Расписание богослужений

BellДеяния святых Апостолов. Глава 6, стихи 1–7

В дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, обслуживать столы. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

Ни мало неудивительно, что народ Израильский, вышедши из Египта, толикократно роптал на Моисея и Аарона (Чис.14:2). Народ простой, многочисленный, грубый в понятиях, поврежденный во нравах, несовершенный в вере, удивительно ли, что лишившись снедей Египетских, ходя по такой пустыне, где и воды или совсем не было, или была, но горькая и к питию неспособная, роптал на тех, которые его вывели из Египта, и заставили терпеть толикую бедность и нужду. Подивиться же паче же должно тому, что Апостол Лука повествует об учениках Христовых. Их было несравненно менее Израильтян, их ум был возвышен к созерцанию будущих благ: они имели толикую между собою любовь, что все были одних мыслей, одной воли и души: ««народу же», говорит тот же Лука, «бе сердце едино и душа едина»» (Деян.4:32). Они имели толикую веру во Христа, что презирая всякое мирское пристрастие, продавали свое имение, и цену за оное получаемую полагали пред ногами Апостол (Деян.4:35). Они все толикое имели довольство в нужных вещах, что из них не было ни одного бедного: ««не бяше бо нищ ни един в них»» (Деян.4:34). Отчего ж родилось в сердцах их роптание, когда толикое было во всем у них равенство? ««Вси же веровавшии бяху вкупе, и имяху вся обща. Толикое совершенство в делах добродетели, толикая радость и простота: по вся дни терпяще единодушно в церкви и ломяще по домом хлеб, приимаху пищу в радости и в простоте сердца, хваляще Бога и имуще благодать у всех людей»» (Деян.2:44, 46–47). И при всем том роптание? Удивительное дело! Выслушайте со вниманием толкование ныне чтенного Апостольского деяния, и вы узнаете не только причину роптания сего, но и то, с каким благоразумием и с какою мудростию Богоносные Апостолы прекратили оное.

Деян.6:1. Во днех онех умножившимся учеником, бысть роптание Еллинов ко Евреом, яко презираеми бываху во вседневнем служении вдовицы их.

Еллины по роду своему и по Богослужению были Евреи: назывались же они сим именем потому, что от предков их жили в Еллинских городах как то: в Александрии, в Малой Азии, на островах Архипелага и в других местах, а притом и говорили языком Еллинским. Сии Еллины собирались каждогодно во Иерусалиме по причине праздника Пасхи и Пятидесятницы. А что повседневное служение оное означает ежедневное занятие приготовлением и раздаянием нужного для пищи: то явствует не токмо отсюда: ««Марфа же молвяше о мнозе службе»» (Лк.10:40), но и из сих слов Божественного Луки: ««не угодно есть нам оставльшим слово Божие, служити трапезам»» (Деян.6:2). Приставники убо сей каждодневной службы или потому, что число верующих во Христа со дня на день умножалось, или по небрежению, или по другой какой причине, презирали жен вдовиц Еллинов оных. Каким же образом они презирали их? Может быть они думая, что вдовицы оные Еллинские недостойны служить Апостолам и учениками, не допускали их к сему служению: может быть не давали им такого содержания, какое давали женам вдовицам Евреев, живших во Иерусалиме: или может быть определяли их на тягчайшие и самые низкие службы: сие видя Еллины оные возроптали на Евреев, живших во Иудеи, которые, как явствует, были надзирателями того служения. О сем убо Апостол повествует: в те, говорит, дни, когда то есть Апостолы и ученики1) были все во Иерусалиме, число учеников умножилось. Еллины же видя, что во вседневном приуготовлении и раздаянии пищи Евреи, начальники сего дела, презирали их вдовиц, начали роптать и жаловаться о сем самым же оным Евреем. Что же сделали Апостолы, услышав таковой ропот?

Деян.6:2. Призвавше же дванадесять множество ученик, реша: не угодно есть нам оставльшим слово Божие, служити трапезам.

Дванадесять Апостолы призывают к себе все множество учеников Христовых, и отзываются пред ними от трапезного служения: не угодно есть, говорят они, нам оставить слово Божие, то есть, Евангельскую проповедь, и заботиться о потребном для трапезы. Но кому не угодно, как Богу, пославшему их проповедывать Евангелие во все языки, так и самим Апостолам, посвятившим себя Апостольской проповеди? Почему же не угодно? Потому, что дела трапезные могли исправлять и другие точно также, как бы и Апостолы, а проповедывать Евангелие с такою деятельностию, и с таким успехом кроме их самих не мог никто. Ибо для сего великого дела их токмо одних Иисус Христос избрал от сего мира. Заметьте здесь, как одна добродетель бывает преимущественнее другой. Добродетель есть и служение трапезное, яко дело любви и милосердия: но проповедание веры добродетель есть высшая, поелику без веры невозможно угодить Богу (Евр.11:6): и толикоже высшая, колико душа выше есть тела: ибо слово Божие питает душу, а хлеб трапезный тело. Посему-то дванадесять Апостолы и отреклись пред всем множеством учеников от трапезного служения: посему-то они, уверив их, что такое дело им неприлично, и сказали им потом:

Деян.6:3–4. Усмотрите убо, братие, мужы от вас свидетельствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, ихже поставим над службою сею: Мы же в молитве и служении слова пребудем.

Божественные Апостолы, будучи исполнены даров Пресвятого Духа, и знали совершенно людей достойных сего служения, и имели полную власть избрать и поставить таковых служителей: однако дабы показать, что прочие ученики имели сведение и власть в сем избрании и поставлении, и дабы отъять от них повод к роптанию: они дело сие поручили им же самим, объяснив только, с какими свойствами должны быть имеющие принять на себя таковое служение. Рассмотрите, говорили они им, братие, самих себя, и изберите из вас седмь мужей: число седмь назначили они, может быть потому, что столько требовалось к оному служению, или может быть потому, что число сие почиталось священным и таинственным: свидетельствованных от многих, то есть таких, о которых известно, что они воодушевлены верою, и способны к отправлению оной должности: ««исполненных Святаго Духа»», то есть людей добродетельных, которых бы дела доказывали, что в них обитает благодать Пресвятого Духа: исполненных премудрости, то есть людей сведущих, разумных и ревностных, которые бы могли, как надлежит, располагать общими делами, Богу посвященными для общей всех пользы: и тех вами избранных, говорили они, поставим мы попечителями и служителями повседневных сих нужд, а сами пребудем, как прежде, в молитве и проповедывании веры. Отсюда видеть можно высоту и достоинство молитвы: ее Божественные Апостолы соединили с великою и высокою добродетелию Евангельской проповеди, сказав: ««мы же в молитве и служении слова пребудем»».

Деян.6:5. И угодно бысть слово сие пред всем народом: и избраша Стефана мужа исполнена веры и Духа Свята, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона и Пармена, и Николаа пришельца Антиохийскаго.

Предложение дванадесяти Апостолов угодно было всему многочисленному собору учеников Христовых: почему они и избрали, по заповеданию их, седмь мужей, которые все, кроме Николая, были из числа седмидесяти учеников, и были Еллинисты, то есть, по роду и по Богослужению, как выше сказано, Евреи, а по местопребыванию, и языку, что доказывают и самые имена их, Еллины (См. Минеи месяч. в день). Из сих седми мужей особенного примечания достойны, Стефан и Николай: первый по добродетели, а последний по злочестию. Стефан был славен яко ««исполнь веры»» (Деян.6:8), то есть поколику имел веру теплую, любовию действуемую и плодотворящую все Богоугодные дела: также и яко исполнь Духа Святого, то есть яко исполненный благодати Святого Духа, посредством коей ««творяше знамения и чудеса велия в людех»» (Деян.6:8), и с толикою мудростию и силою учил слову Божию, что ни един не мог ««противустати премудрости и духу, имже глаголаше»» (Деян.6:10). А пришелец Николай, которой бывши прежде Еллином, вступил в веру Иудейскую, от чего и назывался пришельцем, а потом уверовав во Христа, избран был между прочими во диакона, по рукоположении и поставлении его над службою оною, и сделался начальником там называемой по его имени Николаитской ереси. Сих-то седмь мужей представили избравшие их пред Апостолов.

Деян.6:6. Ихже поставиша пред Апостолы: и помолившеся возложиша на ня руце.

Избранные седмь мужей представлены к Апостолам, и Апостолы, помолившись возложили на главы их свои руки. Молитва и возложение рук означает излияние благодати Святого Духа, сие доказывают нижеследующие примеры: Когда Апостолы, бывшие во Иерусалиме, услышали, что Самаряне приняли ««слово Божие»» тогда они ««послаша к ним Петра и Иоанна, которые пришедши туда помолишася о них, и возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго»» (Деян.8:14, 15, 17). Равно и бывшие в Антиохии Апостолы, когда отпускали от себя Варнаву и Савла, то постились и молились, ««и возложше руки на ня, отпустиша их»» (Деян.13:3). То же самое сотворил потом и сам Павел. Он чрез возложение рук своих преподал благодать Святого Духа ученикам, бывшим во Ефесе. ««И возложшу», говорит Святый Лука, «Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня, глаголаху же языки и пророчествоваху»» (Деян.19:6). Нет убо сомнения, что и сии седмь мужей получили чрез молитву и возложение рук Апостольских благодать Божию: сомнение же только в том, какую благодать. Иные говорят, что они не были рукоположены во диаконы2) (Злат. на Деян.), потому что тогдашнее церковное служение не требовала диаконов, а одних токмо пресвитеров3): другие думают, что они имели и название и достоинство пресвитерское (Феоф. на Деян.): иные же утверждают, что Апостолы рукоположили их во диаконы не по степени, в церквах приятому (Икум. на Деян.), но по чину смотрения в рассуждении трапезы, дабы они не небрежно, но со всяким тщанием разделяли хлеб сиротам и вдовицам. Однако ж, ежели принять в рассуждение то, что сии избранные седмь мужей были не токмо свидетельствованы от всех в добродетели и искусстве, но еще исполнены Святого Духа и премудрости: и что Апостолы не токмо молились о них, но и возлагали на них руце свои: ежели рассмотреть, что Стефан не токмо творил великие чудеса и знамения, но еще со дерзновением учил проповедуя Христа, и пред самым сонмищем о нем провозвещал и обличал в народе Иудейском жестокость и Богоубийство: ежели, говорю, во все сие вникнуть: то едва ли поверить можно, чтобы они были токмо служители телесной трапезы, паче признаться должно, что не телесного токмо, но духовного служения были они диаконы, и что Апостолы преподавши им молитвою и рукоположением благодать Святого Духа, поставили их диаконами как Божественных таинств, так и раздаяния телесных брашен. Истину сию доказывает церковь наша сама собою. Ибо с того самого времени, как вера Христианская распространилась по многим странам света и тогдашнее общежитие Христиан иерусалимских, а следовательно и попечение об общей трапезе прекратилось, диаконы рукополагались и до ныне рукополагаются, так как и тогда, только для служения не телесного, ибо оно уже ненужно, а для священного, да служат при совершении Божественных таинств. Свидетельствует о сем современник Апостольский Богоносец Игнатий: «подобает же, говорит он, Диаконам, сущим служителям таинств Иисуса Христа, по всякому образу угождати: не бо брашен и пития суть служителие, но церкви Божией» (Игнат. писм. в Трал.). И далее: «что же суть диакони: подражатели Ангельским силам, приносящие Богови службу чисту и непорочну: якоже святый Стефан блаженному Иакову». Свидетельствует о сем также и святой Поликарп, ученик Иоанна Богослова: «такожде диакони, пишет он, должны быть непорочни пред правосудием, яко служителие Бога во Христе, а не человеков» (Полик. писм. в Флп.). Святой же мученик Иустин Философ открывает, в чем особенно состояло тогда духовное служение диаконов: «называемые нами, говорит он, диакони преподавали комуждо из сущих в церкви от благословеннаго хлеба, вина и воды, а не бывшим при священнослужении приносили в домы» (Иуст. во 2 аполог.). Выслушайте же и то, что святой Лука повествует нам по истории оной о семи диаконах.

Деян.6:7. И слово Божие растяше, и множашеся число ученик во Иерусалиме зело, мног же народ священников послушаху веры.

Слово Божие возрастало по трем причинам: или потому, что умножавшееся число верующих во Христа приумножало и число проповедников веры Христианской, или потому, что слушающие слово Божие умножали со дня на день плоды оного, то есть Боголюбезные добродетели, или потому, что и то и другое соединялось вместе, то есть и число священных проповедников умножалось, и успехи в добродетелях увеличивались. Почему сие ««и множашеся»» есть как бы причина первого. ««Растяше», говорит, «слово Божие»», потому, что число учеников во Иерусалиме весьма умножалось: даже и из самых священников Еврейских, великое множество ««послушаху веры»», то есть, приемля веру во Христа, подчиняли себя всем ее заповедям, и завещаниям.

архиепископ Никифор (Феотокис)

Евангелие от Марка Глава 15 стих 43– глава 16 стих 8

В те дни пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня во всех концах православного мира Святая Церковь с любовью, благодарностью и в назидание всем христианам воспоминает тех святых жен, которые в Священной истории известны под именем мироносиц.

Таковы Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, мать сыновей Зеведеевых, Иоанна, Сусанна и, может быть, еще несколько других, имена которых до нас не дошли. Горя святой любовью к великому Учителю, в Котором они еще при самом выступлении Его на общественное служение прозревали чистым оком веры Божественного Посланника, эти жены, подобно Апостолам, ходили вслед за Ним и с сердечным умилением внимали Его высокому и спасительному учению. Некоторые из них служили Спасителю своим имением, доставляя Ему и ученикам Его все нужное для жизни.

И впоследствии, когда Божественный их Учитель осужден был на крестную смерть, они не оставили Его, подобно Апостолам, разбежавшимся в страхе и смятении, видя Пастыря пораженным, а провожали Его с горькими слезами на Голгофу: их вера и любовь к Нему не только не поколебались, но еще более возросли и укрепились, как показывают все последующие события. Никто и ничто не могло удалить их от Божественного Страдальца.

Меркнет солнце, и колеблется земля, но слабые телом и сильные любовью святые жены вместе со скорбной и убитой печалью Матерью Иисуса и любимым учеником Господа стоят у Голгофы, вблизи Креста: они не чувствуют усталости, они не боятся подвергнуться за свое столь явное сочувствие к осужденному Царю Иудейскому притеснениям от своих сограждан, оскорблениям от грубых воинов.

Но вот претерпевший величайшие страдания, уготованный на заклание от сложения мира Агнец Божий предает дух Небесному Своему Отцу. Однако и после смерти Богочеловека святые жены не решаются удалиться с Голгофы. Вот приходят наконец, спустя значительное время, благообразный Иосиф с Никодимом снять со Креста пречистое тело Господа; жены помогают им и вместе с ними принимают участие в погребении Божественного Мертвеца.

Когда Иосиф с Никодимом благочестиво предавали тело Господа земле, они, сидя близ гроба, смотрели, где Спасителя полагали во гроб. От взора их любви не могло укрыться, что по причине поспешности не все погребальные обряды были исполнены. По случаю ветхозаветной Пасхи они со скорбью удаляются от гроба с твердой решимостью затем непременно принести почившему Учителю благовонное миро и им помазать тело Его.

И едва только показался рассвет наступившего дня новой Священной Пасхи, пламенная, не терпящая промедления любовь святых жен, томившаяся муками сострадания у подножия Голгофского Креста, привела их к гробнице плотию уснувшего Богочеловека.

Неся с собою благовонное миро и не зная ничего о страже, они с радостью совершали печальный путь свой среди ночной тьмы, спрашивая одна другую: Кто отвалит нам камень от двери гроба (Мк. 16, 3)? Но затруднявшее их обстоятельство скоро разрешилось само собою, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил закрывавший вход камень. Когда они подошли ко гробу, то увидели его — Небесного Вестника в белой одежде, повелевшего им возвратиться к Апостолам и возвестить им, в особенности апостолу Петру, что Иисус Христос воскрес из мертвых и предваряет их в Галилее (см.: Мф. 27, 7; Мк. 16, 7). В смятении и ужасе от виденного и слышанного они спешат возвратиться, но не рассказывают о том никому, кроме учеников, ибо все их чувства от страха и ужаса, неожиданности и радости смешались, и они ни сами себе, ни другим не могли дать обстоятельного отчета о случившемся.

Но недолго продолжалась эта радостная и вместе с тем томительная для любящих сердец неопределенность. Одной из них, именно Марии Магдалине, которая больше всех возлюбила Иисуса Христа, явился Сам Воскресший Спаситель, Которого она сначала приняла за садовника. Вскоре за тем Господь явился и иным мироносицам и сказал им: Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28, 10). Так в награду за пламенную любовь святые жены удостоены были великой чести стать первыми провозвестницами самой важной и самой радостной в мире истины: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Дорогие братия и сестры! Пройдут годы и тысячелетия, но Церковь Божия не перестанет с благоговением воспоминать имена и подвиги святых жен-мироносиц и тайных учеников Христовых — Иосифа Аримафейского и Никодима, которые проявили такую пламенную любовь ко Господу, как во время Его земной жизни, так — особенно — во время Его погребения.

Совершая празднование в честь святых жен-мироносиц, будем подражать, дорогие, примеру их любви и усердия к Иисусу Христу, Который теперь уже не во гробе, а на Престоле славы со Отцем и Духом. Принесем Ему не миро и ароматы, как погребенному, а дела, служащие к прославлению Его имени, дела милосердия к нищей братии и усопшим, а также ревностное усердие к церковному богослужению и благолепию храмов Его. Аминь.

архимандрит Кирилл (Павлов)

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция