хвалят и льстят, тогда он ведет себя неподобающим образом. Что бы ты ему ни сказал, все ведет его к гордыне. Он занимается и кружится все вокруг себя. Напротив, грешник, который кается и исповедуется, не занимается собой. Исповедавшись, он уже не обращается вспять.
Тщеславные отчуждают свою душу от вечной жизни. В конце концов, эгоизм – это самая настоящая глупость! Тщеславие нас опустошает. Когда делаем что-либо ради славы, тогда становимся душевно пустыми. Все, что бы мы ни делали, будем делать для того, чтобы благоугодить Богу, делать бескорыстно, без тщеславия, без гордости, без эгоизма и тому подобных страстей. Пусть у тебя ангельский голос и ты поешь Богу, не зная, что тебя слушает так много народу. То есть ты и не задумывайся об этом. Может такое быть? Не легко это, а очень трудно. Поэтому многие псалты – впали в прелесть. Как правило, все хорошие псалты – большие эгоисты. Не все, конечно, но большинство. Но когда у тебя есть смирение, то пусть ты и поешь прекрасно, и читаешь красиво, на тебя влияет то, что тебя слышат. Ты мне скажи, что ты прекрасно поешь и красиво читаешь, что это слышит твой старец? Это ничего не значит, если у тебя есть смирение. (Старец Порфирий Кавокаливит «Житие современного человека»)