Главное

IMAGE Поддержи свой храм!
04.04.2020
Мы понимаем, что в наступившее время всем приходится непросто. И мы осознаем всю... Читать далее

Расписание богослужений


В духовной жизни требуется внимание. Делая что-либо по тщеславию, духовные люди остаются с пустотой в душе. Их сердце не преисполняется, не становится окрылённым. Чем больше они увеличивают своё тщесла­вие, тем больше увеличивается и их внутренняя пустота и тем больше они страдают. Там, где присутствует ду­шевная тревога и отчаяние, – бесовская духовная жизнь. Не тревожьтесь душой ни по какому поводу. Душевная тревога происходит от диавола. Видя душевную трево­гу, знайте, что там накрутил своим хвостом тангалашка. Диавол не идёт нам поперёк. Если человек к чему-то склонен, то и диавол подталкивает его в этом же направ­лении, чтобы его измотать и прельстить. Например, че­ловека чуткого он делает чрезмерно чувствительным. Если подвижник расположен делать поклоны, то диавол тоже подталкивает его к поклонам, превышающим его силы. И если твои силы ограничены, то образуется спер­ва некая нервозность, потому что ты видишь, что твоих сил не хватает. Потом диавол приводит тебя в состояние душевной тревоги, с лёгким – вначале – чувством отчаяния, потом он усугубляет это состояние всё больше и больше... Помню начало своего монашества. Одно вре­мя, как только я ложился спать, искуситель говорил мне: «Ты что же спишь? Вставай! Столько людей страдают, стольким нужна помощь!..» Я поднимался и делал поклоны – сколько мог. Стоило мне опять лечь, как он опять начинал своё: «Люди страдают, а ты спишь? Вставай!» – и я опять поднимался. Я дошёл до того, что как-то сказал: «Ах, как было бы хорошо, если бы у меня отнялись ноги! Тогда у меня была бы уважительная причина не делать поклоны». Один Великий пост я, находясь в таком иску­шении, еле выдержал, потому что хотел утеснить себя больше своих сил.

(Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)


 

***

… Кто любит славу человеческую, тому нельзя быть бесстрастным, но ревность и зависть обитают в нем (прп. Авва Исаия).

***

Тщеславен тот, кто делает или говорит что-нибудь ради одной мирской славы от видящих и слышащих это... (свт. Василий Великий).

***

Не старайся показать себя искусным во всяком деле, чтобы не впасть тебе в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, к гневу и печали (прп. Ефрем Сирин).

***

Для чего ты рассматриваешь свои добродетели и постоянно выставляешь их напоказ? Или ты не знаешь, что, если хвалишь самого себя, не будешь уже похвален Богом (свт. Иоанн Златоуст).

***

...Поступок всегда бывает тщеславным, когда сердце имеет в виду сделать это напоказ (прп. Нил Синайский).

***

Божественно – делающему что-либо доброе не искать славы человеческой. Но если кто, делая, ищет ее, то и таковой славолюбив, а не тщеславен. Ибо не имеющий добрых дел, но ищущий неподобающей славы тщеславен, гордясь тем, чего не делает, и надмеваясь собою в чужом лице. Не славу одну надлежит называть тщетною (если согласиться на это, то и славолюбивого справедливо будет называть тщеславным); но если взять слово в собственном его значении, кто не имеет добрых дел, желает же славы, того справедливо назвать тщеславным (прп. Исидор Пелусиот).

***

Уныние расслабляет душевную силу, а тщеславие болезненного делает здоровым, старика более сильным, чем юноша, если только много свидетелей того, что делается: тогда легки и пост, и бдение, и молитва, потому что похвала многих возбуждает усердие (прп. Нил Синайский).

***

Тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым (прп. Иоанн Лествичник).

***

Тщеславие делает гневливых кроткими перед людьми (прп. Иоанн Лествичник).

***

Тщеславию свойственно действовать напоказ... (авва Фалассий).

***

Тщеславие является от глубокого неведения Бога, или от глубокого забвения вечности и небесной славы, и потому оно, в омрачении своем, ненасытно стремится к приобретению земной славы (свт. Игнатиц Брянчанинов).

***

Один брат жил вне села своего и в продолжение многих лет не входил в него. Он говаривал братиям: «Вот уже сколько лет, и я не входил в село; а вы так часто туда ходите». Сказали о нем авве Пимену. Старец отвечал: «Я пошел бы ночью и кругом обошел село, чтобы не тщеславитсься мыслию, что я не хожу в село» («Сокровищница духовной мудрости»).

***

Брат сказал великому старцу: «Авва! Мне бы хотелось найти старца по моей воле и жить с ним!» Старец отвечал на это: «хорошо твое желание, владыка мой!» Брат, не поняв слов старца, подумал, что он признал его мнение правильным и утвердил его. Старец, заметив это, сказал ему: «Так-то! Если найдешь старца соответствующего твоей воле, то намереваешься жить с ним? Значит, желаешь не того, чтобы тебе последовать воле старца, но чтобы старец последовал твоей воле, и в этом надеешься найти преуспеяние». Тогда брат понял свою ошибку и пал в ноги старцу, принося покаяние: «Прости меня! Я очень тщеславен, думая, что я хорошо сказал, между тем как ничего хорошего не было ни в моих словах, ни в мыслях» (свт. Феофан, Затворник).

***

Детям нет никакой пользы от постоянных похвал. Они становятся эгоистами и тщеславными людьми. Они хотят, чтобы все хвалили их всю жизнь, даже если это будет ложью. К сожалению, сегодня все научились лгать, и тщеславные это принимают, это их пища. Богу это не угодно. Богу угодна истина. К сожалению, не все это понимают и поступают как раз наоборот. Когда ты непрестанно и без рассуждения хвалишь детей, их начинает искушать супостат. Он поднимает у них жернов эгоизма. Привыкнув с малых лет к похвалам со стороны родителей и учителей, они, возможно, будут преуспевать в учебе. Но что пользы? В жизни из них выйдут эгоисты, а не христиане. Эгоисты никогда не смогут стать христианами. Эгоисты хотят, чтобы их все непрестанно хвалили, все их любили, все говорили о них хорошее. А этого не желают ни Бог, ни Церковь, ни Христос...

Наша религия не желает такой педагогики, такого воспитания. Напротив, она желает, чтобы дети с малых лет узнавали истину. Истина Христова делает акцент на том, что если ты хвалишь человека, то делаешь его эгоистом. Эгоист — это запутавшийся человек, ведо­мый диаволом и злым духом. Таким образом, вырастая в эгоизме, первым делом эгоиста является отрицание Бога. Это ведет к тому, что эгоист становится непри­способлен к обществу.

Ты должен говорить правду, чтобы человек узнал о ней. Иначе ты укрепляешь его в невежестве. Когда ска­жешь другому человеку правду, он просвещается, стано­вится внимательным, слушает других людей. Так и ребен­ку, скажи правду, отругай, чтобы он узнал, что то, что он делает, плохо. Что говорит премудрый Соломон? Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 13, 25). Я не говорю, чтобы ты бил его палкой. Тогда мы перей­дем границы, и получится обратный результат.

Похвалой с детских лет мы ведем своих детей к эго­изму. Ты можешь подшутить над эгоистом, достаточно лишь сказать ему, что он хороший, и тогда ты будешь развивать его «Я» («эго»). И тогда он станет говорить тебе: «А, тот человек, который хвалит меня, он хоро­ший». Это неправильно. Если человек вырастает эгоис­том, внутри него возникает путаница. Он страдает и не знает, что ему делать. Причиной душевной неустроенно­сти является эгоизм. Если психиатры исследуют этот предмет, то найдут, что эгоист — больной человек.

Никогда не должно хвалить своих ближних и льстить им, но вести их к смирению и любви Божией. И не будем искать того, чтобы нас любили, говоря по­хвалы другим. Будем учиться любить и не будем искать того, чтобы любили нас. Будем любить всех и бескоры­стно совершать как можно большие жертвы ради всех во Христе братьев, не ожидая от них похвалы и любви. Они сделают для нас то, что скажет им Бог. Если они тоже христиане, то воздадут славу Богу, что мы на­шлись и помогли им или что сказали им хорошее слово.

Таким же образом воспитывайте и детей в школе. Это истина. Иначе они становятся неприспособленны­ми. Они не знают, что они делают и куда идут, а при­чиной этого являемся мы, так поступавшие. Мы не привели их к истине, к смирению, к любви Божией. Мы сделали их эгоистами и вот теперь пожинаем плоды!

Но есть такие дети, которых воспитали смиренные родители, которым с малых лет говорили о Боге и о святом смирении. Такие дети не создают проблем сво­им близким. Они не гневаются, когда ты указываешь им на их ошибки, но стараются их исправить и молятся, чтобы Бог помог им не стать эгоистами.

Я, как вам сказать, когда приехал на Святую Гору, пришел к святейшим старцам. Они никогда не говори­ли мне «браво». Они всегда давали мне советы о том, как любить Бога и как всегда быть смиренным; как призывать Бога, чтобы Он укрепил мою душу, чтобы мне крепко полюбить Его. Я и не знал этого «браво», и никогда не искал его. Напротив, я огорчался, когда старцы не бранили меня. Я говорил: «Что же делать? Я не заслужил милости старцев!» Я хотел, чтобы они на­казывали меня, ругали, чтобы обращались со мной строго. Если какой-нибудь христианин услышит, что я вам сейчас говорю, то что скажет? Он будет недоуме­вать и отвергнет это. Но это как раз правильно, это смиренно, это истинно.

И родители никогда не говорили мне «браво». Да я и не желал этого «браво». Поэтому, что бы я ни де­лал, я делал бескорыстно. Теперь, когда меня хвалят люди, я чувствую себя очень плохо. Как вам сказать? Когда люди говорят мне «браво», я внутренне сопро­тивляюсь. Мне не повредило то, что я научился смире­нию. И теперь, почему я не хочу, чтобы меня хвалили? Потому что знаю, что похвала делает человека пустым и изгоняет благодать Божию. А благодать Божия при­ходит только со святым смирением. Смиренный чело­век — совершенный человек. Разве это не прекрасно? Разве это не истинно?

Если это скажешь кому-то, то тебе ответят: «Да что ты! Если ребенка не похвалишь, он и учиться не мо­жет, и того не может делать, и сего...» Но это случает­ся оттого, что мы сами таковы и такими же делаем и своих детей. То есть мы сами отошли от истины. Эгоизм выгнал человека из рая. Это великое зло. Первые люди, Адам и Ева, были простыми и смиренными, поэтому жили в раю. У них не было эгоизма. Они находились, как говорится на богословском языке, в первозданном невинном состоянии. Когда мы говорим первозданное состояние, то подразумеваем под этим Божественные дары, которые Бог дал изначально, сотворив человека: то есть жизнь, бессмертие, совесть, свободную волю, любовь, смирение и так далее. Потом диаволу с помо­щью похвалы удалось ввергнуть их в прелесть. Они на­полнились эгоизма. Но естественным для человека состоянием, в котором сотворил его Бог, является смире­ние. В то время как эгоизм — это нечто неестественное, это болезнь, это нечто противоестественное.

Итак, когда мы похвалами развиваем в ребенке это гипертрофированное «Я», когда развиваем его эгоизм, то совершаем для него великое зло. Мы делаем его более склонным к диавольским вещам. Если мы так его воспитываем, то удаляем его от истинных ценностей жизни. Вы не думаете, что это и есть та причина, по которой дети портятся, по которой люди бунтуют? Это эгоизм, который с детства насадили в них родители, Диавол — это великий эгоист, великий денница. То есть внутри нас живет этот денница, мы живем диаволом. Мы не живем смирением. Смирение — Божие, это нечто совершенно необходимое для души человека, нечто для нее органическое. И когда его нет, это все равно, что в организме нет сердца. Сердце дает жизнь телу, а смирение дает жизнь душе. Из-за эгоизма человек находится на стороне злого духа, то есть он развивается со злым духом, а не с добрым.

Вот чего добился диавол. Он сделал землю лабиринтом, в котором мы не можем понять друг друга. Отчего мы страдаем и не понимаем этого? Видите, в какое заблуждение мы впали? Мы дошли до того, что в наше время сделали землю одной психбольницей! А мы и не понимаем, в чем здесь причина. Все находимся в недоумении: «Что с нами стало, куда мы идем, почему наши дети уходят, почему ушли из своих домов и слоняются без цели, почему оставили жизнь, почему оставили образование? Почему это происходит?». Диаволу удалось сокрыть самого себя и подтолкнуть людей к тому, чтобы они использовали другие имена. Врачи, психологи часто говорят, когда человек страдает: «А, у тебя невроз! А, у тебя стресс!» — и тому подобное. Они не соглашаются с тем, что диавол развивает и поднимает в человеке эгоизм. Но диавол существует, это дух зла. Если мы скажем, что он не существует, это все равно что отречься от Евангелия, которое говорит и о нем. Это наш враг, наш супостат в жизни, противник Христа, и называется он антихристом. Христос пришел на землю, чтобы освободить нас от диавола и даровать нам спасение.

Вывод напрашивается следующий: мы должны учить детей жить смиренно и просто и не искать похвалы и «браво». Будем учить их тому, что существует смирение, которое является здоровьем души.

Образ мыслей современного общества причиняет детям зло. У общества другая психология, другая педагогика, которая направлена на детей-атеистов. Такой образ мыслей ведет к произволу. Результат вы видите на детях и молодежи. Сегодня молодежь кричит: «Вы должны нас понять!». Но мы не должны идти к ним. Напротив, будем молиться о них, будем говорить правильные вещи, будем жить правильно, будем проповедовать это, но не будем приспосабливаться к их духу. Не будем портить величие нашей веры. Мы не сможем им помочь, приобретя их образ мыслей. Мы должны быть такими, какие мы есть, и проповедовать истину, свет.

Пусть дети учатся у святых отцов. Учение отцов научит наших детей исповеди, расскажет им о страстях, о зле, о том, как святые побеждали зло в себе. А мы будем молиться, чтобы Бог глубоко проник в них. (Старец Порфирий Кавокаливит «Житие современного человека») 

 

***

Любовь к славе человеческой рождает ложь... (прп. авва Исаия).

***

Не люби же славы мира сего, да не удалится от тебя слава Божия (прп. авва Исаия).

***

Подверженный этой болезни <тщеславию> не знает дружбы, не помнит приязни, нисколько не хочет никого уважать; напротив, все доброе извергши из души, непостоянный, неспособный к любви, против всех вооружается (свт. Иоанн Златоуст).

***

Будем убегать тщеславия. Эта страсть сильнее всех страстей. Отсюда – любостяжание и сребролюбие; отсюда – ненависть, вражда, распри (свт. Иоанн Златоуст).

***

...Кто домогается славы от людей, тот скоро оставит дела добродетельные (свт. Иоанн Златоуст).

***

Если же начнешь тщеславиться и гордится, отступит от тебя Господь, не восхощет помогать тебе... (прп. Нил Синайский).

***

Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям (прп. Иоанн Лествичник).

***

Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то другое делает для похвалы человеческой (прп. Иоанн Лествичник).

***

Всякое подвизающихся оставление благодатию бывает обыкновенно за следующие вины:  за тщеславие, за осуждение ближнего и надмение добродетелями (прп. Никита Стифат).

***

Сердце тщеславного человека смириться не может. Когда его обличают или дают ему совет, он яростно противоречит, а когда хвалят и льстят, тогда он ведет себя неподобающим образом. Что бы ты ему ни сказал, все ведет его к гордыне. Он занимается и кружится все вокруг себя. Напротив, грешник, который кается и исповедуется, не занимается собой. Исповедавшись, он уже не обращается вспять.

Тщеславные отчуждают свою душу от вечной жизни. В конце концов, эгоизм – это самая настоящая глупость! Тщеславие нас опустошает. Когда делаем что-либо ради славы, тогда становимся душевно пустыми. (Старец Порфирий Кавокаливит «Житие современного человека») 


 

***

Если ты избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благоговения не внушил тебе чужого помысла, а именно тщеславия и гордыни (прп. Ефрем Сирин).

***

Если снабжаешь кого, давай тайно и избежишь тщеславия (прп. Ефрем Сирин).

***

Как же одолеть (тщеславие)? Будем противопоставлять славу славе. Как мы презираем богатство земное, когда взираем на богатство небесное, и не дорожим настоящей жизнью, когда помышляем о жизни гораздо лучшей, так мы сможем презреть и славу настоящего мира, когда будем помышлять о славе высшей, о славе истинной (свт. Иоанн Златоуст).

***

...Будем всячески избегать этого зверя <тщеславия>. Он бывает различного рода и вида и разливает свой яд на все – и на сокровища, и на удовольствия, и на красоту телесную. Потому-то мы везде и переступаем границы нужды, от того и роскошь в одежде, и большая толпа слуг, от того пренебрегается умеренность во всем – и в домах, и в одежде, и в столе, а роскошь господствует. Ты хочешь наслаждаться славою? Подай милостыню: тогда тебя похвалят Ангелы, тогда тебя прославит Бог (свт. Иоанн Златоуст).

***

Человек тщеславный, желающий нравиться ни попало, то есть в большей мере раб, чем всякий невольник; напротив, поправший эту славу, не заботящийся о мнении других, стоит выше, он один свободен (свт. Иоанн Златоуст).

***

На стогнах молиться советует тщеславие, но воюющий с тщеславием молиться в клети своей (прп. Нил Синайский).

***

Истинная добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестию – этой матерью зол (прп. Нил Синайский).

***

Есть слава от Господа, и ибо сказано в Писании: прославляющих Мя  прославлю (1Цар. 2, 30); и есть слава, происходящая от диавольского коварства, ибо сказано: горе егда добре рекут вам человецы («Сокровищница духовной мудрости»; 1 Лк, 6, 26).

***

Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия; середина же – отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия; а конец (если только есть конец в этой бездне) состоит в том, чтобы стараться делать перед людьми то, что нас унижает, и не чувствовать при оном никакой скорби (прп. Иоанн Лествичник).

***

Тщеславие истребляется укрыванием добрых дел... (авва Фалассий).

***

Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость – приписыванием Богу исправно делаемых дел (прп. Максим Исповедник).

***

Некто из имевших дар видения замечал и пересказывал, что видел. «Когда, – говорил он, – сидел я в собрании, демон тщеславия и демон гордости пришли и сели подле с обеих сторон; один толкал меня в бок перстом тщеславия, побуждая рассказать о каком-нибудь созерцании, или делании моем в пустыни. Как же скоро отогнал я его от себя, сказав: да возвратятся вспять и постыдятся замышляющии ми злая (Пс. 39. 15), тотчас с левой стороны сказал мне демон на ухо: «Хорошо, хорошо ты сделал и стал велик, победив бесстыдную матерь мою». А я, удачно воспользовавшись продолжением стиха, отвечал ему: «Да возвратятся абие постыжденными глаголющии ми: благоже, благоже, сотворил еси (Пс. 39, 16)». На вопрос же мой: «Почему тщеславие есть матерь гордости?» – отвечал он: «Похвалы возносят и надмевают; когда же душа превознесется, тогда объемлет ее гордость, возводит до небес и низводит до бездны» (свт. Феофан Затворник).

***

Сердце тщеславного человека смириться не может. Когда его обличают или дают ему совет, он яростно противоречит, а когда хвалят и льстят, тогда он ведет себя неподобающим образом. Что бы ты ему ни сказал, все ведет его к гордыне. Он занимается и кружится все вокруг себя. Напротив, грешник, который кается и исповедуется, не занимается собой. Исповедавшись, он уже не обращается вспять.

Тщеславные отчуждают свою душу от вечной жизни. В конце концов, эгоизм – это самая настоящая глупость! Тщеславие нас опустошает. Когда делаем что-либо ради славы, тогда становимся душевно пустыми. Все, что бы мы ни делали, будем делать для того, чтобы благоугодить Богу, делать бескорыстно, без тщеславия, без гордости, без эгоизма и тому подобных страстей. Пусть у тебя ангельский голос и ты поешь Богу, не зная, что тебя слушает так много народу. То есть ты и не задумывайся об этом. Может такое быть? Не легко это, а очень трудно. Поэтому многие псалты – впали в прелесть. Как правило, все хорошие псалты – большие эгоисты. Не все, конечно, но большинство. Но когда у тебя есть смирение, то пусть ты и поешь прекрасно, и читаешь красиво, на тебя влияет то, что тебя слышат. Ты мне скажи, что ты прекрасно поешь и красиво читаешь, что это слышит твой старец? Это ничего не значит, если у тебя есть смирение. (Старец Порфирий Кавокаливит «Житие современного человека»)

 

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео