veronikaПослание Святого Апостола Павла к Ефесянам, зачало 221, глава 2, стихи 14-22.

Братья, Христос — наш мир, Он, соединивший евреев и язычников в один народ; Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъединяла нас; отменивший Закон с его уставами и правилами, чтобы, установив мир, создать в единении с собой из двух человек одного нового и обоих, в едином теле, примирить с Богом через смерть на кресте, уничтожив собою вражду. Он, придя, принёс Радостную Весть о мире вам, жившим вдали от Бога, и тем, кто рядом с Ним. Так что благодаря Ему мы оба — и евреи, и язычники — имеем доступ к Отцу, соединённые одним Духом. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, возведённые на основании апостолов и пророков, а камень краеугольный — Сам Иисус Христос. Он скрепляет Собой всё здание и воздвигает его, превращая в храм, посвящённый Господу. В единении с Ним и вы созидаетесь, чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога

Как в древности, так и сейчас мир разделяет множество границ, символизирующих собою вражду и отчуждение. Циничное изречение античного писателя гласило: «Человек человеку волк». Наука 19-го века утверждала, что вся история движется «борьбой за существование». Один из современных философов произнёс известный афоризм: «Другой – это ад». Согрешившему Адаму вход в Едемский сад преграждал пограничник – херувим с пламенным мечем. Наконец, есть одна невидимая, но самая крепкая стена, которая отделяет небо от земли, Бога от людей. Стена эта – смерть. Но в этой стене давно пробита брешь. Более того, в одном из своих песнопений Церковь провозглашает «Разрушил Крестом Твоим смерть!».

Прочитанный отрывок из Послания к Ефесянам в торжественной, почти гимнической форме говорит о разрушении всех стен, отделяющих людей друг от друга, ибо разрушена стена, отделяющая людей от их Творца, от Бога. Уже вдохновенные голоса древних пророков предвозвещали конец вражде в лице Посланника Божия, Искупителя, Примирителя и Спасителя. Этим пророческим провозвестием и открывается наше чтение: «Он есть мир наш». Так Апостольское писание называет Иисуса Христа. Он – наша премудрость от Бога (1 Кор. 1:30), наша надежда (1 Тим. 1:1), наша жизнь (Кол. 3:4). Здесь Он назван нашим миром.

Послание к Ефесянам было написано в исторической ситуации, когда всё человечество, помимо множества прочих разделений, было принципиально расколото на две части, как бы на две религиозные «расы» людей – на иудеев и язычников. Одни – «народ близкий к Богу» (Пс. 148:14), другие – «народ дальний» (Ис. 49:1). До Христа этот барьер между ними был непреодолим, после Христа – разрушен. Эти два «народа», очень неравные количественно, но ещё более неравные в самых существенных вопросах смысла и цели бытия, – эти два народа стали одним народом Божиим, одной человеческой «расой», более того, новым творением, новым человеком во Христе. Те, которые были некогда далеко, стали теперь близкими. Пророк Исаия из туманных далей будущего слышал слово Благовестия: «Мир, мир дальнему и ближнему» (Ис. 57:19).

То было Благовестие, принесённое спустя столетия Христом: «Мир вам, дальним, и мир близким» (Еф. 2:17). Когда было написано Послание к Ефесянам, материальное воплощение вражды и разделения людей, стена, под страхом смертной казни преграждавшая язычникам вход в Иерусалимский храм, ещё стояла. Но духовно она была разрушена Христом. Юридическое выражение вражды и разделения людей, Закон Моисея с множеством его предписаний и толкований, ещё действовал. Но духовно он был отменён Плотью, то есть смертью Христа. Ветхий Адам, то есть разделённый в себе и враждующий с Богом человеческий род, ещё существовал, как и существует. Но «Господь с неба» (1 Кор. 15:47) уже явил в Себе нового Адама, в Котором была убита всякая вражда.

Вместо каменного храма построен и растёт новый, духовный храм. Каменный храм и стены, его окружающие, можно разрушить, и были разрушены. Духовный храм разрушить невозможно, ибо он держится Божественным краеугольным камнем, построен не из безжизненных камней, но из «камней», имеющих жизнь в Боге, жизнь, не знающую тления и смерти. Вместо религии закона, высеченного на каменных скрижалях и требовавшего послушания, пришла религия любви, вписанной Божественным Духом в человеческие сердца. Закон нужен там, где есть вражда. Там, где царит мир, закон не нужен, отменён. Любовь, данную свыше вместо закона, отменить невозможно.

Удивительны и глубоки эти и другие образы нашего отрывка, как то – гражданство в Царстве Божием, принадлежность к семье Бога, в которой люди имеют доступ к Отцу и становятся братьями и сёстрами друг другу. Возвышенные слова послания непосредственно были обращены к христианам из язычников, жившим в те давние времена. Вопросы, затронутые в послании, были чрезвычайно актуальны в ранней Церкви. Но... не для нас ли всё это было написано (1 Кор. 9:10)? Конечно, и для нас. Обращаясь от прекрасного идеала, изображённого в Послании к Ефесянам, к нашей реальной жизни в Церкви, разве мы не видим иную, далёкую от благостного идеала картину? Не говоря уже об обществе в целом, в котором как царили прежде, так и ныне царят вражда, подозрительность и непримиримость, в самой Церкви Христовой мы наблюдаем личную вражду, разобщённость, разделения, а иногда и всякого рода нетерпимость, усиленную предрассудками, политическими пристрастиями, самомнением и духом непрощения. Где братство? где духовная семья, в которой царит любовь? где гармоничное соединение «живых камней» храма Божия?

Не уподобились ли мы ветхим строителям каменных стен, законнических оград и перегородок? Мы сознательно возводим всё новые и новые барьеры или смиряемся с уже существующими, в своём безумии противясь объединяющей силе Христа и изгоняя Духа из жилища Божия. Призванные нести людям Благую весть о мире, мы часто являем им неприглядную, а иногда и отталкивающую картину соблазна. Оттого и необходимо нам вслушиваться в слова Апостольского послания: для нас они написаны, к нашей совести взывают и нас призывают к покаянию.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Евангелие от Луки, 71 зачало, глава 13, стихи 10-17.

Как-то в субботу Он проповедовал в одной из синагог. А там была женщина, которая восемнадцать лет страдала от недуга: она была скорчена и не могла выпрямиться. Увидев её, Иисус подозвал её и сказал: женщина, ты избавлена от недуга твоего. При этом Он возложил руки на (голову) её, и она в тот же миг выпрямилась и стала славить Бога. А старейшина синагоги, разгневанный тем, что Иисус вылечил её в субботу, сказал, обращаясь к народу: есть шесть дней, в которые надлежит что-либо делать; в эти дни и приходите исцеляться, а не в субботу. (Исх. 20.9-10) Господь же сказал ему в ответ: лицемер! Разве в субботу каждый из вас не отвязывает вола своего или осла и не выводит из стойла на водопой? А эту дочь Авраама, которую вот уже восемнадцать лет как связал сатана, не надлежало разве освободить от этих уз в субботу? И после этих слов Его те, которые противились Ему, устыдились, а весь народ восхвалял Его за все чудеса, совершённые Им.

Различно отношение Христа к несчастьям и болезням. В одной из синагог, увидев скорченную женщину, Он исцелил её: «женщина ты освобождаешься от недуга своего». Это было в субботу и на упрёки исцеления в этот день Христос ответил: «Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана, вот уже 18 лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний».

Эти слова вызывают вопросы: если бы не было касания сатаны, не было бы болезни? И почему Господь допустил это касание, если указывает на необходимость её освободить от уз сатаны? На это надо ответить так: некоторые болезни наступают для исправления человека, после его грехов. Об этом говорится в исцелении расслабленного: «Иди и не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5:14).

В других случаях о причине болезни говорится: «Да явятся на нем дела Божии» (Ин 9:9). Однако это уже более цель болезни, а не причина, и надо сказать, что все болезни допускаются с такою общею всем им целью: да явятся дела Божии — возрождения и спасения. Поэтому не так полезно дознаваться почему эти родились сильными и здоровыми, эти слабыми и немощными, а те несчастными уродами, но надо думать, какая нравственная задача стоит перед всеми ними, в какой добродетели подвига хочет от них Господь. Из слов сегодняшнего Евангелия «которую связал сатана» мы видим, что какую-то власть сатана имеет над людьми, но не полезно пытаться разрешить вопрос, почему он её имеет. Для нас полезнее и поучительнее думать, как относятся к таким бедствиям Спаситель и святые отцы, и здесь мы видим, что это отношение различно в зависимости от состояния сердца или нравственного настроения больного. Иногда Спаситель исцеляет словом, иногда приказывает что-либо сделать, иногда ограничивается советом. Одних исцеляет немедленно и без их прямой просьбы, других спрашивает о вере, на просьбы третьих не сразу откликается. Разное отношение определяется различным настроением страждущего. Во всех случаях Спаситель преследует благую цель спасения их и в отношении больных, как самих себя, так и других, нам полезнее также думать не о причине болезни, а о том, что хочет Господь от больного, «да явятся на нем дела Божии», дела возрождения и спасения.

Исцелению бесноватых всегда предшествует просьба родных, или страдания и крики беснующегося, обращённые ко Христу. Бесноватые внешне похожи на эпилептиков, но есть разные степени вины человека в его бесновании. Одни беснуются смолоду, некоторые с детства и это по грехам их родителей, другие в зрелом возрасте, вследствие тяжкого греха, особенно кощунства, хулы на Бога. Известен очень яркий случай из наших (начало 20 в. — ОМНС) времён, когда бесноватым сделался один, дотоле совершенно нормальный здоровый казак, который однажды ударил свою мать, и хотя совесть его сильно упрекала, он не покаялся и вскоре стал совершенно бесноватым. Но потом он был исцелён. Особенно отрицают бесов люди, подверженные их воздействию. Бесноватый лишь немногим отличается от одержимых страстями самолюбия и гордости. Заговорите перед таким о касающемся его пороке, например, гордости, и вот он уже во гневе. Если мы видим, что обличение приводит нас в раздражение — мы должны бояться беса.

Спросите себя и искренно ответьте — в какое состояние приводит вас обличение? Но не смущайтесь и не падайте духом от печального ответа на этот вопрос. Ведите борьбу за смирение, безгневие и терпение, и знайте что вы не одиноки в этой борьбе: Ангел хранитель всегда ведёт борьбу с сатаной и по вашей просьбе властно поможет вам.

Трудно исцеляться от беснования и страстей: «Много пружався», т.е сильно сотрясая человека, оставляет его изгоняемый диавол. Но не бойтесь и боритесь; несчастны люди небрегущие о своей душе. Три четверти образованных людей самолюбивы и не борются с этим недугом, а между тем упомянутое их раздражение при обличении говорит, что они не далеки от порабощения бесом. Не шутите над своими грехами и да избавит нас Господь от небрежности к своей душе.

Митрополит Антоний (Храповицкий)