Главное

IMAGE Поддержи свой храм!
04.04.2020
Мы понимаем, что в наступившее время всем приходится непросто. И мы осознаем всю... Читать далее

Расписание богослужений

01125-580x435Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В последнее воскресенье перед отданием праздника Пасхи Святая Церковь приносит к нашему вниманию Евангелие о слепом, которое вы сегодня слышали. И оно чрезвычайно важно для духовной жизни каждого из нас. В самом начале Евангелия подходят ученики ко Христу, задают Ему самый, казалось бы, главный, существенный внутренний вопрос: «Господи, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?» И Господь вдруг отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но да явятся на нем дела Божии». Всю жизнь слепой, и неужели надо было быть всю жизнь слепым, чтобы на нем явились дела Божии, чтобы он в конце, когда вдруг прозрел, только тогда прославил Бога? А неужели нельзя было и в нашей жизни сначала не лишать чего-то человека, чтобы он это оценил, а одарить его сверху донизу, или, наоборот, со всех сторон обсыпать его благодеяниями и, может быть, тогда человек начнет благодарить и славить Бога? Вот в нашей повседневной жизни, сколько нам ни сыпь сверху, мы никогда ничего не оценим. Может быть, да, на какое-то время. Стоит человеку только когда-нибудь вдруг чего-то лишиться, зуба, зрения, челюсти, возраста, здоровья, хоть какой-то малости, вдруг так человек начинает ценить здоровье, да чего только здоровье? Однажды заходим в трапезную после Великого поста, отец Онисим говорит: «Братья, вы знаете, что надо для того чтобы рыба была вкусной?» «Не знаем». «Надо долгое время ее не поесть». И кто-то из мудрых людей сказал, что еда – это материализованная и воплощенная любовь Бога к человеку. Вот лошадь и корова, что они едят? Конфеты не ест, халву не ест, мороженое не есть. Ну, овощи, ладно, там ест. Макароны не ест, много чего не ест, рыбу не ест, мясо не ест.

Это не для нее. Вот все, что есть, это только для человека. И Бога благодарить не в тот момент, когда мы чего-то потеряем, а удивляться чуду жизни, удивляться вот этому сегодняшнему дню, удивляться вот этому месяцу, удивляться вот этой службе, потому что будущего нам никто не обещал, и в любой момент вдруг это может уйти, и только тогда человек поймет: «Как же я зря, напрасно терял время. Куда ушло это, куда ушло то?» Как Достоевский сказал, когда его приговорили к смертной казни, через образ литературного героя,  (а это был он сам, он говорит): «Как бы, если бы мне вдруг вернули бы жизнь, я бы, наверное, не потерял бы ни одной минуты». А на самом деле, жизнь потом ему вернули, после того, как прочитали смертный приговор, и уже надели смертный чехол, вдруг потом заменили на каторгу. И ему дарована была эта жизнь. И он говорит: «Как же радовался, но радовался опять какой-то совсем небольшой промежуток времени, а потом опять повседневная рутина».

Поэтому надо каждый день проживать, как будто это последний день, больше другого не будет, все содержание жизни вложить вот в этот день, потому что «завтра» враг «сегодня».

И Господь говорит: «Не согрешили ни он, ни родители его, но чтобы явились на нем дела Божии». А какие дела Божии явились на нем? Через обретение зрения телесного, он видит Бога, он вдруг понимает, что это не обычный человек, и даже когда его отлучают от синагоги, а это означало быть выгнанным из общества и остаться изгоем, он вдруг с ними спорит и доказывает истинность Богочеловека, истинность Его святынь. Ему говорят: «Воздай славу Богу, ибо этот человек грешник». Они поставили ему как бы вилку: «Воздай славу Богу, этот человек грешник». То есть, скажи «да», и тут же скажи сразу «нет». «Воздай славу Богу, этот человек грешник». Он говорит: «Нет, я не знаю, грешник Он или нет, я только знаю, что был слепым, а теперь вижу, и знаю, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и исполняет волю Его, того Бог слушает». «Ты ли нас будешь учить?», – вступают в спор со слепым первосвященники. И он говорит: «Это удивительно, что вы зрячие, ничего не видите». И говорит Евангелие, когда Христос узнал, что его отлучили от синагоги, подходит к этому человеку, и спрашивает: «Веришь ли в Сына Божия?» И он говорит: «Кто Он, Господи?» «И видел Его, и говорит с тобою». И говорит писание: «Верую, Господи», и поклонился Ему».

Почему память о слепорожденном целую неделю будет вспоминать наша Святая Церковь, и это последнее воскресенье она отвела именно в память о нем? Потому что он первый исповедник. Это ему стоило, может быть, целой жизни – вдруг противопоставить себя обществу, которое потом распяло Христа. Он говорит: «Грешников Бог не слушает, но кто чтит волю Бога и исполняет ее, того слушает». Это первый исповедник в нашей Церкви, вот почему Церковь столько внимания и времени отводит воспоминанию этого чуда, чтобы мы в своей жизни знали, что для Бога важнее спасение нашей души, чем наше благополучие. Антоний Сурожский сказал: «Бог нас так любит, что Он не даст нам погибнуть в нашей успокоенности, в нашем благополучии». Что значит «в нашем благополучии»? А, к сожалению, жизнь людей такова, что Бог разговаривает с людьми на разных языках: языком любви и благодеяний, и этот язык слышит мало людей, языком болезней, и этот язык начинает слышать большее количество людей, и языком скорбей, еще большее количество людей начинает слушать этот голос. Как кто-то сказал: «Когда падает самолет, или в окопах сидят, или на тонущем корабле находятся - неверующих нет». Но спрашивается, неужели надо падать самолету или тонуть кораблю, чтобы только тогда вдруг человек осознал, где его помощь, где его основа, где его опора, на Кого надеяться, к Кому прибегать, чье Имя призывать? Бог не дает нам уснуть и погибнуть в нашей успокоенности.

И потрясающую вещь сказал однажды Иоанн Златоуст. Он сказал: «У Бога польза больше, чем наказание». Попал человек в какую-то ситуацию – да, она с точки зрения мирской кажется ужасной. Но пройдет время, и польза будет больше, чем наказание.

Фарисеи все были зрячие, а человек всю жизнь был слепой, и он стал зрячим, и обрел Бога, а они все время были зрячими, а Бога так и не увидели. У кого было больше пользы, у него или у них? Он был наказан и исцелен, а они не были наказаны и не были исцелены. Вот так и по жизни. Все становится на свои места только спустя какое-то время. И поэтому Церковь усиленно призывает человека: «Сами себя и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим» Тому, Кто глубиной мудростию человеколюбно вся строит и полезное всем подает.

Однажды философ Блез Паскаль сказал: «Если бы Бог по временам не укладывал нас на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на Небо». Одна раба Божия, когда узнала, что у нее рак четвертой степени, перекрестилась и сказала: «Теперь наконец-то все посвящу только своей душе. Наконец-то буду делать то, что хочу». Проходит какое-то время, она говорит: «Батюшка, нет никакой ни печали, ни уныния, ни отчаяния», почему? Потому что Господь исцелил слепорожденного, и говорит: «Веришь ли в Сына Божия?» «Верую», ответил тот и поклонился Ему. Но если нам Евангелие говорит о вечной жизни, о бессмертии человеческой души, ну, почему вдруг мы верующие только тогда, когда у нас все благополучно и хорошо? И вдруг, когда нам говорится о том, что это реальность нашей жизни, переход от временной жизни к вечной, вдруг человек воспринимает это как какую-то ужасную трагедию, как абсолютно неверующий человек, и наоборот, когда у человека есть эта вера в душе, есть убежденность, есть доверие Богу, тогда у него в душе уже рай, несмотря на любой диагноз. А когда у человека нет этой веры, и нет веры в бессмертие, в будущую жизнь, тогда любое малейшее испытание для человека – это уже целая трагедия, целый ад.

Поэтому самое главное в нашей жизни не что есть у человека, а что есть в человеке, это самое главное, к чему мы должны стремиться. И вот сегодняшний этот день, и Евангелие направляет нашу мысль внутрь самих себя: «Не согрешил ни он, ни родители его, но да явятся на нем дела Божии». Вот так и Господь по нашей жизни над каждым из нас готов явить Свои дела, премудрые и не всегда нам во всем понятные. И поэтому не будем противиться воле Божией, будем призывать Имя Господне, чтобы у нас укрепилась вера в Евангелие, в Его святые слова, в Его жизнь. Мы должны помнить Его святые слова, которые нам Господь говорит: Блаженнее отдавать, нежели принимать. Первые будут последними, а последние первыми. И многие слова, хоть и кажутся нам парадоксальными, но надо верить, что это слова Самаго Живого Бога. «Тот, кто уступает, – говорит старец Амвросий Оптинский, – тот приобретает».

Итак, Евангелие, оно совершенно другое, чем простая наша человеческая мудрость. И дай Бог, чтобы эти святые пасхальные дни укрепляли всех нас именно в самом главном. Вот для этого и крестные ходы, для этого чтение евангельских отрывков именно о воскресении, именно о бессмертии человеческой души, именно о вечной жизни. Чтобы мы этими мыслями, этими идеями и этими божественными словами пропитались, чтобы осолились ими, чтобы наша душа никакому гниению не была бы подвержена греховному. Потому что соль евангельской истины готова пропитать нашу с вами жизнь, и даровать ей здравие и самое главное, истину, и здравие нашей с вами души. Как говорится в сегодняшних молитвах: «Душевными очима ослеплен, просвяти мя, Христе Боже». Если мы зрячие все глазами телесными, то вот эта истина слепоты духовной, она у многих есть и присутствует, и именно об этом мы молимся, чтобы просветились очи наши с вами, слепота духовная ушла от каждого из нас. А для этого будем к свету Евангелия прибегать, любить слово Божие, чтобы оно входило в нашу жизнь, чтобы оно было ориентиром нашей с вами жизни, и не какая-то человеческая логика или человеческая мудрость, а слово Божие пусть пропитывает нас. А оно способно нас обессмертить, обрадовать, даровать нам божественное ликование, просветить очи нашего с вами внутреннего человека, что самое главное в нашей с вами жизни.

Рассказывали о слепом оптинском старце Карпе, что к нему приходили братья, и утешали его: «Карп, вот ты слепой, ничего не видишь», но видели в нем пасхальную радость внутреннего человека. И оптинские старцы, старец Моисей об этом человеке, о слепом Карпе, говорит: «Карп хоть и слеп, но видит свет». Какой свет? Свет Божественный. И вот не знаешь, что лучше, или быть здоровым и душевнобольным, или быть внешне, может быть, не совсем здоровым, но быть здоровым перед Богом. Лучше быть здоровым и так, и так, конечно.

Поэтому Господь нас к этому и призывает: вот заботьтесь о самом главном, о здоровье бессмертной души, все остальное приложится нам, и вот этого приложения вам всем желаю, и телесного здравия, и душевного здравия, и зрения духовного, и зрения телесного. Дай Бог, чтобы Господь к нам был щедр и многомилостив, и чтобы мы с вами увидели когда-нибудь своими глазами сияющую, никогда не перестающую вечную жизнь, о которой сказали оптинские старцы: «Там в вечности поют всегда «Христос воскресе, Христос воскресе!» Аминь

Архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео