Главное

IMAGE Поддержи свой храм!
04.04.2020
Мы понимаем, что в наступившее время всем приходится непросто. И мы осознаем всю... Читать далее

Расписание богослужений

28299.pВо имя Отца и Сына, и Святого Духа. Сегодня, дорогие возлюбленные Господом, братья и сестры, вы слышали апостольское послание Апостола Павла, в котором говорится: «Всегда радуйтесь». Чему же нам радоваться в нашей повседневной многотрудной, многосложной, непонятной, болезненной, исполненной проблем жизни? Сегодняшний день, особый день преддверия Светлого Христова Воскресения, когда мы возвещаем всей Вселенной «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Что мы сейчас держим в руках? Мы держим победы знамения. Если перевести на русский язык, то знамя победы.

Сухая ветвь, которая всю зиму, казалось бы, не имела жизни, но как только засветило солнышко, как только дунуло весною, вдруг на ней появляются живые почки. Скоро весна, и опять оживление жизни. Это знамя победы. Кто-то из святых отцов сказал: «Сама природа это тоже намек, намек на воскресение мертвых». Вот и мы, в руках победы знамения несем, чтобы не забывали о том, что да, действительно, будет жизнь будущего века, мы, православные люди, каждый день утром читаем «Символ веры». Его последние строчки таковы: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Из-за этой реальности преисполняется наша жизнь смыслом, и содержанием, и упованием, и надеждой, что наша сухая ветка жизни не будет такой до бесконечности, что когда-то она расцветет, ибо Сам Господь нам так и сказал: «Придет тот день, и придет тот час, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут, и воскреснут одни, творившие добро для Воскресения жизни, а творившие зло для воскресения осуждения».

 

Мы все верим и знаем, что христианское православие идет дальше других религий и глубже, потому что во многих религиях и во многих чаяниях человеческой души есть некоторое смутное представление о вере в бессмертие человеческой души. Но православное христианство говорит о большем: мы верим не только в воскресение человеческой души и ее жизнь в будущем веке, но и в то, что она будет жить вместе с телом, будет восстановлена Богом полная человеческая личность вместе с душой и телом. Этот факт нам показал Христос, который прежде своего воскресения за 6 дней до Пасхи воскрешает простого человека, своего друга Лазаря, который был в гробу уже 4 дня, и уже запахло от него тлением, как свидетельствует нам об этом Священное Писание. Но Бог является начальником жизни и смерти, и Он говорит Лазарю жизнеутверждающие слова: «Лазарь, иди вон». Писание говорит: «Вышел умерший, обвитый погребальными пеленами». Весь город, весь Иерусалим пришел в восторг от этого чуда, был в неописуемой радости и восторге, видя явное, перед всеми глазами совершившееся чудо. Нам предание нашей церкви говорит, что Лазарь после своей временной кончины святыми апостолами был послан проповедовать на острове Кипр, где и стал епископом этого острова, и прожил еще долгих 17 лет после своей блаженной кончины и славного воскресения.

Сейчас на Кипре в городе Ларнака стоит древний византийско-греческий храм. Внизу есть маленькая пещера, где хранится гробница праведного Лазаря, высеченного из белого камня, а в самом храме, в греческом храме, также с правой стороны стоит ларец, и над ним на греческом языке надпись: «Лазарь, четверодневный друг Христов». Это реальность, не миф, не сказка, не вымысел. Я сам был в этом месте, прикладывался к этой честной главе и видел эту гробницу своими собственными глазами. Когда мы живем вдалеке, за тысячи километров, и мы об этом слышали, но сами не видели, но когда некоторые сподобляются к такой возможности, к такой реальности, то все Евангелие оживает, становится реальным, близким и страшным, и исполненным надеждой. В нашем храме милостью Божией в мощевике есть частица мощей Лазаря Четверодневного, привезенная с Кипра для всеобщего поклонения.

Для нас вера в бессмертие души, в восстановление человеческой личности и человеческой жизни это реальность. Многие из нас, если они мудры, задумываются о будущей жизни: какова она будет, как будет жить наше тело, какие мы будем в вечности, что мы перенесем с собой туда, возьмем ли мы туда старость, вставные челюсти, таблетки, близорукость, лысину и прочее, каковы мы там будем? Священное Писание несколько приоткрывает нам, какая же будет человеческая жизнь будущего века. Апостол Павел говорит: «Я не знаю, что я буду там, в воскресении. Знаю только, что я буду, подобно Ему, - то есть Христу, - потому что увижу Его как Он есть и познаю, как я познал». То есть как Бог знает и видит меня, так и я увижу и узнаю Бога. Вот что говорит апостол Павел. В другом месте он говорит: «Благословен Бог и Отец Господа нашего, Иисуса Христа, который уничиженное мое тело преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (то есть Христа)». Речь идет не только о душе, а речь идет и о теле. Говорит: «Уничижено мое тело (с гипертонией, со стенокардией, с сахарным диабетом и прочим, со старостью) преобразит так силой Божией, что оно будет сообразно славному телу Его».

Из этого свидетельства Священного Писания святые отцы вынесли некоторую духовную мысль, что люди воскреснут (и маленькие, и большие, и старые, и младенцы) в возрасте, в образе Иисуса Христа. Сколько лет было Христу по воскресении? 33 года. Нам было бы неплохо всем скинуть, кто уже в предпенсионном, послепенсионном возрасте. «Который уничиженное наше тело преобразит так, что оно будет сообразно (то есть в образе) славного тела Его». Тело будет наше. Как говорят святые отцы: «Павел останется Павлом, Петр останется Петром». Нина останется Ниной, а Анастасия останется Анастасией, потому что Христос воскрес со Своими язвами, и ученики узнали Его по этим язвам, и мы будем иметь наше тело, но только иное: преображенное, предочищенное. Мы будем иметь вместо тленного нетленное, вместо временного вечное, вместо уничиженного славное. Какое это будет тело? Неподверженное уже ни старости, ни болезни, ни уничижению. Мы не возьмем туда ничего этого, но тело будет наше и узнаваемое Богом, ангелами и нами самими.

Некоторые говорят: «А что, жизнь будет вечная?». – «Да». - «Что, вот так будет тянуться, тянуться?». – «Да». – «Что, вот так мы будем жить вечно?». – «Да». Это вызывает у людей скепсис и вызывает уныние, потому что они проекцию своей повседневной жизни, суеты переносят на ту: вечная работа, вечная стирка, вечный один и тот же телевизор, вечное курево. Люди тяжело могут представить себе это, и такая вечность действительно никому не нужна. Она будет не такой.

Потрясающее, абсолютно простое, но гениальное духовное откровение имел Исаак Сирин. Когда мы задумываемся, что мы туда возьмем, что останется от нашей памяти об этой жизни, какие воспоминания, какие образы – какую часть этой жизни мы перенесем туда? Некоторые задаются вопросом: «Мы же слышим слова Священного Писания, которые говорят: «Двое будут на одной постели: один берется, а другой оставляется. Двое будут пашущие на поле: один берется, а другой оставляется»». До людей доходит, что, оказывается, не все спасутся, и даже родные и близкие не все будут в одном месте: одни могут оказаться с Богом, а другие могут оказаться без Него, одни там, а другие там. Любящих людей это беспокоит. Они думают об этом, что же будет там. Писание нам говорит: «Двое будут на постели: один берется, а другой оставляется». Если мы эту память и все заберем туда, где же эта полнота радости, как же мы будем жить, наслаждаться радостью, Богом, если вдруг будем понимать, что кто-то не спасся? Давайте предоставим Богу эту будущую жизнь, ибо Он сказал: «Как женщина, когда рождает, терпит скорбь, но когда родит младенца, уже не помнит скорби за пришедшею к ней радость, и Я, когда приду, возьму вас к Себе, и радости вашей никто не отнимет у вас». Мы говорим: «Как я буду радоваться?». Для этого еще надо сподобится: если ты себя сейчас записала в число радующихся, а мужа или детей в число погибающих: «Как я буду там, наверху, без них?». А, может быть, будет наоборот: ты там, а они там? Покаявшийся разбойник первый наследовал рай. Фарисей был осужден, а мытарь беззаконный, но который призвал имя Господне, спасся. Его спасло только одно слово: «Боже, милостив буде мне грешному». Не было никакой праведной жизни, одно только покаянное слово открыло для него небо, а мы за свое фарисейство еще неизвестно, где будем, но мы все-таки думаем, что мы будем там, а некоторые будут там.

Бог нам говорит: «Радости вашей никто не отнимет у вас». Исаак Сирин дает нам потрясающее откровение. Он говорит: «Как исшедшие из чрева не помнят того, что было во чреве, так и исшедши из тела, мы не будем помнить, что было в теле». Поняли? Ни про инсулин, ни про таблетки – мы уже не будем помнить ни про что. Будет другая жизнь, другие категории, другие воспоминания (будут не воспоминания, а созерцание, будет такое созерцание, которому не будет конца). Как это не будет конца в познании Бога? Неужели вечная жизнь будет статикой? Нет, это будет неперестающая творческая динамика, потому что Бог бесконечен. Наше познание Его будет бесконечным. Почему будет бесконечным, сказал Апостол Иоанн Богослов: «Я думаю, что если описать вообще все то, что сказал Христос, то я думаю, самому миру не вместить написанных книг». О чем это говорит? О том, что если все это усвоить, услышать, перенять, физически не хватит никаких книг, потому что Бог в миллиарды раз, несравнимо больше этого мира, и познание Бога, возрастание в истине, в познании и ликовании будет бесконечным.

Знаете, сколько там будет двунадесятых праздников? 12 миллиардов. С текстами, с книгами, с богослужениями, с нотным пением (пение там тоже будет). 12 миллиардов, а, может быть, и больше. Представляете, сколько на это надо времени, чтобы поприсутствовать на всех этих праздниках и принять участие? А это так и будет, потому что люди написали в книге 12 праздников, и это уместилось в две триоди: в триодь постную и в триодь цветную, а Бог гораздо мощнее человеческого ума и даст это богослужение никогда не повторяющимся, а только без конца возрастающим.

Об этой мысли, о том, что там не будет скорби, и будут совершенно иные категории наших знаний друг о друге - об этом нам тоже свидетельствует преподобный Исаак Сирин. Он говорит всем нам: «Всеправедные водворяются в одной радости, но каждый в своей мере озаряется единым мысленным солнцем и по степени достоинства почерпает радость и веселье, как бы в одном воздухе и в одном месте созерцая Бога». Никто, запомните, не видит меры высшего и низшего, чтобы смотря на превосходящую благодать другого и на свое лишение, не иметь для себя в этом причины для скорби и беспокойства. «Да не будет сего там, где нет печали, нет воздыхания, но всякий по данной ему благодати в своей мере веселится внутренне, а по внешности у всех одно созерцание и одна радость». Предоставим эту радость и жизнь будущего века самому Богу, который сможет сделать все то, что он сказал о самом себе: «Возьму вас к себе, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас».

Когда мы читаем Символ веры, то мы говорим: «Чаю воскресения мертвого, которое мы сегодня празднуем, и жизни будущего века». Что нам открыто о будущей жизни? Святые отцы деликатно об этом писали, потому что она же будущая и точно, достоверно, кроме слов самого Священного Писания, тяжело сказать что-либо, потому что надо попасть в ту жизнь, чтобы иметь какое-то представление о ней. Апостол Иоанн Богослов пишет в книге, которая никогда не читается в церкви (раньше часть Священного Писания читалась только Великим постом). Это Апокалипсис, откровение Иоанна Богослова. Поскольку это откровение, то оно образно говорит нам о жизни будущего века. Апостол Иоанн Богослов пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

6И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены' его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло.

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». Вот что ждет спасенные народы.

Еще в Оптиной пустыни есть такое откровение о жизни будущего века. Однажды одного смиренного инока, исполненного боголюбия, страха Божия, благоговения, кротости и смирения, Господь восхитил как Апостола Павла в райские обители. Ибо мы знаем, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Мы знаем, что познание великих тайн Божьих, как говорит Исаак Сирин, лежит на пути исполнения евангельских заповедей, что Бог открывается не пытливому уму, а чистому сердцу. Бог за чистоту сердца открыл ему райские обители. После этого откровения братья окружили его и спрашивали: «Отче, ну скажи, как там Царствие небесное? Что тебе запомнилось?». Он говорил: «Братья, я не могу все это описать, но там так хорошо, так хорошо!». – «Что ты запомнил?». Говорит: «Запомнил многое, а описать человеческим языком не могу. Одно только я запомнил и одно могу сказать, что там, в Царствие Божьем, народ поет всегда «Христос воскресе!»». Вот что ему запомнилось. Запомнилось, что там пик радости, какой бывает в пасхальные минуты, до которых нам осталась всего одна неделя.

Это откровение Божье, что будет там, только маленькая форточка, которая приоткрывает нам жизнь будущего века, и это состояние будет не только не умаляться, оно будет только возрастать, возрастать и возрастать. Вот о чем наше ликование, вот о чем наша надежда, вот в чем наша победа, что Христос победил смерть, вот почему мы держим в руках знамя победы, потому что мы верующие люди. Мы не просто верим. Мы верим и чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, чего до сподобит нас милосердный Господь своей неизреченной милостью и благодатью. Ему же всевоскликнем все вместе, как отроцы в некогда святом граде Иерусалиме: «Осанна, благословен грядый во имя Господне». Аминь.

игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео