Расписание богослужений

18379Послание святого апостола Павла к Евреям, зачало 328, глава 11, стихи 9-10, 17-23, 32-40:

Братья, верою Авраам поселился пришельцем в земле обетованной, как чужой, живя в шатрах, с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обещания. Ибо он ожидал града, имеющего твёрдые основания, и которого художник и строитель Бог. Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака, и получивший обещания приносил единородного; ему было сказано: в Исааке наречётся тебе семя. Он рассудил, что силен Бог и из мёртвых воскрешать, потому он и получил его обратно в предзнаменование.

Верою, и для будущего, благословил Исаак Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, опираясь на верх своего посоха. Верою Иосиф, при кончине, упомянул об исходе сынов Израилевых и заповедал о костях своих. Верою Моисей, по рождении, три месяца скрываем был родителями своими, потому что увидели они, что младенец прекрасен, и не устрашились повеления царя.

И что ещё скажу? Ибо не достанет мне времени, если я буду повествовать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае и Давиде и Самуиле и о пророках, которые чрез веру покорили царства, творили правду, достигли обещаний, заградили уста львов, угасили силу огня, избежали острия меча, приведены были в силу от немощи, стали крепкими на войне, отразили полки чужих. Были женщины, получившие мёртвых своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения.

Иные же испытали поругания и побои, а также узы и заключение, были побиты камнями, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах, в козьих кожах, терпя недостатки, тесноту, страдания: те, которых мір не был достоин, блуждали по пустыням, по горам, по пещерам и отверстиям земли. И все они, получив доброе свидетельство чрез веру, не вошли в обладание того, что было обещано, потому что Бог предвидел о нас нечто лучшее, чтобы они не без нас достигли совершенства.

Евангелие от Матфея, 1 зачало, глава 1, стихи 1-25:

Родословие (1) Иисуса Христа, Сына Давида, Сына Авраама. У Авраама родился Исаак; у Исаака родился Иаков; у Иакова родился Иуда и братья его; у Иуды от Фамари родились Фарес и Зара; у Фареса родился Есром; у Есрома родился Арам; у Арама родился Аминадав; у Аминадава родился Наассон; у Наассона родился Салмон; у Салмона от Рахави родился Вооз; у Вооза от Руфи родился Иовид; у Иовида родился Иессей; у Иессея родился царь Давид. У Давида царя от вдовы Урии (2) родился Соломон; у Соломона родился Ровоам; у Ровоама родился Авия; у Авии родился Асаф; у Асафа родился Иосафат; у Иосафата родился Иорам; у Иорама родился Озия; у Озии родился Иоафам; у Иоафама родился Ахаз; у Ахаза родился Езекия; у Езекии родился Манассия; у Манассии родился Амос; у Амоса родился Иосия; у Иосии перед пленением Вавилонским (3) родились Иехония и братья его.

После пленения Вавилонского у Иехонии родился Салафиил; у Салафиила родился Зоровавель; у Зоровавеля родился Авиуд; у Авиуда родился Елиаким; у Елиакима родился Азор; у Азора родился Садок; у Садока родился Ахим; у Ахима родился Елиуд; у Елиуда родился Елеазар; у Елеазара родился Матфан; у Матфана родился Иаков; у Иакова родился Иосиф, муж Марии, от которой родился Иисус, почитаемый как Христос (4). Итак, всех поколений от Авраама до Давида — четырнадцать поколений; и от Давида до пленения Вавилонского — четырнадцать поколений; и от пленения Вавилонского до Христа — четырнадцать поколений.

Рождению же Иисуса Христа предшествовало следующее: оказалось, что мать Его, Мария, обручённая с Иосифом, зачала во чреве от Духа Святого прежде, чем поженились они. Иосиф же, жених её, будучи честным человеком и не желая опозорить её, решил тайно расторгнуть помолвку с нею (5). Но когда он задумал это, ему во сне явился ангел Господень и сказал: Иосиф из рода Давида, не смущайся брать Марию в жёны себе, потому что Тот, Кого зачала она, — от Духа Святого; она родит тебе Сына, и ты назовёшь Его именем Иисус (6), ибо Он избавит народ Свой от грехов его. А свершилось всё это во исполнение прореченного Господом чрез пророка Исайю: вот, дева зачнёт во чреве и родит Сына, и назовут Его именем Еммануил, что значит: с нами Бог (Ис. 7:14; 8:8).

Проснувшись, Иосиф поступил так, как повелел ему ангел Господень, и взял Марию в жёны себе, и не обладал ею, доколе не родила она Сына своего Первенца, Которого он назвал именем Иисус.

1) «Родословие» — досл.: «книга происхождения», по-русски можно было бы перевести как «история рода», «родословная», то есть речь идет о своего рода генеалогической таблице, которая велась в каждой иудейской семье. Отсюда осознание себя не просто «потомками», но в какой-то мере действительно «сыновьями» и «дочерьми» основателя рода — Авраама (см. Лк 13:16; ср.: «отец наш — Авраам» — Ин 8:39; ср.: Мф 3:9). Матфей, указывая на происхождение Иисуса от Авраама, прежде всего отмечает, что Он — «сын Давида», то есть Тот, о Котором пророчествовал Исайя (9:6-7; 55:3), Иеремия (23:5), Иезекииль (34:23; 37:25) и другие пророки.

2) «от вдовы Урии» — досл.: «от той, которая была за Урией». При досл. прочтении можно понять, что Соломон родился у Вирсавии еще тогда, когда она была замужем «за Урией». Но Урия к тому времени был уже убит (см. 2Цар. 12:17,27).

3) «пленение Вавилонское» — имеется в виду осада и взятие Иерусалима царем Вавилонским Навуходоносором в 597 г. до н.э., то есть в восьмом году царствования Иехония (см. 4Цар. 24:8-17).

4) досл.: «называемый Христом». Греческое слово «Христос» является переводом арамейского «Машиах», «Мессия» и означает «помазанник» — в данном случае «Избавитель», «Спаситель», ожидаемый иудейским народом.

5) «расторгнуть помолвку с нею» — досл.: «восхотел тайно отпустить ее»; «отпустить» — здесь юридический термин, который можно было бы перевести «развестись», «расторгнуть брак» и т.п. Период от обручения до замужества длился обычно около года, и жених мог по каким-либо причинам расторгнуть помолвку с невестой, дав ей, как и в случае с законной женой, разводное письмо (см. Втор. 24:1; ср. Мф 19:7).

6) Иисус — в пер. с арам.: Господь Спаситель.

Предпразднуем людие Христово Рождество и, вознёсше ум, к Вифлеему вознесёмся мыслию... — слышим мы, други наши, в последнее воскресенье пред Рождеством Христовым призыв Святой Церкви к глубокому размышлению о сущности приближающегося великого праздника.

Событие, совершившееся двадцать столетий назад, было столь велико, что равного ему не было в истории земли. «Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти».

Маленький безвестный Вифлеем, и в нём, в убогом вертепе, бедные «скотии ясли» стали для всего міра центром внимания и точкой отсчёта нового времени, ибо в них возлёг Невместимый Христос Бог.

Бог — Властитель міра — явился смиренным Младенцем, в Котором в момент рождения мало кто прозрел Божие величие, и славу, и силу. А ведь этого Младенца мір ждал с начала своей истории, приняв в пророчествах обетование Божие о явлении на земле Спасителя и Искупителя человечества: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля» (Мф 2:6). И вот рождением Христа пришёл конец всем пророчествам о Нём. И то, что было в Ветхом Завете прикровенно и туманно, озарилось явлением Божественного Младенца и стало явно.

Много младенцев рождалось в Вифлееме, и знатных, и именитых, но ни в одном из них мір не заподозрил Того единственного, Которым надлежало ему спастись и в ожидании Которого он томился.

Всё в міре изменилось только с рождением Иисуса Христа, ибо Им кончилось время закона, и благодать властно преобразила всё живое и отёрла слёзы безнадёжия.

Приведу весьма отдалённую аналогию: вот все мы с вами безошибочно узнаём действие Божией благодати на наши души, на наши сердца. Всё меняется в нас — светлеют лица, радостию и светом лучатся глаза, благодатная тишина покоит сердце. И это не только в нас происходит. Благодать, коснувшись нас, преобразует и всё вокруг нас — природа, вопреки законам естества, откликается на то, что происходит с нами.

И то же, и даже несравненно явственнее, ощутил мір с рождением Богомладенца Христа. И не могло быть иначе, дорогие мои, ведь Вечный явился во времени и Бестелесный — во плоти, и с Ним вошла в мір вечность. И всё живое озарилось нетварным светом Божества и вечности. И Церковь поёт: «Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста...»

Родился Христос — Бог и Человек, и рождением начался Его крестный путь — труд по спасению міра и созиданию нового человека — чада Божия.

А Вифлеемская пещера, вместившая смиренное величие Сына Божия и Сына человеческого, стала прообразом Святой Православной Церкви, где ежедневно при служении литургии, на проскомидии, как в яслях, на жертвеннике возлежит Богомладенец Христос, вмещающий в Себе всю жизнь от рождения до великой Голгофской жертвы — «...се Агнец Божий, вземляй грехи міра» (Ин 1:29).

И каждый год, и каждый день мір переживает Таинство Жизни Христа на земле. Каждый день Христос и рождается, и служит, и умирает, и воскресает, совоскрешая мір Собою. И пред лицом вечности все «дни плоти» Господа Иисуса Христа представляют собой один момент, в котором вочеловечение, и крестная смерть, и воскресение связаны воедино.

У Бога один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день, и это и есть вечность, вторгшаяся в земное время. И наши жизни тоже тому пример, ибо и они текут в вечность, стирая время. Оглянитесь на жизнь свою. Только начавшись, она уже стремительно движется к своему концу, и беспредельный океан вечности готов поглотить нас.
И человеческое сердце во мгновение своей жизни должно тоже стать подобием Вифлеемской пещеры, где рождается, возрастает, живёт и царствует Христос — Бог и Человек. И, открываясь навстречу Христу Спасителю, оно, наше сердце, освятится Его Божественным светом и станет сильным Его Божественной силой. И «скоты» — наши человеческие страсти, живущие в нём,— бегут из него во внешнюю тьму, и мы сможем принести чистым сердцем Богу дар — свою любовь, соцарствуя ею Христу и Богу.

Сегодня, в преддверии Рождества Христова, когда земное время разделилось пополам, как церковная завеса, и мір стал «до» и «после» Рождества Христова, Святая Церковь вспоминает благодарной памятью тех, которые жили верой, ожиданием, и кто своей жизнью, своей плотью стали сродниками явившегося в мір Богочеловека Христа. Ведь Христос — Бог, приобщившийся человечеству, не новосотворённый Богом Человек, но и Его человечность уходит в историю человечества, жившего до Рождества Христова на земле.

Человечество сотворило в своих ложеснах, в своих недрах Ту, Которая стала Матерью Божией, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим.

И вот молитвенная память о тех, кто послужил приуготовлению человеческой природы Христа, возносится ныне в Церкви: «Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова...» — слышим мы слова Святого Евангелия сегодня (Мф 1:1-2). И далее длинный перечень имён и имён. И за каждым именем — конкретный человек, который своей жизнью участвовал в рождении Христа Спасителя. Из тысячелетия в тысячелетие ткалась плоть и человечество Христа.

И нельзя, други наши, не отметить одной отрадной для нас мысли.

В этой лествице человеческих имён сохранена для нас память не только тех, кто достиг жизнью своей святости, но и тех, кто шёл сквозь грех, пробивался сквозь человеческую немощь и из тьмы искал света, правды и святости. И не всегда человек осуществлял в жизни свои искания и мечты, но он жил верой, шёл к Богу, хотел жить Богом.
И Христос соединился с человеческим родом, избрав в нём не только праведных и не только святых. Он Сам, будучи искушаем грехом, знал меру человеческой немощи и слабости и, быв подобен человеку во всём, кроме греха, Своей Божественной любовью всех воплотил в Себя и всех искупил Собою.

Своей человеческой святостью Христос оправдал всех: и тех, кто был Его плотью и кровью, и тех, кто родился от Него духом. И Ветхий Израиль, живший до Рождества Христова, и мы, Новый Израиль, явившийся в мір вместе с Рождеством Христовым под сенью Божией благодати, объединяемся одними чувствованиями, яже во Христе Иисусе. И вера, надежда и любовь — главные из них. И именно эти чувствования делают всех нас родными и близкими вопреки пространству и времени, разделяющим людей. Эти чувствования можно назвать одним словом — жаждой Бога.

Ветхозаветные святые отцы, «сидящие во тьме и сени смертной», верою в осуществление ожидаемого жили и творили чудеса: «...побеждали царства, творили правду... заграждали уста львов, угашали силу огня... были побиваемы камнями... те, которых весь мір не был достоин, скитались по пустыням и горам... и ущельям земли» (Евр. 11:33-34, 37, 38). Только вера в обетование Божие рождала надежду, и надежда питалась верой и терпеливым ожиданием.

Я не буду вспоминать подвиги веры ветхозаветных святых отцов. Напомню только, дорогие мои, что они не изнемогали в ожидании и жили терпением и надеждой не день, и не год, и не 100 лет, но 5508 лет. Сколько поколений кануло в вечность за эти тысячелетия!

Но это ожидание было их внутренней потребностью, ибо с ними был Бог. И «все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13). Жизнью свидетельствуя об истинности веры своей, они искали и стремились к лучшему, то есть к Небесному Отечеству, которого Художник и Строитель Бог.

И вот исполнилось время — родился Христос Бог, и новый ряд святых Божиих начинает Он Собою, и мы, грешные, по благодати Господа состоим в этом ряду.

Святой апостол Павел называет Иисуса Христа новым Адамом, от которого произошло новое святое потомство, украшенное Его именем и предназначенное к вечному спасению. Это великое потомство составляют все христиане, принявшие Его учение, рождённые от воды и Духа во имя Его, питающиеся Божественным Телом Его и Кровию в Таинстве Святого Причастия, вскормленные и живущие в лоне Его Церкви.

Наше родство со Христом не плотское, но духовное, и оно требует постоянного сродства в мыслях, чувствах, желаниях, стремлениях. И имея по сравнению с ветхозаветным человечеством высшие преимущества — сыновнюю близость в отношении к Богу, дары Божией благодати, укрепляющие, и освещающие, и просвещающие всего человека, и несомненную веру в будущую жизнь, — мы всё же должны быть внимательными к себе, чтобы быть едины духом со Христом не только по рождению, но и по жизни. Ибо немощь падшей человеческой природы и мы носим в себе, как и наши ветхозаветные предки. Но мы уже не озираемся по сторонам с воплем о помощи, мы знаем, что с нами Бог! С нами живые примеры многих и многих святых Божиих, зовущих нас за собой по пути спасения.
...
«Приидите же вси, други наши, Христово Рождество верно предпразднуем ныне». Поревнуем новозаветным святым и ветхозаветным праведникам в их сильной жажде сретить, увидеть и принять Иисуса Христа рождшегося и, подобно им, принесём Ему свою любовь и смирение, чтобы убогие ясли наших сердец стали любимыми яслями Богомладенца Христа на земле.

И не забывайте, чадца Божии,— бессильно зло, мы вечны, с нами Бог! Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Адам, где ты?» Вот голос Божий, который раздавался в совести Адама после грехопадения и мучал его. Пока Адам был в послушании Божественном: возделывал и хранил Рай, получая силы для этого от вкушения плодов Древа Жизни, он находился в непрестанном Богообщении. В сердце его были непрестанные тихость и радость. Но после вкушения от запрещённых плодов Древа Познания Добра и Зла, нить Богообщения в сердце Адама оборвалась. Грех стал стеною между Богом и человеком. Вот с этого времени и начинается новая история земной жизни человека.

Человек живёт под клятвою и в поте лица своего добывает свой хлеб. Но несмотря на все труды свои он не получает радостного сердца. Жизнь его проходит в грехе. Потопом смывается этот грех, но грех продолжает владеть человеком, и Столпотворение Вавилонское заполняет всю землю. Но среди этого мрака, этой тоски безысходной, находится один человек, который ищет духовной радости. Это — Авраам. Ему даётся закон жизни и, как обетование, пришествие на землю Спасителя мір а, Второй Ипостаси Святыя Троицы.

Идут века, люди ждут с нетерпением обетованного Спасителя. Люди стремятся освободиться от греха, но без Древа Жизни — Обетованного Спасителя это невозможно. И вот, наконец, совершается исполнение времён. На землю приходит Спаситель мір а от греха. Он исполняет заповедь, данную человекам — любовь к Богу и ближнему. А самое главное, Он восстанавливает то Древо Жизни, которое было в Раю, которое помогало Адаму быть в Богообщении. Вот какими словами возвестил об этом Новозаветном Богообщении Сам Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём».

В сегодняшний день Св. Церковь в Евангельском чтении приводит имена тех человек, которые были теми праведниками, приготовившими явление Спасителя. Мы их называем Отцами. Они, своею жизнью, дают и нам надежду получить ту радость райскую и сердечную тишину, которые были у Адама в Раю. Вот почему мы с таким благоговением молитвенно просим их сегодня помочь нам быть участниками сей мір овой радости — Рождества Христова.

«Адам, где ты?» — так и ныне в нашей совести звучит этот вековечный вопрос. Конечно, не в географическом смысле: Господь знает, где каждый из нас находится. А вот в отношении к Нему, к Богу. О! Да не останется же этот вопрос безответным. Да сможем же мы сказать: «Я здесь, Господи, у яслей Твоих, в Церкви Твоей, перед Чашей Твоей: верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос Сын Бога Живаго, пришедый в мір грешныя спасти...

Архиепископ Андрей (Рымаренко)

В преддверии Рождества Христова, когда мы ожидаем увидеть воочию воплощение Сына Божия, как трогательно и как вдумчиво Церковь вспоминает всех тех, которые свою плоть, свою жизнь дали, чтобы родился Спаситель.
Сегодня праздник предков Господних. Каждый из нас несёт в своём теле, в своей душе всё прошлое человеческого рода: и Христос, приобщившийся человечеству, не явился новым человеком, которого бы заново сотворил Бог. Он воспринял Свою человечность от тысячелетней, может быть, многомиллионной годами истории человеческого рода. В Его теле, в Его человечестве жили все те, которые жили когда-то на земле до Него.

Таким же образом в нашем теле, в нашей душе живёт всё прошлое человечества. И Христос соединился с человеческим родом, не избрав в нём праведников или только святых, достойных встречи с Богом, — для которой слов нет, так она изумительна, так она превосходит всякое воображение; в Нём живёт человечество и праведное, и грешное.

В ряду имён, которые мы сегодня слышали и из которых некоторые памятны нам своей святостью, есть имена, памятные Ветхому Завету грехом. Но это всё были люди, которые пробивались через грех, пробивались через человеческую немощь, через потемнённость сердца, через восстание плоти, через бушевание истории и жизни вокруг них, пробивались к Богу, искали света, искали правды, искали святости, даже если не хватало сил осуществить свою мечту.

И с ними поистине был Бог, Который ни от какого грешника не отходит, Которого не пугает никакая неправда, Который может казаться нам далёким, только когда мы холодностью, безразличием не хотим Его знать... Но и тогда Он не отходит. Он остаётся таким же близким, хотя и скорбно, крестно близким к нам.

И вот, вспоминая сегодня всё прошлое человечества, всех этих людей, которые из тысячелетия в тысячелетие соткали плоть и человечество Христа, вспомним их благоговейной, благодарной мыслью; и вспомним всех тех, которые были нашими предками, знаемых нами и незнаемых, тех, о которых радуется сердце, или тех, которых, может быть, стыдится наша гордыня, — вспомним всех.

Своей человеческой святостью Христос оправдал всех тех, кто был плотью и кровью Его, — и каждый из нас призван подвигом жизни, творением и борьбой, через победы и поражения, идя к Богоотданности, идя к святости, то есть посвящённости всего себя Богу, не только себя спасти, оправдать не только своё временное существование на земле, но оправдать жизнь тысячелетий, живущих в нашей плоти и в нашей душе.

И всякий, кто пробивается к святости, всякий, кто делается храмом Святого Духа, кто действительно так соединяется со Христом, что становится частицей Его святейшего, пречистого Тела, всякий, кто делается сыном или дочерью Живого Бога, спасает, оправдывает, прославляет, осмысливает жизнь и судьбу всех тех, чьим наследником он является в своём человечестве.

Поэтому вдумаемся в это родословие Христа, вглядимся в эти имена: это всё были живые люди, люди плоти и крови, трепетные перед жизнью, порой измученные, а порой — ликующие и торжествующие, и все они живут в чуде Христовой человечности и Христова человечества.

И в нас живёт прошлое. Христос всё прошлое этой родословной так освятил, что все без остатка стали своими, родными Богу, родными в самом сильном смысле слова. И мы можем своей жизнью, трудом, подвигом, устремлённостью к Богу, тоской по Нему, борьбой за Него, за Его победу в нас, осмыслить и оправдать всё прошлое нашего рода и его принести Богу как дар, и став сами Ему родными, сделать Ему родными также и тех, которые порой Его не знали, а порой, зная, от Него отступали грехом, неверностью сердца и жизни.

Как это дивно, какое это может дать нам вдохновение к жизни! Не для себя мы живём, даже не только для ближнего, для любимых, даже не для врагов, а для всего человечества, а за ним — для всей судьбы вселенной. Слава Богу, что Он так нам верит и такую великую и дивную судьбу вверяет нам!

Митрополит Антоний Сурожский

 

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция