Главное

IMAGE Поддержи свой храм!
04.04.2020
Мы понимаем, что в наступившее время всем приходится непросто. И мы осознаем всю... Читать далее

Расписание богослужений

00345092Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний день, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы слышали Евангельское повествование о том, как Господь, выходя из Иерихона, исцелил двух слепых людей и одного немого от рождения. Когда Господь проходил мимо этих слепцов, они возопили к нему: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мф, 20, 29-34). То есть сделали свою краткую мольбу ещё громче.

Эти мольбы от всей души и от всего сердца и есть прообраз делания молитвы Иисусовой. Когда человек познаёт, что у него есть безсмертная душа, что над ним есть Бог, тогда главную радость в жизни составляет соединение человека с Богом. А самое глубокое общение человека с Богом происходит от тех молитв, которые исходят из глубины души.

Епископ Феофан Затворник говорит, что поклоны, посещение богослужений, чтение молитв по молитвослову не является ещё самой молитвой, но есть только подготовка к молитве. Сердечные глубокие молитвы — это есть воздыхание из глубины сердца со вниманием, с полным сердечным чувством, потому что там, где нет внимания, там нет души молитвы. Многие из нас читают утренние и вечерние молитвы, каноны, акафисты, Псалтирь, но кто из нас может сказать, что за время этого чтения ум его был полностью погружен в слова молитвы, что он во всё продолжение молитвословия ни о чём другом, кроме молитвы, не думал, ни на что не отвлекался — это бывает крайне редко. А в основном у нас происходит всегдашняя борьба за чистоту мысли, я подрузамеваю тех людей, которые ведут внимательную жизнь и понимают, что там, где только произношение слов — там и молитвы никакой нет.

Как учит нас прп. Иоанн Лествичник, во время молитвы необходимо заключать ум в слова молитвы, а сердце пусть откликается чувством на то, что ты произносишь, т.е. во время молитвы, необходимо думать именно о том, что мы читаем. А ещё лучше, если молитва произносится наизусть, т.е. когда происходит наименьшее рассеяние внимания, - этому учит нас епископ Феофан.

Но зная нашу немощь Господь оставил нам краткие молитвы, которые способны сосредоточить наш ум. Всем нам (монахам и мирянам; людям учёным и неучёным; простым и мудрым) заповедано это всегдашнее пребывание с Богом, соединение с Ним через произношение устной молитвы Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную. Вот это в течение дня и должно стать содержанием нашего ума и нашей души.

Однажды спрашивает один человек: "Батюшка, вот в наших книгах об Иисусовой молитве написано о соединении ума и сердца, о соединении молитв с дыханием, описываются некоторые способы внешнего произношения молитвы Иисусовой. Как это исполнить? Хочу вам привести один маленький пример, который сделает доходчивым понятие о тех приёмах, которые описаны святыми отцами. Нам надо представить самих себя погибающими, по уши находящимися в болоте, и в это время мы видим проходящего человека и тогда мы уже не думаем, в какую форму облечь наше выражение о помощи. Можно себе представить, как мы будем орать: "Помогите! Помогите!"

Вот так ни о каком внешнем способе соединения ума с сердцем, с дыханием задумываться не надо, а необходимо задуматься только об одном: мы предстоим перед Живым Богом, Который видит, слышит, чувствует, понимает и знает глубины нашего сердца. Он знает, что мы люди грешные, что нам вверена вера, благодать, обетования, которые мы в своей жизни не всегда исполняем. Мы не помним слова Господа: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф, 7, 21). Вот это надо почаще приводить себе на ум, потому что это касается каждого из нас. И ещё нас, верных, касаются такие слова: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле Его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказание, бит будет меньше.» (Лк, 12, 47). А мы знаем всё, что даровано Господом для нашего спасения и исцеления нашей безсмертной души. Так вот, человек должен в момент молитвы думать только об одном: о покаянном чувстве и, как погибающий человек, говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

Один из современных старцев говорил, что молитва Иисусова — это как нытьё перед Богом: "Подай, Господи! подай, Господи!", — вот с таким чувством надо молиться и не задумываться ни о каких внешних приёмах, потому что в конце концов человек может увлечься внешним и забыть о самом главном делании — о покаянии и смирении, а это стержень Иисусовой молитвы. Потом уже Господь дает благодать и такие силы, что человек, просыпаясь уже читает молитву, что-то делает, идёт, работает, а в это время потихоньку, как ручеёк, эта дивная молитва произносится и через это человек всегда пребывает с Богом. А Господь в долгу никогда не будет: предохранит его от бед, напастей, искушений, потому что над человеком через делание Иисусовой молитвы создаётся духовное облако, некий духовный бронежилет, который человека защищает от всех и невидимых напастей. Почему? - Потому что дьявол — существо духовное, он влияет на наш ум с помощью мыслей, т.к. наш ум тоже духовен. Дьявол не может ввести нас в грех как только сначала внушив нам ту или иную мысль через помысл. Эти назойливые мысли – прилоги диавола - человеку надо сразу отсекать, т.к. мы не смлжем разобраться, какие мысли от нас, от нашего естества, какие — от Бога, какие — о дьявола, поэтому это делание очень сокровенное. И чтобы не принимать диавольских мыслей, надо дать уму занятие и пищу для него, чтобы он думал о небесном. Как он может об этом думать? - Для этого нужно постоянно произносить молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, и таким образом эта молитва будет мысленным фоном в течение нашей дневной деятельности, и мысли не Божии, сама молитва будет отсекать, а мысли, оставленные в нашем уме, будут направлять нашу деятельность на Божий путь. Молитва Иисусова будет являться неким контролёром или таможенным досмотром, пропускающим тех людей, которые законным образом переходят границу, а «контрабандистов» будет останавливать. И наоборот, если у человека нет такого духовного делания, если его ум не занят молитвой, то он уподобляется дому без окон и без дверей, и всякий, проходящий мимо, может зайти в этот дом и взять, что ему угодно. Вот такова человеческая душа, не огражденная деланием молитвы Иисусовой.

Мысли тысячами проходят в нашем сознании, они не дают нам возможности внимательно молиться.

В сегодняшней притче двое слепых обращаются ко Господу: Господи Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас! А люди заставляли их молчать, т.е. бесы не давали им обращаться с молитвой к Богу. И тогда, чтобы усилить молитву, они начали произносить её громче.

Чему же способствовала эта мольба от всей души, невзирая на те препятствия, которые оказывали люди под действием лукавых духов? - Она способствовала исцелению больных, потому что Господь спросил: «Чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи, чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! Вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним». (Лк, 18, 41-43). Вот это чудо исцеления ложится в основу веры и каждого из нас.

Как мы можем убедиться в том, что молитва наша услышана, что она будет исполнена? Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек начинает молиться и проникается убеждённостью, что молитва его будет услышана, искренне верит в помощь Божию и убеждён в этом, а всякие другие мысли отсекает, то мера убеждённости в услышанности своей собственной молитвы дарует человеку исполнение этой молитвы». Порой, когда мы начинаем молиться, где-то в глубине души сами не верим, что это может быть сейчас или скоро, что это может быть именно так, как мы просим, мы не имеем такой веры. Вера — это дар Божий, который приходит после духовного труда. Отец больного отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Ин, 9, 24). Умом мы все этого жаждем, мы все хотим искренности веры, чтобы её глубина и чистота были присущи нашему сердцу и нашему уму, но, на деле наблюдая за духовными движениями своего сердца и ума, мы видим, что вера-то у нас колеблющаяся, вера наша хромает на два колена.

Так давайте задумаемся, от чего же умножается вера, откуда появляется её глубина и убеждённость. - Дело в том, что прежде всего, конечно, должно быть размышление. Епископ Феофан говорит: что Богомыслие это мысли человека о творении мира, о создании человека, о грехопадении, о пришествии в мир Спасителя, о том великом деле, какое Он сделал для нас, претерпев за каждого из нас и вместо нас крестную смерть; Его Преображение и Вознесение, жизнь будущего века и те блага, которые Господь сделал для нас. Надо вспоминать чудесные события, которые лично с каждым из нас; или о тех событиях и чудесах, которые происходили с нашими родными и близкими. Нужно приводить их себе на память как некий подогрев в нашей жизни для нашей слабеющей веры, чтобы мы ещё и ещё раз через размышление о помощи свыше, о сверхъестественных событиях в нашей бытийной жизни возвращались к Небу.

Также необходимо искать общения и дружбы с людьми благочестивыми, исполненными страха Божия и веры. Их пример волей-неволей рождает в нашем сердце желание быть похожими на них. Пророк Давид говорит: с преподобным преподобен будеши, а со строптивым развратишися; т.е. людей, далёких от веры, всячески надо удаляться. Надо упражняться в чтении Священного Писания, святых отцов, т.к. это способствует возрастанию нашей веры. И самое главное — искренняя сердечная молитва, особенно перед Причастием, или во время службы в храме Божием. От всей души надо молиться, чтобы Господь сделал нас настоящими, искренне верующими людьми, чтобы мы верили в Евангелие и в учение святой Церкви, и в то, что все события происходят от руки Божией, что Он всё видит и знает и, как любящий отец, исполнит наши прошения в то время, которое благоугодно Ему.

Будем от всей души молиться Господу, Пресвятой Владычице нашей Богородице, святым угодникам Божиим, которые прошли этим путём веры. Вспомним жизнь преподобного Марка Фраческого. Какая у него была вера! В его жизнеописании говорится, что Марк Фраческий подвизался в глубокой пустыне и жизнь его была исполнена невероятных подвигов. Когда к нему пришел Антоний Великий, преподобный спросил у него: «Скажи мне, как сейчас живут христиане, существуют ли гонения, которые были, когда я ушёл из мира?" Антоний Великий ответил: "Милостью Божией Церковь благоденствует, храмы распространяются по всей земле и вера христианская умножается. За это надо Бога благодарить". Тогда Марк Фраческий спрашивает: "А есть ли сейчас такие верующие люди, которые скажут горе сей: «двигнис»ь, по слову Евангельскому, и она двигнется?" И Антоний Великий увидел, что гора, которая находилась рядом, начала содрогаться. Тогда Марк Фраческий говорит: "Подожди, подожди, я тебе не говорил этого", — и гора остановилась. Для нас это кажется вещами невероятными. Но для святых, исполненных именно такой веры, всё было осуществимо. Вот нам надо иметь хотя бы тысячную долю этой веры и стремиться к укреплению её.

Можно миллион книг прочитать, можно закончить семинарию, Академию, Тихоновский институт, но мера духовной жизни выражается не количеством прочитанных книг, не нашими знаниями, а молитвенностью, и если у человека умножается молитва, значит через это у него умножается духовная жизнь и вера, а через это Господь посылает человеку ответ: "Я с тобой, Я рядом". И человек в этой умной, сердечной и внимательной молитве чувствует это сильнее всяких убеждений, примеров, чудес и книг. Бога мы должны искать не в каких-то особых храмах и святых местах, ибо знаем, что Господь везде, а найти Его может в своем сердце, если в нем теплится смиренная и исполненная покаянных чувств молитва Иисусова. Человек может почувствовать Бога рядом, даже если прошение его не будут исполняться, и вокруг все будет не клеиться, потому что начнется начнётся испытание твёрдости веры, а она испытывается не тогда, когда всё гладко, но наоборот. И человек, помня о том, что Господь близок к его сердцу, знает, что только на время Господь отступил в сторону, для того чтобы человек научился сам бороться с теми препятствиями и испытаниями, которые выпадают на долю каждого из нас. Никто этого не минует, но самое главное, надо знать, что всё это дается по силам каждому, чтобы мы, как школьники, решая задачу за задачей, постепенно переходили из одного класса духовной жизни в другой, ведомые по ним десницей Божией, которая поддерживает всякого человека, обращающегося к Нему с искренней молитвой: Господи Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя. Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео