В те дни Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Ныне чтенная История Деяний Апостольских представляет нам точное событие сих слов Господних: ««веруяй в Мя, дела яже Аз творю, и той сотворит»» (Ин.14:12). Владыка всяческих исцелил расслабленного в овчей купели от недуга, которым он был мучим тридесять восемь лет: а Петр уверовавши в Него, Енеа в Лидде, восемь лет лежащего на одре, восставив с постели здрава сотворил. Иисус Христос единым словом ««куми»»1) даровал жизнь умершей дщери Иаировой (Мк.5:41): а уверовавший в Него Петр, единым словом: ««востани»», воскресил из мертвых Тавифу. О сколь сладостны и умилительны чудодействия величества и благоутробия Божия, и сколь ясно открывается в них сила веры! Вера и чудеса суть две вещи, которые имеют между собою тесный союз. Выслушайте, братие, всю ныне чтенную Историю с должным замечанием и вниманием, да уразумевши взаимообразное отношение веры к чудодействиям, удостоверитесь в том, что вера есть мать чудес, а чудеса суть утверждение веры.
Деян.9:32. И бысть Петру посещающу всех, снити и ко святым живущим в Лидде.
Апостол Петр все то время, в которое новосоставленная Церковь Христова испытывала жестокость гонений, пребывал с прочими Апостолами во Иерусалиме. А когда промысл Божий для большего умножения веры даровал ««мир церквам, бывшем по всей Иудеи и Галелеи и Симарии»» (Деян.9:31), тогда он исшел из Иерусалима, посещая, говорит Божественный Историк, всех. Не сказал, посещая грады: но посещая всех, дабы показать, что он навещал всех живущих в тех местах, чрез которые проходил, верных утверждая в вере и добродетели, неверующих же подвизаясь обратить от заблуждения к истине. Таким образом Петр, посещая всех, пришел наконец и ко святым живущим в Лидде. Святыми здесь Апостол Лука называет, так как называл и Павел всех верующих во Христа потому, что и звание, и дела их были святы (2Тим.1:9): город же Лидда, иначе называвшийся Диосполь, лежал близ Иопии (Иерон. в Имян.): а назиранием таковых верных святой Петр подал пример Пастырям Церкви, дабы и они так же посещали всех находящихся под их управлением, исправляли их погрешности, и утверждали в добродетели. Что же случилось по пришествии Петровом в Лидду?
Деян.9:33. Обрете же там человека, некоего именем Енеа, от осьми лет лежаща на одре, иже бе разслаблен.
Кто такой был Еней? Какого состояния человек? Какого рода? Какого исповедания? Какого звания? Верный ли был, или неверный? Прежде ли уверовал во Христа, а потом уже получил исцеление, или прежде исцелился, а потом уже принял веру? Он ли просил у Петра здравия, или Петр сам по себе исцелил его? О всем том святой Историк, наблюдая краткость, умолчал, а упомянул только, для удостоверения в происшедшем чуде, о его имени, о болезни и о способе исцеления.
Поелику же из того, что запечатлено молчанием, ничего в точности узнать не можно: то мы в сем случае должны быть довольны только тем, что вероятия достойно. Может быть Еней был человек тогда весьма известный и знаменитый: и потому Божественный Лука о многом в рассуждении его умолчал. Может быть он уверовал во Иисуса Христа тогда, как исцелился, а может быть еще прежде, и потому получил исцеление. Вероятно также, что Петр из единого человеколюбия, без всякого прошения исцелил его, подражая Иисусу Христу, который многажды, никем не будучи просим, творил чудеса, умоляем единым токмо своим благоутробием. Назывался немощный оный человек Енеем: болезнь же его была самая жестокая и продолжительная, то есть, расслабление всего тела: почему он и лежал восемь лет на одре. Выслушайте же способ исцеления.
Деян.9:34. И рече ему Петр: исцеляет тя Иисус Христос: востани с постели твоея: и абие воста.
Сколь тяжка и долговременна была болезнь, столь легко и скоро произошло исцеление ее. Енее, сказал болящему Петр, исцеляет тя Иисус Христос: востани с постели твоей: и расслабленный, восемь лет лежавший на одре и не могший востать с постели своей, тотчас востал, и начал ходить. Какое чудо! Какая удивительная сила имени твоего, Иисусе Христе! Примечания достойно, что выражение сие: ««востани с постели твоея»» слово же в слово с греческого языка постели самому себе2) в одном только сем месте находится: и поелику есть неудобопонятно, то различным образом его толкуют: некоторые объясняют так: востани, и накрой себе трапезу, да яси: иные, востани, и постели себе одр, который прежде другие для тебя постилали: а некоторые, возьми одр твой, почему и говорили: ««и в доказательство истины, чуда онаго повелел взять одр ему»» (Злат. на Деян. Апост.). Какое же действие имело сие чудо?
Деян.9:35. И видеша его вси живущии в Лидде и во Ассароне, иже обратишася ко Господу.
Вера Петрова соделала чудо, которое обратило к вере и утвердило в оной всех живущих в Лидде и Ассароне: они, увидев, что расслабленный недвижимо прежде лежавший, силою имени Христова, Петром произнесенного, соделался здрав, востал и начал ходить, от заблуждения своего обратился ко Господу нашему Иисусу Христу. Лидда же и Ассарон находятся между горою Фавором, и морем Тивериадским, между Палестинскою Кесариею и Иоппиею. Таким образом описав сие чудо, Богоглаголивый Лука приступает к описанию другого, еще более удивительного, пиша:
Деян.9:36. Во Иоппии же бе некая ученица, именем Тавифа, яже сказаема глаголется Серна: сия бяше исполнена благих дел и милостынь, яже творяше.
Слышите, как он, яко высокий Историограф, описал вкратце отличные свойства сей святой жены. Она, говорит, родом была из Иоппии приморского города в Палестине, который и доныне существует, была ученица Иисуса Христа, была добродетельна и подавала милостыни. Он даже и имя ее истолковал: Тавифа, Еврейское слово, сказал он, значит на нашем языке Серна. Сие животное имеет самое острое зрение и скоро бегает? а сим дал нам знать, что самое имя ее означало как остроту ума ее в избирании дел истинно добрых, так и ее усердие и скорость в исполнении добродетели.
Деян.9:37. Бысть же во дни тыя болевшей ей умрети: омывше же ю положиша в горнице.
««Во дни тыя»», то есть в то время, когда Петр проходил чрез Иудейские грады, посещая всех там живущих, Тавифа заболела и умерла. Верные, при ней бывшие, омыли ее тело, и положили оное в горнице до прибытия Петрова, которого они просить были намерены, как видно из последующих слов. Здесь, братия моя, ясно видеть можем, откуда православные Христиане получили и доныне сохраняемый обряд омывать водою тела умерших. Делают же сие для того, чтобы мертвец тот имел тело свое чисто от всякой телесной скверны, также как и душу имеет очищенную от всякой душевной скверны, и чтобы внешняя чистота означала внутреннюю.
Деян.9:38. Близ же сущей Лидде Иоппии, ученицы слышавше, яко Петр есть в ней, послаша два мужа к нему, моляще его не обленитися приити до них.
Лидда находилась близ города Иоппии, где умерла Тавифа: почему ученики Христовы, бывшие тогда в Иоппии, услышав, что Апостол Петр находится в Лидде, послали к нему двух мужей, прося его немедленно к ним прийти. Они надеялись, что Петр, исцеливший пред ними расслабленного Енеа, и тению своею толикие чудеса совершивший, может воскресить из мертвых и Тавифу: иначе бы не дерзнули они и беспокоить его в то время, как занимался он проповедью Евангельскою: притом в надежде сей подкрепляли их бедные своим молением, и вдовицы своими слезами. Петр же явился весьма готовым к исполнению прошения учеников оных.
Деян.9:39. Востав же Петр иде с нима: егоже пришедша возведоша в горницу: и предсташа ему вся вдовицы плачуща и показующа ризы и одежды, елика творяше с ними сущи Серна.
Посланные от учеников просить Петра объяснили ему, как видно из сего, ту причину, для которой они его просили: по которой он тотчас с ними же и пришел. Они ввели его в горницу, где лежало мертвое тело Тавифы: там тотчас предстали пред него бедные вдовы, плачущие и рыдающие о том, что лишились они питательницы и благотворительницы своей. А дабы уверить его в благотворительности Тавифы, и изобразить ему то усердие и готовность, с каковою она подавала милостыню, они показали ему те ризы и одежды, коими она жаловала их. Заметьте же здесь, сколько сия блаженная жена была смиренна: она не только подавала милостыню несчастным вдовицам, но и обращение свое имела с ними: сие Божественный Историк объяснил оными словами: ««с ними сущи»». Что же сделал тогда Петр?
Деян.9:40. Изгнав же вон вся Петр, преклонь колена помолися: и обращся к телу, рече: Тавифо, востани. Она же отверзе очи свои: и видевши Петра, седе.
Для чего Петр изгнал всех вон? Для того, что ум при множестве плачущего народа, неудобь восходит к престолу Божию: изгнал убо всех вон, дабы устремить наедине все мысли свои к Богу: дабы сим сделать подражание своему Учителю, который также, прежде изгнал всех из дому Иаирова (Мк.5:40), потом воскресил дочь его, и дабы тем избавиться, сколько было можно, людских похвал и почестей. Когда же все вышли вон, то он, преклонив на землю колена свои, излил свое моление пред Богом: но в каких словах оно состояло, о сем Божественный Историк умолчал, яко то уже известно от самых дел: ибо о чем ином просил он тогда всещедрого Бога, как не о том, чтобы умилосердившись над бедными оными, воскресил из мертвых их благотворительницу? Но для чего Петр не поступил таким же образом и тогда, когда исцелил Енея? Воскресить мертвого есть дело более чудесное, нежели исцелить расслабленного. Для того и моление о нем было прилежное и с коленопреклонением. Поелику же священный Дееписатель говорит, что Петр по молитве своей обратился к мертвому телу Тавифы, то из сего и видно, что он тогда, когда молился за нее, имел устремленный на небеса не только ум свой, но и лице и очи. И так воззрел он на мертвое тело Тавифы, и начал говорить ей, как бы спящей, и она услышала слова его. Тавифо, сказал он. Она же, О чудес твоих Христе Царю! как бы от сна отверзла очи свои, видевши его, села.
Деян.9:41. Подав же ей руку, воздвиже ю: и призвав святыя и вдовицы, постави ю живу.
В Истории о Тавифе два востания находим: одно из мертвых, а другое с места, на котором она лежала. Первое соделал Бог, вняв прошению Петра: а второе сам Петр, подав ей руку помощи. Сие место Священного Писания объясняет нам, что Бог относительно добрых дел то только производит, что превышает наши силы, а то, что не превосходит оных, предоставляет оканчивать нам самим. Когда же Тавифа востала из мертвых и с одра своего, тогда Петр призвав святых, то есть верных и бедных вдовиц, которые прежде неутешно плакали, поставил ее пред ними живу. Сие он соделал для того, дабы показать, что он просил Бога о воскресении ее ради их слез и их утешения. Что же последовало за сим преславным чудом?
Деян.9:42. Уведано же бысть по всей Иоппии, и мнози вероваша в Господа.
Сие великое чудо соделалось известным во всей Иоппии: и потому многие из живущих в ней уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. Вот сила веры, ее же ради Бог творит чудеса: ««и вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете»» (Мф.21:22). Чудеса же делают неверных верными. ««И видеша его», то есть Енеа, «вси живущие в Лидде и во Ассароне, иже обратишася ко Господу»» (Деян.9:35). ««Уведано же бысть по всей Иоппии»» чудо воскресения Тавифы из мертвых: ««и мнози вероваша в Господа»».
архиепископ Никифор (Феотокис)
В те дни пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.
Вновь и вновь, из года в год те же самые евангельские отрывки читаются в церкви; и когда они возвращаются, всегда встает передо мной вопрос: А что ты сделал и течение целого года для того, чтобы этот отрывок Евангелия не был словом, сказанным тебе и не услышанным, не был словом, просто напрасно прозвучавшим?.
Сегодняшнее Евангелие говорит о парализованном человеке, который в течение многих лет не мог найти себе исцеление, потому что никто, ни один человек не нашелся за все эти годы, чтобы помочь ему опуститься в исцеляющие воды купели. И вот передо мной, как перед каждым из вас, вероятно, стоят два вопроса, и первый из них: Кто я?
С одной стороны, я тот человек, лишенный силы, который неспособен, не может найти себе исцеление своими силами. Сколько оцепенения в душе, сколько бессилия в воле, сколько бесчувствия в сердце, сколько тусклости в разуме каждого из нас, во мне... И вот, из года в год, когда-нибудь, хоть сегодня, враз, встает вопрос: Ты можешь исцелиться? — и ответ: Нет, не могу; силы нет, не могу взлететь душой к Богу, не могу собраться с силами — не могу; я парализован во всех отношениях...
И второй вопрос, уже двоякий: неужели нет никого около меня, кто помог бы мне ожить? Не опустив меня, конечно, в целительные воды, а, может быть, сказав животворное слово? Может быть, предложив, если я сам, один, не могу идти, меня поддержать, мне помочь хоть несколько шагов ступить — неужели нет никого?. И если спросить себя — сколько есть таких голосов, сколько дружбы, сколько бодрящих слов, сколько слов, обращенных ко мне лично и к каждому из нас, к тебе Самим Спасителем Христом, которые могли бы тронуть душу так, чтобы она вздрогнула и стала живой...
И обратная сторона этого второго вопроса: сколько вокруг меня людей, парализованных волей, сердцем, душой, которым я мог бы помочь ожить, встать, пойти, — а мне лень, мне некогда, я забываю... И когда я говорю "я" — то, по совести, я говорю о себе, но также, вероятно, о каждом из вас, кто слушает, кто слышит мое признание в косности...
И что же нам делать? Неужели снова ждать в течение года, чтобы те же слова прозвучали, чтобы снова Христос нам сказал те же слова и мы снова подумали: А, прошел год — и все одно и то же повторяется в церкви... Повторяется, да! — как в нашей жизни; если бы только мы ожили от первого слова, нам не нужно было бы его слышать вновь и вновь, мы бы это слово воплотили в себе, мы бы его пронесли через всю жизнь, как факел, и загорелись бы души вокруг нас, и ожили бы люди вокруг нас, и они тоже понесли бы благую, животворящую весть...
Вот, в течение недели, которая сегодня началась этим чтением, поставим перед собой вопрос о том, в чем моя немощь? Чем я парализован? Какой частью души? Что внесло этот паралич, это оцепенение в мою душу? — и отделаемся от этого с помощью Христа, с помощью любящих нас людей, собрав все свои силы. И спросим себя: кто около меня нуждается в той помощи, о которой я мечтаю, без которой я жить не могу?. И не ожидая ничего, не ожидая, чтобы я сам стал живым, — попробую дать другому ту помощь, которая ему поможет ожить. Аминь.
митрополит Антоний (Сурожский)