Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа.
Господь наш Иисус Христос в Евангелии сказал: «Бдите и молитесь да не внидите в напасть. Дух убо бодр, плоть же немощна есть». И апостол Павел вслед за Спасителем говорит: «Делаяй добро да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».
Многие из нас в это время по прошествии Великого поста и Великого праздника Пасхи заметили странные изменения в своей душе – не к лучшему, а к худшему. Нет той ревности, нет, кажется, тех сил, нет, наконец того горения духа, т.е. все зааботанное в течении Великого поста оказалось растраченным. Сейчас многие из нас признают, что даже утренние и вечерние молитвы читаем с трудом, хоотя великим постом читали и Псалтирь и каноны и Евангелие. Вдруг наступило непонятное расслабление сделали 3 шага вперед и 9 назад, так не должно быть. На это следует обратить особое внимание, недаром прошлая неделя была неделя о расслабленном. Так и мы пришли в расслабление в духовной жизни, и забыли о многих вещах, забыли, что реально существует сила, которая нас постепенно тянет вниз.
Однажды после долгого путешествия приходит некий подвижник к одному старцу. В первые времена христианства было принято умывать ноги страннику, давать ему лучшую пищу, именно так поступат старец с пришельцем. Он умывает ноги, предлагает трапезу и наливает ему чашу вина для укрепления его телесных сил. Путник выпивает эту чашу, старец наливает ему вторую, пьет и второю, затем также третью. Когда хозян стал наливать четвертую, путник остановил его, – Нет, достаточно довольно, разве ты забыл, что существует дьявол. Святыми отцами было заповедано выпивать не более трех чаш вина, все, что сверх этого делает нашу душу подверженной дьявольской силе, т.е. открывает доступ ему в нашу душу.
Это говорит нам о бодрости и о всегдашнем трезвении святых отцов, живших обыкновенной жизнью, такою же как и мы. Но всегда на первое место ставили спасение души, не свои прихоти, похоти, страсти и пристрастия, а всегда задумявались, – угоден Богу тот или иной поступок, это по заповеди Божией или нет, есть на это воля Божия или нет.
Так и нам сейчас надо брать себя в руки, возвращаться к тому или иному своему молитвенному правилу. Надо всегда иметь в памяти слова св. Исаака Сирина, который говорит нам страшные слова, что за оставление нашего правила, открывается бесам вход в нашу душу. Если перестаем идти вперед и не выполняем даже того малого правида, которое у нас есть, значит точно и обязательно скатыавемся вниз. В духовной жизни не может быть никакогозастоя. Каждую минуту использует дьявол, чтобы опустить человека вниз, с той духовной, пусть даже и очень малой, высоты, на которую, по милости Божией, поднимается каждый человек стрмящийся жить по заповедям Божиим. Пусть это будет даже сантиметр духовный, но в жизни он идет вперед. Если человек этого не делает, то безудержно начнет катиться вниз. Сначала оставит малую часть, в следующий оставишь половину, в дальнейшем уже и половина покажется слишком трудной.
Авва Дорофей указал такой пример своим ученикам. Он просит одного выдернуть травинку, ученик с легкостью делает это, затем прут, и это тоже не сложно сделать. Тогда авва указал на маленькое деревце, ученик раскачал его и с трудом, но все же выдернул и его. Тогда старец предлагает выдернуть взрослое дерево, ученик раскачивает, расшатывает его, но признается, что его выдернуть не может. Тогда авва обьясняет ученику,– Вот так и наши помыслы, вот так и наши страсти, когда они малы, мы, если захотим, с легкостью убираем выдергиваемэто из своей души, но если они со временем прорастут, то делать это становится все тяжелее и тяжелее, а некоторые невозможно уничтожить совсем.
Мы должны с самого начала в себе эту лень, эту аппатию, этот духовный пессимизм кк можно скорее и раньше удалять из своей души. Большей частью наше уныние, нежелание и леность происходит от дьявольской зависти, сбивающей нас с пути. В этом плане нам помогает наша решимость, решительность. Часто человеку, например, не хотелось идти в храм, как нездоровится и сил нет, но потом, уговаривая себя постоять немного, все же идет. А там прошло пол-часа, час, там и настроение изменилось, болезненность исчезла, все поменялось. Почему? Да потому что здесь в храме Божием реально присутствует благодать Господня, реально присутствует энергия Божия, которая пронизывает каждого из нас, если только человек свое сердце, свою душу, свой ум не засоряет ненужными помыслами, мыслями и мечтаниями, а предается всецело молитве сугубой, покаянной, жизни духовной в эти краткие минуты, проводимые ами в раме Божием. Безусловно, такой человек сподобляется благодати Божией, сподобляется получить от Бога жизненных сил, крепости духа, веры, укрепление душевного состояния, если только он со вниманмем с покаянием провел здесь молитвенное время.
Однажды некий ученик подходит к старцу и говорит: «Отче, что мне делать? Я борим помыслами, меня одолевает лень, меня одолевают страсти, Что делать мне»?
Такой же вопрос могли бы задать все мы. Секгодня с нами тоже произошло страное и постепенное падение. Сначала Светлая седмица, оставление поста, но это не означало оставление молитвы, трезвение и наблюдение за самими собою. Нго постепенно мы оставили контроль за своими мыслями, за своими словами и поступками, и невольно, а до известной степени и вольно пришли в это абсолютно болезненное, бездуховное, безблагодатное, бездерзновенное, леностное, расслабленое состояние духа. Пришли мы в такое состояние и из него надо постепенно выбираться.
Так. на вопрос ученика, – что делать ему в таком состоянии, – Авва предлагает ему принести сосуд, который был не мыт уже несколько дней. Ученик приносит такой сосуд. Авва заставляет ученика взглянуть в этот сосуд и увидеть, что там находится. Ученик говорит: «Разные гады и насекомые залезли в этот сосуд оставленный на несколько дней в небрежении». Тогда авва просит развести огонь и поставить этот сосуд на огонь. Ученик поставил сосуд на огонь, через некоторое время авва говорит ему: «Теперь принеси мне этот сосуд и загляни в него, посмотри, что там есть». Ученик заглянул и ответил: «Там нет ничего, гады и насекомые разбежались под действием огня». Тогда авва сказал: «Так и бесы. Если в нас нет духовного огня, нет горения духа, нет ревности, то любые бесы залезут в нашу душу». Напротив, поддерживается огонь молитвы, поддерживается огонь поста, поддеживается огонь трезвения, внимания к своей собственной духовной жизни, тогда никакой помысл, никакое действие вражие не способно будет повредить нам. Поэтому надо всячески дорожить своим домашним правилом, храмом Божиим, стараясь не пропускать ни одного субботнего и воскресного дня, ревностно, невзирая ни на какие обстоятельства, совершать то небольшое правило, которое нам благословлено духовником. Тогда в душе пусть маленький, но будет поддерживаться огонек. И он станет тем светом, о котором Господь говорит в сегодняшнем Евангелии, – Я –свет пришедший в мир, дабы всякий не ходил во тьме, но имел свет жизни.
Задумаемся как следует над нашим сегодняшним духовным состоянием и будем просить у Господа: ревности духа, укрепления наших сил. Чтобы у нас постепенно эта расслабленость, эта леность, это уныние уходило. Будем помнить слова преподобного Иоанна Лествичника, того духоносного отца, которого мы должны обязательно, пусть по несколько строчек в день, но читать. Он является столпом, воплотившим всю святоотеческую мудрость. И недаром именно его творения читаются Великим постом в святых обителях. Он говорит с чего надо начинать свой день, – как только человек проснулся, то надо немедленно вставать, имено с этого начинается нормальная подвижническая христианская жизнь. Так нельзя позволять себе расслабяться и не позволять душе своей пребывать в лености.
Есть одно маленькое, но назидательное стихотворение.
Не позволяй душе лениться,
чтоб воду в ступе не толочь.
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Дай Бог, чтобы силы наши расслабленные у нас вновь собрались, появился опять молитвенный дух, усердие к храму, к добрым делам с помощью и благодатью и молитвами Царицы Небесной, всех святых и наших ангелов-хранителей, к которым мы должны обращаться каждую минуту и каждый день своей жизни.
АМИНЬ.
архимандрит Мелхиседек