Главное

IMAGE Поддержи свой храм!
04.04.2020
Мы понимаем, что в наступившее время всем приходится непросто. И мы осознаем всю... Читать далее

Расписание богослужений

***

Оттачивая свой ум не в божественном, а в лукавстве, человек предаёт себя диаволу. Но тогда лучше бы ему было и вовсе лишиться рассудка, чтобы в День  Судный иметь смягчающие вину обстоятельства.

– Геронда, простота отличается от лукавства?

– Да, как лисица отличается от шакала. Шакал, захотев что-то утащить, смело идёт и берёт то, что хочется. Лисица же постарается получить желаемое с помощью хитрости.

– А может ли, Геронда, человек считать лукавство ост­ротой ума?

– Да, может, но, всмотревшись в себя, он поймёт, что есть лукавство и что острота ума. Ведь таблица рас­познания у него есть. Каковы дарования Духа Святаго? Любовь, радость, мир и подобное этому. Есть ли в нём что-нибудь из этих дарований? Не имея в себе назван­ных признаков, человек будет иметь в себе нечто сата­нинское, отличительные признаки тангалашки.

Умный человек – это человек очистившийся, освобо­дившийся от страстей. Действительно умён тот, кто освятил и свой ум. Если не освятится ум, то от его остроты нет никакого проку. Вон журналисты, политики – они ведь люди умные, но многие из них, не имея освящён­ного ума, вместе с умными вещами говорят глупости. Страшные глупости морозят они от большого ума! Если сам человек не извлечёт пользы из своего ума, то его умом воспользуется диавол. Если человек не воспользуется ост­ротой своего ума для доброго, то диавол будет использо­вать её для злого.

– Значит, не использовав остроты своего ума для доб­рого, человек даёт тем самым права диаволу?

– Если человек не использовал свой острый ум для доб­рых дел, то права диаволу даются сами собой. Не работая духовно, человек извращает добро. И зло делает тогда не диавол, а сам человек. Например, кто-то умён, но умом своим не работает, лентяйничает. Но раз он не работает головой, то что толку в том, что она умна?

– А может ли обладать способностью к правильному суждению человек умный, но имеющий страсти?

– Прежде всего, ему надо быть внимательным в том, чтобы  не доверять собственному рассудку. Доверяя собственному рассудку, человек духовный впадает в прелесть, а человек мирской – сходит с ума. Не надо ве­рить своему помыслу. Надо спрашивать и советоваться, надо освятить свой ум. И вообще человек должен освя­щать всё, что у него есть. Освятившийся острый ум спо­собствует стяжанию рассуждения. У человека умного, но неосвятившегося, духовного рассуждения не будет. А человек наивный от природы может какого-нибудь прельщённого принять за святого, а чьё-то женоподоб­ное сюсюканье принять за благоговение. В то время как очистившийся умный человек становится весьма рассудительным.

– Геронда, каким образом острый ум очищается?

– Для того чтобы он очистился, человек должен не принимать «телеграммы» лукавого и не иметь лукавых мыслей, но во всём действовать с добротою и простотой. Таким образом, приходит духовная ясность, Божествен­ное просвещение. Тогда человек видит сердца людей и не приходит к человеческим заключениям.

– Геронда, связано ли рассуждение со знанием?

– Рассуждение появляется от Божественного просве­щения. Можно читать святых отцов, иметь правильные знания по каким-то вопросам, подвизаться и молиться, однако рассуждение появляется от Божественного про­свещения. Это явление иного порядка.

– Геронда, в старину люди были лучше?

– Не то чтобы они были лучше, просто старинные люди имели простоту и добрый помысел. Сегодня люди на всё смотрят с лукавством, потому что они всё изме­ряют с помощью рассудка. Европейский дух наделал много бед. Людей изуродовал именно он. Если бы не он, то духовное состояние нынешних людей было бы пре­красным, потому что худо-бедно все сейчас образованны и с людьми можно было бы прийти к взаимному пони­манию. Но современных людей учили безбожию, всем этим сатанинским теориям и таким образом их привели в негодность, так что к взаимопониманию с ними прийти нельзя. В старину ты не мог достичь взаимопонимания с человеком, если у него не было ни благоговения, ни об­разованности. Помню, как-то раз один монах, услышав на Литургии Преждеосвященных Даров слова «Иже во Святых Отца нашего Григория папы Римскаго», решил, что поминают римского папу и соблазнился. «Не ожи­дал, – говорит, – никак не ожидал, что вы станете папёжниками!» Сказав это, он вышел из храма. Видишь, до чего доводит неведение! Неведение – это жуткое дело. А са­мое большое зло делают те, в ком благоговение сочета­ется с беспорядком в голове. Не разбираясь в сущности дела, они создают проблемы.

(Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео