Главное

IMAGE Поддержи свой храм!
04.04.2020
Мы понимаем, что в наступившее время всем приходится непросто. И мы осознаем всю... Читать далее

Расписание богослужений

593495234 560Первыми словами по воскресении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа были, — Мир вам, и — Радуйтесь. Не раз эти слова повторялись женам-мироносицам и ученикам. Радуйтесь и паки реку радуйтесь! Это были те дары, которые принес в мир Христос воскресший, победивший смерть и даровавший нам смысл и радость земного бытия в надежде на бытие вечное.

Святой апостол Павел говорит, — Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь за все благодарите. Оказывается состояние радости является для христианина совершенно нормальным всегдашним состоянием. Во всяком случае, так должно быть, если человек живет в духе, живет верой, живет молитвой, живет в чистоте дел, совести и помыслов.

Почему в реальной жизни мы не имеем этой радости, которой жили христиане первых времен? Известно, что они всегда пребывали в церкви, в радости, преломляя хлеб по домам и были в почитании у всего народа. В радости преломляли хлеб по домам, — по тому именно, что жили ведением Бога, молитвою к Нему дышали, и духовная жизнь для них была абсолютной и совершенной реальностью.

А для нас? Мирская суета, попечения, забота о хлебе насущном, оставление памяти Божией, оставление молитвы, оставление надежды на те блага, которые Господь хочет дать каждому из нас, вытесняют из нашей жизни молитву и лишают нас духовной жизни. Через это человек и живет обыкновенной, плотской, естественной, только чисто обывательской жизнью, поэтому нет состояния духовного общения с Богом, нет духовной радости.

Но нам Господь говорит, — Царствие Божие нудится, Царствие Божие внутрь вас есть.— Царствие Божие - это не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе. Вот что значит Царствие Божие, которое внутри нас. Внутреннее духовное состояние христианина не зависит, во всяком случае не должно зависеть ни от каких внешних обстоятельств жизни.

Однажды император Валепт грозил Василию Великому ссылкою и даже смертной казнью. Святой ответил ему, что если сошлют его в самые далекие концы империи, — то Господня земля и исполнения ея. Если лишат его имущества, — то сбудутся слова Господа "не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих". А если лишат и самой жизни, то только предпошлют к возлюбленному Христу и, через то, быстрее доставят соединение с Ним. "Нет такого зла, которое ты смог бы причинить мне". Так жили святые, они не боялись в жизни своей ничего.

Мы как современные люди должны задуматься, а что нам дало христианство? Что лично нам дало Воскресение Христово? Что дает нам для реальной духовной жизни православие? Что чрез это мы приобрели? А может быть, наоборот, — потеряли?

Если мы задумываемся и когда-то унываем, расстраиваемся, переживаем о кажущихся потерях, то должны тут же вспомнить о тех благах неисчислимых, которые имеем мы и за которые день и ночь должны благодарить Бога.

Попробуйте посчитать, сколько у людей безбожников праздников, когда хотя немного по-своему они могут радоваться: Новый Год, 8 марта, 23 февраля. У нас 12 двунадесятых праздников, а праздников святых, праздников чтимых икон Божией Матери — не менее 50-60. Церковь радуется круглый год, мы имеем возможность с нею переживать и сорадоваться.

Человек неверующий подчас не понимает для чего ему жить, в каком направлении двигаться, что делать, что с ним будет? Деньги вроде есть, а радости нет. Здоровье есть, пока есть, а радости все равно нет. Когда же за сорок — то и здоровья нет, пора работать на таблетки, какие тут радости.

Многое и многое мы должны ощущать, как дар Божий, в сравнении с людьми, лишенными этих даров.

Нам Господь дал ответ, разрешил самый страшный вопрос, который не могло до него разрешить все человечество — что будет с человеком после смерти? Будет жизнь, о которой сказал Господь: Я пришел, для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком. Сказал это нам, чтобы и самой смерти мы не боялись, потому что Он победил смерть. Нам, как дар, даруется не просто бытие иного мира, но бытие с Богом, которое в тысячу крат превосходит все наши с вами земные радости. Но за это надо подвизаться, ибо только употребляющие усилия наследуют Царствие Небесное.

Однажды спросили у святителя Феофана: Батюшка, почему в этот раз причастившись, я не имела той обычной радости? Святитель отвечает, — Может быть ты не имела должного молитвенного напряжения. Т.е. мало молилась, мало размышляла об этом, мало подвизалась. Ради радости надо подвизаться.

О преподобном Серафиме Саровском спрашивают, почему он стоял 1000 дней и ночей на камне? Говорят, что у него на это время пропало некое всегдашнее ощущение благодати Божией, которое соприсутствовало ему, было известно опытно. Святые восходили от силы в силу и было недостаточно просто утренних и вечерних молитв, недостаточно просто ежедневного богослужения. Вкусивши радости жизни с Богом, требовалось все большего, чтобы эту радость поддерживать. Когда преп. Серафим утратил ее, то для возвращения и привлечения благодати Божией берет особый подвиг.

Когда мы только пришли в церковь, то обычно радовались — как все здесь ново, необычно, течет совершенно по-иному. Но постепенно изо дня в день, видя все то же, стали привыкать ко всему: к храму, празднику, молитвенному правилу, - так постепенно пропала острота ощущения радости, молитвенного напряжения. У нас нет вкуса молитвенного, нет желания молиться и подвизаться. Не многим открылся Господь через молитвенную жизнь, молитвенное общение. Только тогда человек понимает и чувствует, что такое глубина молитвы, что такое уединенность молитвенная, что такое молитва ночью, ранним утром. Не многим может быть понятно, как, независимо от каких-либо внешних обстоятельств, возможно сохранить это всегдашнее ощущение: Се Аз с веши есть во вся дни до скончания века. Ради этого надо изо дня в день трудиться.

Когда я был у отца Иоанна Крестьянкина, и зашла речь о том, почему пропадает радость духовной жизни, почему нет благодатных сил, и не чувствуем мы милостей и щедрот Господних, то он ответил притчей.

До революции был такой аттракцион. Стояла будка, в ней подзорная труба, через которую за 5 копеек предлагали увидеть живого Петра1. Люди платили 5 копеек, долго смотрели, но никого не видели, им предлагали поворачивать трубу, поворачивали, но никакого Петра не видели. Не получив желаемого, подходили выяснить у организатора — где же Петр1.— И получали такой ответ: "Вы что за 5 копеек Петра1 хотите увидеть?" Так и мы в жизни за 5 копеек хотим увидеть Живого Бога. Пришли храм, купили свечи, помолились и думаем — все теперь у нас глаза открылись, мы все знаем, все понимаем. НЕТ. Изо дня в день нужен молитвенный кропотливый труд, нужно дышать чтением Евангелия, нужна борьба со страстями и недостатками, — через это будет открываться радость бытия, смысл жизнь, радость победы над самим собой, над своим эгоизмом, злопомнением, жадностью, над блудными и нечистыми помыслами. Да, жизнь внешняя будет идти своим чередом с болезнями, скорбями, старостью, но внутри потечет другая жизнь, которая соделает нас созвучными и родными для Христа, для вечности.

Будучи у отца Николая на острове Залит слышал, как он всем людям, приехавшим ради подкрепления в скорбных жизненных обстоятельствах, говорит: Радуйтесь, радуйтесь. Т.е. старцы реально живут этой пасхальной радостью. Когда очередь дошла до меня я тоже услышал: Радуйся. Тогда я сказал, - Батюшка, а чему радоваться? В ответ услышал: "Радуйся, что родился, радуйся, что крестился, радуйся, что в вере православной, радуйся, что жив еще".

Оказывается, мы даже не задумываемся, какое богатство имеем мы православные люди. За то, что даровано нам Господом, надо подвизаться. Именно потому все святые назывались подвижниками, что они двигались на пути ко Христу, а не просто стояли на месте, но шли навстречу, стремились и всегда понуждали себя к молитве, правилу, любви ко храму и добрым делам. У них тоже было не все просто и с радостью, не со всегдашним желанием и расположением, — нет. Всем и всегда духовная жизнь давалась через огромный, огромный труд, но в конце труда, в конце подвига молитвенного, в конце жизни всегда и безусловно была радость, радость плодов посеянного.

В патерике рассказывается о авве, проходившем с учениками полем, где жал крестьянин. Авва попросил у крестьянина плодов урожая, но тот спросил его, — А ты сеял это поле? Авва ответил, — Нет. На что крестьянин мог справедливо сказать, — Как же, не посеяв, ты хочешь пожать. Авва с учениками ушли, и на вопрос своих учеников авва ответил, что сделал это ради них, чтобы ученики поняли, если в жизни человек ничего не посеял, то он и не пожнет, тем более в жизни духовной. Если не посеем плодов молитвы, добрых дел, то ничего и не пожнем.

Пока есть время, силы и есть всегдашняя готовая прийти нам навстречу благодать Божия, будем стремиться к духовному сеянию. И не будем соглашаться и считать нормальным то обыкновенное теплохладное состояние духа и настроения души, которое у многих и многих из нас, когда вроде тихо течет жизнь - ни холодно, ни горячо. Состояние радости вполне возможно, но к этому ведет определенный путь - всегдашний труд и конкретное понуждение себя к исполнению заповедей Божиих, к молитве Иисусовой, любви к храму, таинствам и очищению своей души через покаяние. Чрез все это Господь безусловно даст нам эту радость и надежду на спасение, ради чего приходил Он в этот грешный мир и благословил всех нас такими словами: Радуйтесь и паки реку радуйтесь,
АМИНЬ.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео