Главное

IMAGE Поддержи свой храм!
04.04.2020
Мы понимаем, что в наступившее время всем приходится непросто. И мы осознаем всю... Читать далее

Расписание богослужений

101160-580x415Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Однажды Святитель Григорий Палама в день праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии воскликнул: «Не хватает слов, не хватает чувств и мыслей, чтобы в полноте восхвалить и возблагодарить Пречистую преблагославенную Деву Марию! Один Бог только во всей полноте может прославить и возвеличить Ее имя. Единственное, что может быть только быть подобным хвале Божьей Матери, - это дивные наши церковные песнопения».

И мы слышим в этот святой праздничный день такие слова: «в Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущая Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наши».

Не сказано «от смерти избавляеши телеса наши», а «души наши». Потому что, если будет жива душа, то будет с ним живо и воскрешено тело в оный день, в который знает Единый Господь, когда Он придет судить живых и мертвых. И наше распавшееся естество и тело вновь соединит с живой душой. Была бы только жива она.

И кто-то из мудрых людей сказал: «Смерть наступает не тогда, когда останавливается сердце, когда отказывают почки или тогда, когда прекращается деятельность головного мозга. Смерть иногда может наступить гораздо раньше – когда из жизни уходят вера, надежда и любовь. А если они живы в человеке – вера, надежда и любовь – то абсолютно безразлично, что будет с этим смертным телом, когда Господь призовет тебя – в тридцать, в семь, в сорок или в восемьдесят лет. Была бы жива душа».

Потому что, оказывается, есть живые, но мертвецы; а есть мертвецы, но живые. У Бога.

Меня в жизни поразил один случай. Когда я приехал к гробу убиенного иерея Даниила, услышал, как его мать разговаривает с журналистами. Они спросили у нее: «Как вы относитесь к этому событию, к этому случаю?» И вдруг она говорит не историю того, что произошло, а в каком-то внутреннем потрясении говорит: «Сколько же живых людей идут к этому гробу!»

«Живых людей». Значит, есть мертвые. И есть живые. И Бог пришел для того, чтобы не было мертвых, а люди были живые. Даже тогда, когда они умирают.

Как-то мы ехали из Серпухова с паломниками, и слушали в машине слова отца Даниила. Его нет, а он живой. И от него останется то, что сделал он в жизни. А от других не останется ничего, кроме тире на кресте или на гранитной плите. Родился – тире – и умер. Все. Больше ничего, кроме этой плиты, и не останется.

Правнуки не знают, как звали бабушку. А праведники вовеки живут.

Господь нам говорит: «Всякий, исполняющий заповеди Мои, смерти не увидит вовек».

И сегодняшний день – это торжество победы жизни над смертью. Мы с вами празднуем Пасху, и мы ликуем, что Бог победил смерть. Ибо Христос был Богочеловеком, и вроде бы это для нас близко. И как-то понятно – Бог преодолел смерть.

Но когда простой человек – Матерь Божья, которая дала человеческую жизнь Своему Сыну – когда Она не увидела смерти, когда перешла от смерти к жизни – вот тогда для нас это потрясение. Для нас это событие, для нас это ликование.

И именно этот праздник – Успение – заканчивает всю историю спасения нашего мира. История видна за моей спиной, на этом иконостасе. Она началась с Рождества Божьей Матери – с Той, которая потом дала жизнь Господу нашему Иисусу Христу. А заканчивается Ее Успением. Чтобы каждый человек имел надежду жизни вечной.

И какая же светлая наша вера! Мы говорим между собой: «Встретимся на том свете». Говорим про умершего человека «усопший», то есть заснувший. Потому что тот, кто заснул, обязательно проснется.

Мы говорим об умершем человеке «новопреставленный», а иногда бабушки по-другому пишут. И однажды мне алтарник приносит записку, а там такая надпись: «Помяни, Господи, новопереставленную рабу Божию Наталью». И очень правильно – новопереставленную. Она была в одном месте, живая. Но взяла и была Богом переставлена в другое место, о котором мы говорим.

«Идеже несть печаль, не воздыхание, но жизнь и радость бесконечная». И в этом восторге – восторге о взгляде на вечную жизнь, об этой перспективе, которую дал Бог каждому из нас, однажды один из наших поэтов воскликнул: «Владеем мы всерадостною тайной: бессильно зло, мы вечны, с нами Бог!».

Смерть есть к жизни приближение - к жизни той, где смерти нет.

И этот праздник, эта летняя Пасха – Пасха Богородицы, праздник жизни, праздник Воскресения и праздник надежды. Недаром во многих храмах на западной стене, когда люди выходят из храма, видят икону и фреску «Успение Пресвятой Богородицы» как символ победы жизни, надежды, что и твоя жизнь, и твоя смерть может закончиться там же. Ты, если даже умрешь, можешь быть мертвым перед людьми, но живым у Бога. Ибо у Него живы все.

Дай Бог, чтобы наша с вами жизнь была исполнена верой, надеждой и любовью. Чтобы мы с вами слышали голос Христа Спасителя: «Сие же есть жизнь вечная, да знают Тебя, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео