Главное

IMAGE Поддержи свой храм!
04.04.2020
Мы понимаем, что в наступившее время всем приходится непросто. И мы осознаем всю... Читать далее

Расписание богослужений

b67c7126f2b5Сегодня мы празднуем рождество Крестителя Спасова Иоанна – последнего Ветхозаветного и первого Новозаветного пророка. Он был провозвестником покаяния и пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа, ибо он сам говорил: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший Меня; Он будет крестить вас Духом Святым» (Лк., 3:16). Из Евангелия нам известно, какой образ жизни вел святой Иоанн Предтеча. Он жил в пустыне, был строгим аскетом, питался диким медом и акридами, носил одежду из верблюжьей шерсти и препоясывался кожаным поясом. То есть он совершал сугубый подвиг распятия плоти со страстьми и похотьми ради того, чтобы в ней воссиял дух.

Мы в своей жизни его образу последовать не можем, но можем хотя бы придерживаться внутреннего устроения, о котором преподобный Марк Подвижник говорил: «Дай телу твоему по силе его, а всю твою брань обрати на внутреннего человека». Никто из святых не восходил на небо, живя прохладно. Преподобный Антоний Великий научает последователей Христовых: «Умирай ежедневно, чтобы жить вечно». Нужно чтобы и у нас был хотя бы какой-нибудь маленький подвиг. Если мы ленимся делать добрые дела, то нужно каждому себя к этому побуждать. Не хочется встать пораньше - заставляй себя; не хочется молитвы читать или престарелую мать навестить в больнице - понуждай себя к этому, потому что через этот маленький подвиг, через это маленькое умирание для мира ты обновишь в себе дух Жизни Вечной и этим подвигнешь себя ближе к Царствию Божию.

Святой Иоанн Предтеча говорил в своей проповеди: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф., 3,13). К нему приходили каяться и креститься люди разных сословий, и всем он давал наставления. К нему приходили креститься мытари. Он отвечал им, чтобы они ничего не требовали более определенного им (Лк., 3,13). И мы тоже должны обратить на это внимание и не требовать ничего, более положенного нам. А, что нам положено? Каждый человек сам для себя определяет меру - что ему положено и что не положено и тогда все у него в жизни получится. А если мы будем мечтать о том, что окружающие люди должны относиться к нам особенным образом и в своем уме уже нарисуем такую картину, то это часто бывает измысленно. Мы ждем к себе добрых отношений, поэтому не получаем взамен того, чего мы ждем, через это мы расстраиваемся, переживаем, унываем. Порой у нас и в семьях получаются нестроения и недоумения из-за того, что мы даем себе в жизни слишком большую цену.

 

Нам святые отцы говорят, чтобы мы были готовы ко всякой скорби, тогда избежим всякой скорби. Когда человек в душе осуждает самого себя, когда он говорит, что недостоин хорошего отношения к себе своих родных и близких, и вдруг он это отношение получает, тогда он за это благодарит и Бога, и людей, которые в малой степени оказывают ему любовь. И вот Иоанн Предтеча как раз  направляет нас на этот путь внутренней жизни: ничего не требуйте более определенного вам.

Спрашивали у него люди, как им спастись. «Он сказал им в ответ: у кого две одежды – тот дай неимущему, и у кого есть пища - делай то же» (Лк., 3,11), т.е. направляет их по пути духовной жизни деланием милосердия, взаимной помощи, сострадания и взаимной любви. И мы в своей жизни должны смотреть, что же от нас требует Господь, к чему Он нас призывает. Действительно, если мы сыны Божии, значит мы должны и жить по-Божиему. Но поскольку мы в большинстве плотолюбцы, а не боголюбцы, поэтому нам тяжело отдать половину, это даже как-то немыслимо. У нас есть, например, десять платьев, кто из нас пять из них отдаст? Есть у нас зарплата, кто из нас половину ее отдаст? Да никто. Поэтому мы должны знать этот принцип жизни, что должны делиться хотя бы малым.

Иоанн Златоуст, зная немощь естества человеческого, говорит, с чего нам начинать дела милосердия. Понятно, что мы не можем отдать последнее, хотя мы к этому и призваны. Поэтому он говорит, что сначала надо раздать то, что нам не нужно вообще, т.е. выросла из платья, оно тебе не нравится, какие-то иные излишки есть - отдавай их. И апостол Павел заповедует нам, что каждый воскресный день надо откладывать то, что для церкви. Когда он проповедывал Евангелие, общины христианские жили вспомоществованием друг от друга. И чтобы сборы не были внезапными или в тяжесть, по совету апостола Павла в воскресный день нужно подумать, что же ты со своего экономического положения можешь уделить другим. Можешь уделить копейку - отложи ее в сторону и, когда придет апостол, ты эту копейку и отдай. Может он придет через месяц, может через полгода, а за это время накопится какая-то сумма для церкви. Что же он имел ввиду? Он хотел, чтобы это было все ненавязчиво, не с надрывом сердечным, чтобы человек не жалел о том, что дал, потому что покаянием упраздняется всякое дело. Ты совершил какой-то злой поступок, ты в этом покаялся, и Господь, видя внутреннее расположение сердца твоего, прощает тот или иной грех. Также и доброе дело. Человек кому-то помог, а потом стал от этого нуждаться и стал раскаиваться и переживать, зачем он это сделал и так много дал, что самому теперь не хватает. Тогда его доброе дело тоже упраздняется. Ты раскаялся, что сделал доброе дело, тогда оно изглаждается из Книги жизни, хотя в меньшей степени, потому что даже от нашего неразумия добрые дела Господь больше любит, чем грехи.

Спрашивали у Иоанна Крестителя воины, что им делать, чтобы спастись. Он говорил: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк.,3,13). Мы должны об этом задумываться. Можно обидеть не только словом, но и каким-то отношением. Если мы не делаем грубых грехов, это для нас дело маленькое в том смысле, что все мы верующие православные люди и это не очень-то похвально. Мы читали в Священном Писании: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс., 33,15). Если мы не делаем того, что должны делать, мы в этом погрешаем, значит мы находимся не в правильном расположении, потому что православный человек - это человек, который живет не ради себя, а думает и заботится, какой плод сотворить ему для Господа и для церкви. В этом смысл нашей жизни, потому что Господь есть любовь. Поэтому Он от каждого человека ждет этого состояния любви, ибо она есть, как говорит апостол Павел, - совокупность совершенства (Кол., 3,14). Мы должны заботиться и всегда переживать, чтобы у нас эти дела любви умножались в той степени, в которой возможно для каждого человека.

Святой Иоанн Предтеча напоминал людям о том, что всякая духовная жизнь человека начинается с изменения к лучшему. Он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф., 3,1). Покаяние в переводе с греческого языка "метания" - изменение, т.е. должны быть не только слова, но своей жизнью показать изменение от худшего к лучшему. Всеми силами своей души нужно стремиться к этому, предавая себя в руки Божии, показывая в своем расположении души непримиримость с тем или иным грехом, никогда не должно успокаиваться.

Однажды ученик говорит: «Авва, помолись обо мне, ибо я пал». Он отвечает ему: «Встань и иди». Через некоторое время ученик опять говорит: «Авва, я опять пал. - Встань и опять иди». В третий раз он опять говорит: «Авва, помолись обо мне, ибо я опять пал». Тогда старец отвечает ему: «Встань и опять иди. - До каких же пор так поступать?» Авва отвечает: «До самой смерти». В какой бы грех ты ни впал, не мирись с этим состоянием, кайся, старайся исправляться, не унывай от этого греха, но подымайся. Иоанн Златоуст говорит, что не падать свойственно только одним ангелам; падать и вставать свойственно людям; а падши никогда не вставать свойственно одним только бесам. Мы будем осуждены не за то что мы пали, но за то, что мы падши не встали. Есть какой-нибудь застарелый грех, например, винопития или курения, надо каяться постоянно, хоть опять к этой привычке обращаешься, но не нужно опускать руки. Нельзя говорить: «Больше не буду и стараться. Но наоборот, хоть человек и  срывается, но нужно опять продолжать  кропотливо бороться с этим грехом. Другой человек постоянно злословит или гневлив, но еще  и говорит: «Ну что ж, таким вот я родился, не могу исправиться» и так живет. Мы не должны так поступать. Если был какой срыв, нужно принуждать себя продолжать бороться и отставать от греха. Мы не должны мириться с теми грехами, которые мы замечаем за собой изо дня в день. надо вести с ними брань до самой смерти. Господь нам говорит, что в чем застанет нас, в том и осудит: застанет в борьбе, в переживаниях, в ненависти ко греху - значит есть надежда на милость Божию. А если опустились руки, ничего не делаем - это страшное состояние, о котором прп. Серафим Саровский сказал, что нет страшнее греха чем уныние. Человек тогда становится подвластным дьявольским силам и уже не способен что-либо в своей жизни исправлять. Все возможно, надо прилагать только все силы, чтобы у нас не было такого страшного состояния. Иоанн Лествичник говорит что помогает человеку выйти из этого состояния: это молитва с верой и надеждой сподобиться вечных благ, псалмопение, умеренное пение и слушание духовных песнопений. Оптинские старцы говорили, что еще рукоделие выводит человека из состояния уныния. Если дома на нас напало такое состояние, начни в квартире уборку делать, перестановку какую-то, глядишь, как-то отвлекся, отошел и уже духовной  литературы хочется почитать, потом помолиться. Да просто возьми в руки веник и начни подметать, и это уже будет подвижкой , чтобы не пребывать в таком дремучем состоянии. Иоанн Лествичник еще говорит, что некоторое послабление в пище тоже разгоняет уныние. Мы должны еще знать, что многоспание приводит человека в уныние, в состояние духовной безчувственности. А если человек не переспит, то он по духовному чувствует себя бодро, а кто много спит, то чувствует в своем теле отяжеление. От такого состояния помогает чтение слова Божия, житий святых и любой духовной литературы, в которой сокрыта благодать Духа Святаго.

В день памяти святого славного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который заповедал нам пост и воздержание, скромное о себе мудрование, довольствование своим положением, будем молитвенно прибегать к нему, чтобы он избавил нас от греховного состояния и помог нашему спасению.

Апостол Павел говорит нам: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»  (1 Фес., 5,16). Состояние радости - естественное состояние всякого последователя нашего Господа. Когда человек старается жить по заповедям Божиим, то Господь дает такому человеку мир, радость и ощущение того, что рядом с нами находится любящий Отец, видящий нашу немощь, нашу болезнь, наши неприятности, который не попускает нам быть искушенными больше наших сил. Когда горшечник делает из глины какой-либо сосуд, он знает, что если он его опустит в печь и не дожжет, то глина будет мягкая и никуда не годная, а если он передержит сосуд в огне, то тот станет хрупким и рассыпчатым. Поэтому, уж если простой человек знает, сколько сосуд держать в огне, то тем более всемилостивый Господь знает, сколько нам находиться в огне искушений и испытаний, чтобы мы стали сосудом благоприятным, сияющим, нужным и готовым для Царствия Божия.

В этот день памяти святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна будем молиться ему от всей души, чтобы он помог нам идти путем Евангелия, путем исполнения заповедей Божиих, путем воздержания, кротости, любви и смирения, чтобы нам достигнуть Царствия Божия. Аминь.

игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео