Главное

IMAGE Поддержи свой храм!
04.04.2020
Мы понимаем, что в наступившее время всем приходится непросто. И мы осознаем всю... Читать далее

Расписание богослужений

579837_518873074845456_381960777_nОтвечая на вопросы радио «Эра» о правильном отношении к Великому посту, епископ Иона (Черепанов) выделил главное, о чем нельзя забывать постящимся. В середине Четыредесятницы, когда первую половину пути мы уже прошли, но еще добрая половина впереди, публикуем ответы владыки.

 Проверим себя: правильно ли мы постимся.

Не есть мяса — еще не значит поститься. Пост — это, в первую очередь, воздержание от греха
Сейчас о Великом посте довольно много говорят и пишут. К величайшему сожалению, постоянно приходится сталкиваться с различными домыслами, слухами, псведоблагочестивыми традициями и целым блоком народных обычаев. Согласно нашим СМИ, пост заключается в воздержании от тех или иных продуктов. Практически в любом издании есть список рецептов, как готовить постную осетринку. Причем, даются целые списки рецептов, как правильно и максимально вкусно приготовить блюда и при этом не нарушить пост. Таким образом, получается какое-то утонченное фарисейство, утонченное лицемерие: человек старается точно так же набить свой желудок максимально вкусной пищей и при этом соблюсти букву закона, чтобы в этой пище, не дай Бог, не было ни яичка, ни маслица, ни иных непостных продуктов.

На мой взгляд, это жуткая профанация самой идеи поста. Ведь пост, в первую очередь – это воздержание от греха. И Великим постом, как и во все другие, установленные Церковью, нужно воздерживаться от всего того, что отдаляет нас от Бога.

Телесный пост является только подспорьем для того, чтобы хранить пост духовный, который наиболее важен для человека, который человеку необходим.

Часто верующие говорят, что, хотя и постятся, все равно поправляются. А ведь задача поста — облегчить тело...
В церковных песнопениях пост называется весной души. Если человек воздерживается от продуктов, утучняющих тело, как говорится в церковнославянских текстах, тех, которые делают тело тучным и неспособным на всякую добродетель, то душа человеческая становится более тонкой, более чуткой и еще более способной к исполнению двух основных заповедей – любить Бога и любить ближнего.

Кстати, несколько лет назад на улицах в Киеве были размещены замечательные билборды с очень хорошим слоганом: «Главное в Великий пост — не есть ближних». Это, на мой взгляд, один из основных принципов.

Пост — это время подведения итогов духовной жизни. И эти итоги затем нужно реализовывать в повседневности
Великий пост – это время молитвы, время сосредоточения, время особенного внимания к своей душе. Но возникает вопрос: а разве христианин не должен быть внимательным к своей душе в течение всей жизни? Разве он не должен молиться, воздерживаться от греха? Неужто только постом он должен быть христианином?

Я бы сравнил Великий пост с периодом сессии в институте. Студент на протяжении семестра изучает те или иные предметы, осваивает учебную программу. Но в период сессии он все это освежает в памяти, стремится все вспомнить, систематизировать, изучить предметы еще глубже для того, чтобы достойно сдать экзамены.

Также и Великим постом каждый христианин должен вспомнить, чему доброму он научился за предыдущее время, что полезного почерпнул из книг, из общения с духовными людьми, из Евангелия, из каких-то своих, может быть, ошибок, потому что на ошибках мы учимся... И затем постараться все эти знания и опыт реализовать в своей жизни.

Многие, только начиная поститься, уже изыскивают себе послабления. В истории это уже было и ни к чему хорошему не привело
Раньше, во времена Святой Руси, как пишут многие авторы, все постились одинаково – и монашествующие, и мирские. Для всех был один устав, один закон. И богослужебная или касающаяся поста жизнь мирянина практически ничем не отличалась от монашествующих.

Но со временем в связи с секуляризацией общества пошло расслоение между монашествующими, которые стремились в точности исполнить церковный устав, и мирянами. Это особенно проявилось в XVIII-XIX вв. во времена Российской империи, когда существовала целая пропасть между благочестивой жизнью простого народа и далекого от норм христианской морали образа жизни правящего сословия.

Большинство крестьян и мещан в строгости исполняли все посты, посещали все богослужения, жили христианской жизнью. Может быть, не имея особенного образования, глубоких познаний в вере, но в простоте и чистоте сердца эти люди служили Богу, жили по-Божьему. Думаю, каждый вспомнит своих благочестивых бабушек, прабабушек, которые хоть и испытали на себе давление атеистической советской власти, но все равно верили и жили по-церковному.

Но вместе с тем мы знаем примеры того, как жило большинство представителей дворянства. Если почитать художественную литературу XIX века, то мы можем составить приблизительный распорядок дня дворянина: сон до обеда, потом визиты, затем увеселения до ночи, потом снова сон до обеда и так далее. В дневниках или мемуарах того периода очень мало уделяется места православию, очень мало места вере.

Собственно, крайний нигилизм, отвращение от веры дворянства и интеллигенции в числе других причин и послужило катализатором революции, которая произошла в 1917 г.

Ограничения в пище необходимы для аскезы. Монастырский устав в этом отношении — проверенное средство
О том, что пост – это в первую очередь воздержание от греха, я уже говорил. Но есть определенные внешние рамки, в частности, ограничения в пище, которые также необходимы для аскезы. Повторюсь: это является только средством, подспорьем в деле очищения души.

Великим постом не принято вкушать любые продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца и тому подобное. Вкушаются в основном овощи, фрукты и другие растительные продукты.

В последние годы возникла тенденция заимствовать для поста некий практический опыт и традиции, свойственные Восточным Церквям. В частности, в Греческих Церквях, в том числе и на Афоне, где монахи вообще очень воздержаны и буквально до йоты соблюдают богослужебный устав и предписания относительно поста, разрешается по субботам и воскресеньям вкушать морепродукты. Поэтому, думаю, христиане, которые начинают поститься, вполне могут вкушать в субботу и воскресенье кальмары, креветки – сообразно своим кулинарным и финансовым возможностям.

Также в определенные дни Великого поста не разрешается вкушение вареной пищи или пищи с растительным маслом. Но, я думаю, что человеку, который только начинает поститься, не стоит уделять слишком много внимания, чтобы в какой-то день, Боже упаси, не съесть лишнюю каплю масла или не сварить запрещенную картошечку. Думаю, вполне достаточно не вкушать продуктов животного происхождения, в том числе, и рыбы. Для начала это будет вполне достаточным постом для такого человека.

Без Причастия и исповеди один только пост к Царствию Божьему нас не приблизит
Еще нужно сказать, что Великий пост – это время, когда человек старается чаще причащаться Святых Христовых Таин. Ведь без исповеди и без Причастия пост является только диетой и не более. Поэтому каждый человек, который считает себя православным, который отождествляет себя с Православной Церковью, должен обязательно в течение Великого поста как минимум один раз, а лучше – как можно чаще, исповедоваться и причащаться.

Во многих храмах существует традиция, когда люди причащаются каждое воскресение, особенно Великим постом. Почему? Мы знаем, что перед причастием человек должен несколько дней поститься. Но поскольку Великий пост является самым продолжительным, и в этот период человек наиболее строго постится, то вполне логично, чтобы каждый верующий в любое воскресение приступал к Святым Христовым Тайнам. Ведь мы знаем страшные слова Христа о том, что кто не будет вкушать плоти и крови Сына Человеческого, тот не войдет в Царствие Божье.

Поэтому, пожалуйста, дорогие мои, не обольщайтесь, не думайте, что если вы Великим постом не съедите сосиску, не скушаете где-то рыбы, не выпьете вина или других алкогольных напитков, то вы приблизитесь к Царствию Божьему. Без Причастия, без исповеди это будет только диета, и никакой духовной пользы от этого вы не получите.

Когда не можем искренне простить ближнего, вспомним, насколько бОльшие пригрешения прощает нам Господь
Из Евангелия мы знаем, что Господь несколько раз, обращаясь к Своим ученикам, говорил о важности прощения наших ближних. В частности, об этом говорится в нагорной проповеди: «Если вы будете прощать им согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». По-моему, куда яснее: как мы будем прощать наших ближних, точно также, в такой же мере, с такой же полнотой простит Господь и нам наши многочисленные грехи.

Мы все знаем молитву «Отче наш», и знаем слова: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». То есть существует очень четкая связь в евангельских словах – как мы будем прощать, точно также Господь будет прощать и нам.

Если человек перед нами согрешил, провинился, обидел, досадил нам, а мы простим его только формально, потому, что он испросил у нас прощения и нужно прощать, но в сердце оставим злобу, если у нас в руке, фигурально выражаясь, будет сжат камень, то точно также и нам Господь не простит наших многочисленных грехов.

Тем более, если сравнить ту массу грехов, которую каждый человек имеет, с тем мизерным пригрешением, которое против нас совершает ближний, то мы увидим, что обмен этот совершенно неравноценный. И Господь, будучи предельно милосердным, будучи самим совершенством, предоставляет нам эту возможность простить небольшой сравнительно грех нашего ближнего в обмен на прощение наших многочисленных проступков. Как все просто и вместе с тем насколько сложно!..

И что значит искренне простить? Что значит не гневаться? Что значит иметь настоящее прощение? Мы знаем, что в Евангелии есть тоже слова: «Принесите плоды покаяния». Если человек прощает, он должен принести плод, должен показать, что действительно простил. Он должен из злого сделаться добрым, из гневливого – терпеливым. Должен показать, что действительно изменился, что стал лучше, что хоть чуть-чуть, пусть в каком-то частном случае, но стал жить по Евангелию. И вот из таких вот маленьких побед слагается лествица в Царствие Божье.

Победа в духовной войне достигается серией маленьких побед над самим собой. Начинать нужно с малого
Святой Серафим Саровский очень метко сказал: «Добродетель – не груша, ее сразу не съешь». Не нужно думать, что мы мгновенно научимся исполнять все заповеди. Это невозможно.

Действительно, победа в духовной войне достигается серией маленьких побед над самим собой, над своим грехом, над своими немощами, над своими слабостями. И нужно начинать с малого. Может быть, не все сразу будет получаться. Может быть, только в 1 из 10 случаев мы сможем вовремя сдержаться, затормозить, не излить свой гнев, не осудить. Но если один раз получится, это уже хорошо. В следующий раз, может быть, получится в 2 случаях из 10 и так далее. То есть, нужно не отчаиваться, если у нас не получается сразу быть христианином, если сразу не получается менять себя. Это – борьба, борьба всей жизни.

Многие святые даже на смертном одре считали себя недостойными Царствия Божия, потому что видели свою греховность. Мы знаем замечательные слова, что свят не тот, кто видит ангелов, а тот, кто видит свои грехи. Пост – это время, когда мы должны как в увеличительном стекле увидеть свою червивую душу, которая не способна ни терпеть, ни прощать, ни любить по-настоящему. И постараемся хотя бы часть этих плевел, этих сорняков вырвать из нашего сердца.

Что хотелось бы пожелать на оставшиеся дни Великого поста
Советский классик писал, что жить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Я желаю всем воцерковленным или только становящимся на путь воцерковления, или только задумывающимся о вечности и своей душе, прожить этот пост так, чтобы перед Пасхой не было мучительно больно за бесцельно прожитый Великий пост. Чтобы пост не превратился в торжество кулинарии. Чтобы пост был, хоть и маленькой, посильной, но ступенькой ко Христу.

Беседовал протодиакон Николай Лысенко

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео