Главное

IMAGE Поддержи свой храм!
04.04.2020
Мы понимаем, что в наступившее время всем приходится непросто. И мы осознаем всю... Читать далее

Расписание богослужений

08_20_1Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Много есть памятников на нашей земле, которые воздвигнуты воинам, героям, гениям. Воздвигла их благодарственная память людей, или материнская, или отеческая любовь сердца. Но есть один памятник, который возвышается над пространством и временем, который выше пространства и времени, который пережил их, который все освящает, благословляет и созиждит. Это Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот памятник воздвигла не любовь человеческая, а ненависть людей, не принявших Любовь Божию. И эта самая Божественная Любовь спасла этих людей, за которых Он молил на Кресте: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). И привнеся закон любви в этот мир, Божественная Любовь спасла его от греха, проклятия, смерти, гниения. Потому что в Себе Самом Господь наш Иисус Христос, Божественный наш Учитель, показал, что такое Человек с большой буквы, что такое «возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всем помышлением своим» (Лк. 10:27).

 

Сегодняшний наш мир держится тремя вещами: любовью Бога к человеку, любовью человека к Богу и любовью человека к человеку. И как только оскудеет эта Божественная Любовь, когда оскудеет любовь между людьми, тогда этому миру незачем больше будет существовать, потому что он не исполнил своего предназначения: превратить эту землю в рай любовью. И в храмах Божьих среди христиан еще зиждится, еще теплится эта надежда исполнить заповедь Божию на нас самих.

И вот в сегодняшний праздник Крест Господень выносится для поклонения, чтобы мы с вами вспомнили, что мы носим на своей груди, какому Богу мы поклоняемся, какому Богу мы служим  ­ Богу Любви. Соответственно, мы должны быть детьми Любви. И когда нет между нами любви, то, почаще будем вспоминать о Кресте. Митрополит Антоний Сурожский, в одной из своих проповедей сказал: «Сейчас, когда мы смотрим на Распятие, или иконы, то мы видим Христа, торжествующего в своей победе, умиротворенного, возвышающегося над всей землею, и не особо на этих иконах, этих Крестах и Распятиях, видна та полнота человеческого страдания, которое Он претерпел за каждого из нас». Если бы в нашу голову, хоть когда­нибудь, во всей полноте, вошло, что Он пережил ради нас, тогда бы мы слышали Его голос: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5:22), «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13:35), «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). И тогда мы подражали бы во всей полноте Ему. Задумаемся над этим: есть ли в нас самих всепрощающая и жертвенная любовь, которой нас учит Господь с Креста.

И есть еще один Крест, который несет каждый из нас. И сейчас надо немножко подумать и разобраться: а какой это Крест? Три Креста было на Голгофе. Крест Спасителя, крест разбойника благоразумного и крест разбойника безумного. И нам святые отцы говорят, что почти все люди несут один из этих трех крестов. Как часто приходится слышать на исповеди или в разговоре: «А за что мне это? Почему у сына или у дочери не складывается жизнь? Почему мне так не везет? Почему нет здоровья? Почему нет взаимопонимания среди людей?» И прочее, и прочее. И каждый из вас, здесь стоящих, мог бы загнуть десять пальцев, сетуя на свою жизнь и перечисляя невзгоды. Так вот, в этом вопросе, не уподобляемся ли мы разбойнику безумному? «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39).

Мы же православные христиане, мы день и ночь молимся, читаем утренние и вечерние молитвы,  любим Церковь, регулярно исповедуемся и причащаемся, так почему же нет у нас того, что мы хотим: ни сердечного мира, ни внешнего благополучия, ни того маленького человеческого счастья, к которому стремится каждый из нас. А потому, что мы не понимаем самого главного: мы еще не вошли в меру разбойника, бандита, правда, благоразумного, который поверил Богу до глубины души, правильно поверил Ему, который ответил другому разбойнику: «Достойное по делам нашим приняли… Помяни меня Господи, когда приидешь во Царствии Твоем» (Лк. 23:41­42). Не имеет значение: что я здесь терплю, опять же за мои грехи, это все справедливо. Самое главное: «Помяни мя Господи, когда приидешь во Царствии Твоем». Вот с кем мы должны себя соотносить и понимать: почему в нашей жизни нет того, что хотим.

Мы внесли в эту жизнь грех, свой личный – не только прародительский, не только родительский, за который мы страдаем, но и свой личный. Каждый из нас, стоящий сегодня в храме на этом праздничном Богослужении, причастившийся, молившийся, радовавшийся, что мы дети Божии ­ по своим грехам давным­давно должны были бы лежать на кладбище. Нет! Нас Господь милует, терпит и любит, и надеется на то, что мы, в конце концов, хотя бы даже на смертном одре, но примем всецело Его волю о нас. Возблагодарим Бога, окидывая взглядом всю нашу жизнь, и эту жизнь осудим, а Бога возблагодарим за то, что Он нам дал: православную веру, Евангелие, жизнь в Церкви, радость богообщения в молитве, в богослужении, в праздниках, радость общения друг с другом. Все это нам дано авансом.

Редчайшие люди, святые, они несут Крест Спасителя, страдая за род человеческий, за родню, потому что они способны перенести те скорби и испытания, которые должны были бы перенести их родные и близкие. Они с ними разделяют их, потому что они способны на это великодушным, широким и любящим сердцем. Таких людей единицы.  Но такие были среди нас. Я знаю одну нашу прихожанку, все вы ее тоже прекрасно знали, рабу Божью Галину. Я удивлялся: у человека было два рака. Мы знаем, что люди, со временем, когда он развивается, принимают обезболивающие, сначала слабые, потом все более сильные, но, когда уже нельзя терпеть, выписывают уже наркотические средства. И вот я удивлялся: до последней минуты она принимала анальгин и говорила: «Вот, когда будет совсем плохо, тогда буду принимать наркотики». И совсем плохо стало тогда, когда она, причастившись, у меня на руках умерла. Не приняв ни разу наркотика. Почему? Потому что думала, ощущала, и ей казалось, что все это еще не настоящая боль, что все это можно еще терпеть. Два рака! Человеку ногу отрезали! Да потому что терпела за своих родных и близких, за тех, за кого молилась, кого любила. И Господь в этих болезнях и страданиях, конечно же, даровал силы. Почему? Да потому что у человека было доверие и любовь к Богу. Уверенность, что ничего случайного не бывает, и рано или поздно, но каждому из нас придется рождаться в Вечность. И с какими чувствами это произойдет? А с такими чувствами, что Бог зла никому не желает, случайного или не нашего с нами не бывает.

Voz1И поэтому надо сейчас научиться нести свой жизненный Крест, благодаря и с радостью. Помня слова апостола Павла: «Временные страдания наши ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18). Без болезни никто не проживет.  Наш наместник любит говорить одну фразу: «До смерти все доживем». Правильно, доживем. Никто ее не избежит. Но независимо от наших внешних обстоятельств должна быть устроена наша внутренняя жизнь.

И вот Крест, который лежит сегодня перед нашими глазами, показывает нам, что Господь прошел этим путем, двенадцать апостолов прошли этим путем, ­ только один апостол Иоанн Богослов умер естественным путем. И будем помнить слова апостола Павла: «Итак, как Христос пострадал за нас во плоти, то и вы вооружитесь тем же мышлением; ибо страдающий во плоти перестал грешить» (1Петра 4:1). Конечно, можно перестать грешить и раньше, и раньше воспринимать жизнь так, как ее воспринимали святые, как ее воспринимали совсем недавно наши православные сродники.

Однажды священник входит в храм, смотрит, женщина стоит на коленях перед иконой Божьей Матери, плачет горькими слезами. Он подходит к ней и спрашивает: «Раба Божья, что с тобой случилось? Ты кого­нибудь похоронила? Мужа, сына, дочь?» ­ «Нет» ­ «У тебя тяжкая, неисцелимая болезнь?» ­ «Нет» ­ «У тебя сгорел дом, у тебя отняли квартиру?» ­ «Нет» ­ «Что же у тебя случилось, что ты проливаешь такие горькие слезы?» И тогда она, обращаясь к нему, говорит: «Батюшка! Три года у меня нет никаких скорбей, и я думаю, что меня забыл Бог». И плачет горькими слезами, помня слова: «Ибо Господь кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6). «Наказывает» ­ в смысле научает, слово «наказание» в славянском языке произошло от слова «наказ», т.е. научать. И если бы все мы жили по заповедям, не нужно было бы всех этих внешних вразумлений. Мало того! Наши болезни и разные обстоятельства нашей жизни не обязательно посылаются нам за грехи. Но вечных людей нет? – Нет! Пришла старость? Да! Волосы выпали? Да! Зубы разрушились? Да! Ну что теперь поделать! Но спрашивают: «А за какой грех?» ­ Ни за какой! Сколько тебе лет? – «Семьдесят!». Слава Богу, Александра Сергеевича Пушкина пережила, а он погиб в 38 лет. Поэтому, что есть, то есть. Так надо ко всему относиться. Слава Богу, живы! Слава Богу, голова работает! Слава Богу, молитву Иисусову произнести можем! Вот и все. За каждый день, за каждый восход солнца, за каждую Литургию, за каждую Всенощную, за каждый молебен надо Бога благодарить. У нас еще один день, и еще один день, и еще один день хвалы Божьей. А придет час, начнем потихоньку разваливаться. Но если внутри будет Бог, то ничего не будет разваливаться. А все, и горькое и сладкое, будем принимать от Бога в равной степени.

Старцы Оптинские смотрят на нас со стен нашего храма. Прп. Макарий Оптинский говорил: «Есть два креста: внешний и внутренний. Внешний – болезни, испытания, скорби, зависть и прочее. Но есть внутренний: сомнения, ропот, малодушие, уныние, леность, печаль, нежелание жить духовной жизнью, нежелание молиться Богу, поститься, смиряться, терпеть. Эти кресты гораздо серьезнее, гораздо сложнее». И вот сейчас, нас, христиан, не испытывают внешними крестами, как говорил епископ Игнатий Брянчанинов. Нет внешних гонений, внешних стесненных обстоятельств нашей жизни. У нас сейчас все есть. Как сказал о. Иоанн Крестьянкин: «Мы сейчас, в наше время, все купаемся в благодати». Раньше придет какая­нибудь ксерокопия с проповедью, мы радуемся, что есть возможность перепечатать, прочитать, во что­то вникнуть. Сейчас, если человек только перечислит наименования православных книг, которые выпущены издательствами, то ему уже надо давать степень кандидата богословия. Такого не было ни в одни дореволюционные времена. Не было такого обилия духовных книг. Такого духовного образования, какое сейчас дают храмы, богослужения, не было. Казалось бы, это должно способствовать глубине нашей с вами духовной жизни.

Поэтому будем помнить мудрую пословицу старца Амвросия Оптинского, которая была облечена в, казалось бы, простые, даже простенькие, но глубокие по своему содержанию, стихотворные строки. Часто, лежа на одре болезни, он говаривал такие слова: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю ж и я». Святые не прошли мимо этого терпения, но они совсем по другому относились к этим скорбным обстоятельствам. В них они вызывали не ропот, а мужество и долготерпение. Потому что они помнили слова апостола Иакова: «С великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения (т.е. испытания), зная, что испытания вашей веры производит терпение, терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте без всякого недостатка». (Иак. 1:2). А не испытан – не искушен. «Быв искушен, мог и искушаемым помочь» (Евр 2:18). Помочь перетерпеть, смириться, уступить. Сами мы попадаем в эти жизненные ситуации, чтобы вынести из них правильный урок. Помочь себе преодолеть наш собственный эгоизм. Эта задача, которая перед нами ставится – она не человеческая. Это устроил не настоятель, не мои сослуживцы, не мои братья и сестры. Ты в эти обстоятельства был поставлен Богом. Они сложные? Да! Противные? Да! Неприятные? Да! Для чего? Чтобы ты в этих обстоятельствах стал человеком. Как ты иначе исполнишь заповедь о терпении, если тебе нечего будет терпеть? Как ты исполнишь заповедь о любви, если тебе не будет на кого направить эту любовь?

Мы хотим отойти от этих обстоятельств. Ничего не получится! Мы в этих обстоятельствах должны молиться: «Господи! Покажи для чего». Не «почему», а «для чего». «Для чего я?» Да потому что именно ты, а не они. «Они» ­ это их дело, а нужно чтобы ты стал лучше. «Пусть они уступают!» Нет! «Пусть они прощают!» Нет! «Пусть они любят!» Нет! Надо, чтобы ты. Бог о тебе печется в эту секунду, тебя лично поставил в эти обстоятельства. А когда мы начинаем говорить: «Он сказал, он обделил, там обсчитали, тут не заметили», то все! Задача не решается! Ты урок этот сдаешь на двойку. И будешь все время двоечником. Но самое главное, что ты все равно всю свою жизнь будешь решать одну и ту же задачу, пока ты с этой ступеньки двоечника не переступишь на следующую, чтобы ты стал человеком. Вот о чем каждый день печется Господь! А мы все говорим: «Люди, люди, люди». Не «люди», а через людей действует Бог.

Поэтому в этот святой и праздничный день, вооружившись силою Креста Господня, и, прежде всего, терпением и долготерпением, которые являются для нас «духовным бронежилетом», чтобы теперь нам ни сказали, ни сделали, как бы на нас не посмотрели, что бы мы не услышали о себе, будем молиться: «Господи! Дай мне терпение, ибо они, милосерднейший Господи, не ведают, что творят. Достойное по делам моим приемлю. Помяни меня Господи, во Царствие Твоем. Меня рабу Божью, нетерпеливую, никуда не годную, но все таки Божью». На это надеемся, на это уповаем и с этим радостным и оптимистичным чувством будем помнить слова Господни: «Претерпевый до конца, тот спасен будет» (Мф. 10:22).  Аминь.

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео