Расписание богослужений

 

"Слава Тебе, показавшему нам свет!"

 

Если всенощное бдение совершается в честь праздника или святого, то сразу по прочтении Евангелия диакон заносит его через Царские врата в алтарь и кладет на престол. На воскресной же всенощной после прочтения предстоятелем Евангелия положено пасхальное песнопение "Воскресение Христово видевше…". Оно призвано напомнить всем находящимся в храме о том, что всякое воскресенье есть "малая Пасха". По традиции, "Воскресение Христово видевше…" поют все молящиеся в храме. В Греции и на православном Востоке это песнопение исполняет на середине храма предстоятель (при архиерейском служении — сам Архиерей). Во время пения диакон стоит на амвоне с Евангелием в руках лицом к народу, напоминая молящимся о том ангеле, который благовестил женам-мироносицам о Воскресении Спасителя. Само Евангелие в эти минуты — образ Господа, явившегося по Воскресении апостолам и обещавшего им, что Он пребудет со Своими последователями "во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20). В воскресные дни между Пасхой и Вознесением "Воскресение Христово видевше…" поется три раза в знак сугубой радости христиан о Воскресшем Христе. После этого песнопения диакон возвращается на середину храма и кладет Евангелие на аналой вместо иконы. На праздничной всенощной на аналое в центре храма всю службу находится икона того святого или того события Священной Истории, в честь которого совершается праздничное богослужение.

 

После этого песнопения на воскресном или сразу после чтения Евангелия на праздничном бдении читается или поется покаянный 50-й псалом, за которым следует так называемая "стихира по 50-м псалме". Пение самой стихиры предваряется двумя припевами: в первом прославляется святой, которому посвящено бдение, во втором — Божия Матерь. На воскресном бдении первый припев обращен к ученикам Господним: "Молитвами Апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших", а в качестве стихиры поется пасхальное песнопение "Воскрес Иисус от гроба…". В службах некоторых праздников поются собственные припевы, свойственные только им. Так, например, в припевах Рождества Христова звучит ликование о пришествии в мир Сына Божия: "Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы".

По окончании пения диакон (встав на солее возле иконы Спасителя), а при его отсутствии священник на середине храма произносит молитву "Спаси, Боже, люди Твоя…". По Уставу, эта молитва положена на любой праздничной утрене, однако, по установившейся традиции, она опускается, если на вечерне была совершена лития (в которую входит и эта молитва). В этом случае произносится только ее заключительный возглас — "Милостию и Щедротами…".

 

После возгласа начинается чтение канона. Само исполнение канона на всенощном бдении не отличается от вседневных служб, но в современной российской приходской практике с чтением канона совмещается так называемое "раздавание елея от лампады святого". В древности этот обычай исполнялся буквально — предстоятель брал в руки лампаду, горевшую перед иконой праздника или чествуемого святого, все молящиеся подходили приложиться к иконе, после чего предстоятель помазывал молящихся елеем из лампады, изображая на их челе святой Крест. Устав назначает для "раздавания елея" время между утреней и первым часом, однако на современном приходе (в отличие от древних монастырей) за богослужением на бдении могут присутствовать сотни людей, и целование иконы затянет службу на весьма длительное время. Поэтому помазание молящихся начинается непосредственно во время чтения с клироса канонов. Еще один компромисс между Уставом и современной практикой состоит в том, что помазывают молящихся обычно не из лампады, а из специального сосуда, в который наливают елей, благословленный на вечерней литии.

Священники помазываются сами, после чего под помазание подходят все остальные присутствующие за богослужением, начиная с диаконов. По традиции, начертывая елеем на челе молящегося Крест, священник повторяет припев канона праздника: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Пресвятая Богородице, спаси нас" и т.д. На воскресном бдении молящиеся прикладываются не к иконе Воскресения, а к Евангелию, которое на время помазания полагается на аналое.

 

Помазание верующих освященным маслом во время ночных богослужений упоминается уже в "Апостольских постановлениях" (VIII, 29), составленных священномучеником Ипполитом, папой Римским (†269). Растительное масло (преимущественно оливковое — елей в собственном смысле) издревле употреблялось в Средиземноморье как лекарство (о чем упоминает и Сам Спаситель — Лк. 10, 34), поэтому со временем стало символом исцеления и укрепления человека. А от кого еще ожидать христианину исцеления, как не от истинного Врача душ и телес человеческих? Утверждению этого символизма способствовала и схожесть в греческом языке слов "елей" и "милость". Поэтому к помазанию верующие подходят в чаянии получения от Бога милости молитвами того святого, в праздник которого они все собрались в храм.

По завершении помазания все священнослужители уходят в алтарь. Царские двери затворяются, тушатся светильники — канон продолжается в храме, освещенном лишь пламенем свечей и лампад.

 

В конце канона диакон, как обычно, совершает полное каждение храма. Как и на вседневной службе, после 8-й песни канона диакон, стоя на солее у иконы Божией Матери, призывает молящихся возвеличить в песнях Матерь Предвечного Света, на что хор отвечает многократным исполнением песнопения "Честнейшую Херувим…". Однако на бдениях в честь некоторых великих праздников в этом месте службы вместо песнопения в честь Божией Матери положены так называемые припевы — краткие стихи, посвященные теме праздника.

 

Канон завершается как обычно, только на воскресной всенощной в самом его конце следует ряд диаконских возгласов. Это — восторженная хвала христианина своему Создателю: "Свят Господь Бог наш… Над всеми людьми Бог наш".

Вслед за каноном поются три псалма — 148-й, 149-й и 150-й (или избранные стихи из них), соединенных с праздничными стихирами. По первым словам — "Всякое дыхание да хвалит Господа" — эти псалмы получили название хвалитных. В этих псалмах все творение — небо и земля — соединяется, чтобы воспевать славу Творца Своего.

 

Стихиры "на хвалитех" — завершение службы. Как правило, их отличает особая торжественность, служащая как бы заключительным аккордом песенной части всенощной. При начале пения последней, Богородичной, стихиры хвалитного цикла Царские врата вновь отверзаются.

 

По окончании стихир священник возгласом "Слава Тебе, показавшему нам свет!" полагает начало последней части праздничной утрени — великому славословию. Вновь, как и на полиелее, зажигаются все светильники в храме. В древности предстоятель произносил эти слова, обращая их к собранию верных, когда в конце всенощного бдения видел, что заря уже занялась на востоке; и христиане, прежде чем разойтись, исповедовали еще раз Божество Искупителя в одном великом и общем славословии, составленном из песней обоих Заветов.

 

Великое славословие, как и малое, начинается Ангельской песнью, прозвучавшей в момент пришествия в мир Сына Божия. Его слова содержат умиленное пение Пресвятой Троице: "Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея". Славословие завершается также Ангельской песнью — Трисвятым.

 

После Трисвятого поется еще раз тропарь праздника. В Уставе это последнее пение тропаря называется отпустительным, поскольку близится завершение службы. Эту часть всенощной завершают произносимые подряд обе утренние ектении — "Помилуй нас, Боже…" и "Исполним утреннюю молитву нашу Господеви".

После ектений следует отпуст — краткое благословение предстоятеля молящимся в храме. В этой краткой молитве на верующих призывается благословение Божие, по молитвам Его Пречистой Матери и того святого, в честь которого служилось бдение. Вторая часть всенощной, соответствующая праздничной утрене, завершена. При пении многолетия священноначалию, нашей родной стране, ее властителям, воинам и всему народу предстоятель уходит в алтарь. Царские двери затворяются, светильники в храме тушатся в последний раз — начинается финальная, самая короткая часть бдения, соответствующая первому часу вседневной службы.

 

Часы — краткие последования, включающие в себя по три псалма, некоторые особые молитвы и тропари и кондаки богослужебного дня. Часы всегда (за исключением Светлой седмицы) читаются, и от этого правила не отступает даже всенощная: первый час, завершающий бдение, также не поется, а читается.

 

Первый час по древнему палестинскому счету соответствует нынешним семи часам утра. В Святой Земле, где складывалось наше богослужение, это — начало нового светового дня. Утро, наступление которого лишь предвосхищалось в песнопениях утрени, уже наступило, и христиане совершают хвалу Богу за наступивший новый день, за то, что Господь сподобил нас увидеть еще один рассвет. В последней молитве этой краткой службы священник просит, чтобы Христос, Истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, осиял нас светом лица Своего и направил стопы наши к исполнению заповедей Его.

В современной практике первый час почти всегда присоединяется к утрене, а значит, совершается с вечера. При этом несколько теряется его пафос благодарения за новый день, но при этом его псалмы, читаемые в полумраке, как и шестопсалмие, заставляют христианина углубиться в самого себя: "Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи… Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего". Первый час, а с ним и вся всенощная завершается торжественным пением кондака Божией Матери "Взбранной Воеводе" (на бдениях двунадесятых праздников — кондака праздника), после которого следует краткий отпуст. Верующие расходятся по своим домам, чтобы наутро вновь собраться в храме на великий духовный пир — Божественную литургию.

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео