Расписание богослужений

1-soborДеяния святых Апостолов зачало 44 глава 20 стихи 16-18А; 28–36

В те дни Павел рассудил миновать Эфес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Эфес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать". Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

Ныне слышанное вами, братия, из Апостольских Деяний чтение описывает пастырскую бдительность всехвальнаго Апостола Павла, и совершенство его добродетели: читать же то сего дня Церковь установила потому, что в сей день мы отправляем празднество, первого Никейского Собора Богоносных Отцев, которые, сохранив тщательно завещания Апостола Павла, соделались истинными его подражателями. Павел, призвав в Милит пресвитеров церковных, повелел им бодрствовать против волков, то есть против еретиков имеющих восстать наЦерковь Христову, и отводить верных от православной веры. И сии благочестивые Отцы, узрев сильное нападение ересеначальника Ария на главнейшие догматы веры, и от того происходящее растление в словесных овцах Христовых, бдяще, по Апостольскому завещанию о стаде своем, стеклись во град Никею, дабы общими силами истребить злочестивейшую его ересь. Павел научал в Милите служителей Церкви пасти Христову Церковь, то есть, проповедывать догматы благочестия, и правила добрых дел. И сии блаженные Отцы, последовав Павлову учению, изложили в Никее правила веры и благонравия Христианского. Ныне чтенная история содержит в себе наставления, относящиеся к пастырям церковным, делом самым от Апостола Павла подтвержденные, и великого умиления исполненные. Кто со вниманием выслушает изъяснение сих наставлений, и после снесет их с поступком тех Божественных пастырей: тот уверится, что они сохранили оные во всей точности.

Деян.20:16. Во днех тех, суди Павел мимо ити Ефес, яко да небудет ему закоснети во Асии: тщашебося, аще возможно будет, в день пятидесятный быти во Иерусалиме.

Апостол Павел проходя многие и различные места, и проповедуя в оных слово Божие, пришел наконец в Милит, который был тогда царствующим градом в Азии, и находился не в дальнем расстоянии от Ефеса. Поелику же он тщился, как возможно, поспеть во Иерусалим в день Пятидесятницы, то и прошел мимо Ефеса, не благорассудив зайти в оный. Потому что ежели бы он зашел туда, то бы просьбами верных, которым он там прежде проповедывал слово Боже, и пред которыми творил чудеса, принужден был остаться в Азии на долгое время, и следовательно, не мог бы попасть во Иерусалим на день Пятидесятницы, как ему желательно было. Но для чего толикое желание и тщание его было, чтобы быть в тот день в Иерусалиме? Для того, что в сей день находится там великое множество Иудеев по причине праздника Пасхи и Пятидесятницы: желал убо треблаженный Апостол в том самом месте, где прежде гнал Церковь, проповедывать пред лицем всего народа имя Иисуса Христа. Почему оставив Азию, пришел в Иерусалим: проповедывал там всенародно имя Христово, и много пострадал от Иудеев: но поспел ли он туда на день Пятидесятницы, то неизвестно: потому, что Божественный историк к словам, ««тщашебося», прибавляет, «аще возможно будет»», то есть, ежели может и обстоятельства не воспрепятствуют.

Деян.20:17–18, 28. От Милита же послав во Ефес, призва пресвитеры Церковныя. И якоже приидоша к нему, рече к ним: Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога,юже стяжа кровию своею.

Вот примерная Апостольская добродетель: ревность Павлова проповедывать во Иерусалиме имя Христово не позволила ему зайти во Ефес: но пастырская бдительность заставила его призвать к себе Ефесское священство, и научить оное правилам, могущим спасти его самого, и вверенное ему стадо. Когда же Ефесские священники пришли к нему: то он между прочими наставлениями вещал им следующее: ««внимайте себе и всему стаду»». Сими словами означил он вкратце всю должность Церковных настоятелей, завещав им иметь сугубое внимание: одно внимание к самим себе, касательно то есть, чистоты жития и исполнения добродетели, а другое к стаду своему, которому должны они проповедывать учение веры и законов, и неусыпное иметь попечение о спасении пасомых. Он далее приводит и причину, почему другое сие внимание необходимо должно иметь им. Дух Святый, говорит, благодатию священства данною вам, поставил вас Епископами, то есть, начальниками и блюстителями, пасти, то есть, руководствовать ко благочестию и добродетели чад Церкви Божией, которую Он стяжал и облаготворил, искупив кровию Единородного Своего Сына (См. толк. в нед. Самар. в кон.). Здесь заметить должно, что пресвитерами Церковными называет святой историк священников, их же называет он и Епископами, не потому, чтобы они были Архиереи, но потому, что были начальники и смотрители Церкви, пасущие находящихся под их смотрением.

Деян.20:29–30. Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, нещадящии стада: И от вас самех восстанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики в след себе.

Волками здесь названы ересеначальники и последователи их еретики: ибо как волк похищает из стада овец, и снедает их, так и человек, ересью зараженный, похищает из Христова стада православных Христиан и погубляет души их: тяжкими же названы они по причине тяжести душевного вреда, от них происходящего: и глаголющими развращенная потому, что они, превращая смысл Священного Писания, говорят совсем противное истине, и издают учения превратные: о сих-то волках Павел Пророчески глаголет: я знаю, что по отшествии моем из Азии, придут к вам еретики, не щадящие стада, то есть, не жалеющие словесных Христовых овец: но и из вас явятся такие люди, которые будут учить ересям, будут отвлекать учеников Христовых от Церкви, и советовать им последовать себе, составляя таким образом особые сонмища. Сие Пророчество и сбылось: ибо не токмо после, но и в самые Апостольские времена таковые еретики являлись и успели многих развратить и привлечь к себе. Таковы были лжеапостолы изобличенные Ефесскою Церковию: Николаиты, содержавшие учение Валаамово, которые достигли и до Пергамской Церкви: пророчица Иезавель, обольщавшая в Церкви Фиатирской: Именей и Александр (Откр.2:1, 14:20; 1Тим.1:19, 20), отпадшие от веры и злословившие оную. Также Именей и Филит, от истины отступившие (2Тим.2:17, 18): к сим причислить должно и всех тех еретиков, которые после являлись и обольщали благочестивых Христиан.

Деян.20:31. Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас.

Предсказав о злости еретиков, объяснил вместе и сильное против ее оружие: ««сего ради бдите»». Бдение, внимание и рачительность настоятелей останавливают нападения еретиков. Ибо как волк не может тогда похищать овец, когда пастух смотрит и бодрствует: так и еретик не может тогда развращать души людей православных, когда их пастырь бодрствует и рачительно смотрит за вверенным ему стадом. Павел, дабы доказать, какую силу имеет бдение, приводит в пример самого себя, говоря: бдите, воспоминая, что я все то время, в которое был с вами, бодрствовал так, что целые три года не преставал днем и ночью учить каждого из вас со слезами: и потому еретики, сии волцы тяжцы, глаголющии развращенная, не могли нанести вред душам вашим: посему ежели и вы будете бодрствовать, то злоба еретиков ни мало не может вредить вашему стаду. Приметьте, сколь велика была ревность, горячесть и усердие в Павле. Он учил чрез целые три года: учил днем и ночью, притом со слезами: учил не токмо всех вообще, но и каждого порознь. Преподав же им таковой совет, приступил к молению, говоря так:

Деян.20:32. И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех.

Словом благодати священный Лука называет на другом месте Евангельскую проповедь. ««Дерзающе», говорит он, «о Господе свидетельствующем слову благодати своея, и дающем знамения и чудеса быти рукама их»» (Деян.14:3): некоторые же под именем: ««слова благодати»» понимают самую благодать Божию (Злат. на он. мест.). А может быть словом благодати Апостол Павел назвал самого Иисуса Христа, который, слово сый, от Отца прежде век рожденный, и в последние лета не по долгу некоему, но по благодати и милости своей быв человек, спасе нас. ««Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости, спасе нас»»(Тит.3:5). Поелику же одно внимание пастырей, без помощи Божией ничего произвести не может (Ин.15:5): то он, повелев им внимать себе и стаду своему, препоручает их Богови, говоря: братие, и ныне: не сказал ныне, потому что он делал сие и прежде: но, и ныне, то есть, и теперь, так как и прежде, предаю вас Богу и Отцу и Единородному Его Сыну и Слову, который может устроить и вас, и ваше внимание, и дать вам за труд, подъятый во время внимания и бдительности вашей, наследие вечного царствия, вкупе со всеми свято пожившими. После же такового желания своего он паки начинает учить их собственным своим примером.

Деян.20:33. Сребра, или злата, или риз ни единаго возжелах.

Воззрите на различие добродетели мужей, соделавшихся святыми под законом, и мужей, учинившихся святыми после Евангельской благодати. Пророк Самуил, слагая с себя должность судейского начальствования, говорил к народу Израильскому: ««еда у кого тельца взях, или осля, или кого от вас насильствовах, или кого утесних, или от руку некоего приях мзду, или общую?»» (1Цар.12:3) А Павел Апостол, удаляясь из Азии, говорил к ученикам своим: ««сребра, или злата, или риз ни единаго возжелах»». Самуил избежал мздоприимства, а Павел и самого пожелания стяжаний. Сие значит: ««и се боле Ионы зде»» (Мф.12:41). Но для чего Павел сказал сие? Некоторые из еретиков, по растлению ума своего, думая, что Евангельская проповедь приносит телесные корысти, проповедывали Евангелие единственно с тем, чтобы приобресть себе имение. О сих тот же Павел писал к Тимофею следующим образом: ««беседы злыя растленных человеков умом, и лишенных истины, непщующих приобретение быти благочестие, отступай от таковых»» (1Тим.6:5). Предохраняя убо Пресвитеров Ефесских, а в лице их и всех настоятелей Церкви, от такового злочестия, приводит Павел в пример самого себя, говоря: я ни от кого не желал ни сребра, ни злата, ни одежды. А дабы кто не подумал, что он ничего того не желал, а научаемые от него и обращаемые сами давали ему, говорит тотчас:

Деян.20:34. Сами весте, яко требованию моему и сущим со мною послужисте руце мои сии:

Блаженный Павел был скинотворец, то есть делал скинии1) (Деян.18:3): и о сем рукоделии своем писал он к Коринфянам, говоря так: ««И труждаемся делающе своими руками»» (1Кор.4:12). Сим то рукоделием питал он не токмо самого себя, но и находящихся при нем. А ничего не желал взимать ни от кого за проповедь свою, хотя и великие имел на то права, для того, дабы не подать подозрения, что он проповедует Евангелие для прибытка, и тем бы не воспрепятствовать Евангельскому плодотворению. ««Но не сотворихом», говорит он, «по области сей, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову»» (1Кор.9:12). Поелику же сие было известно слушателям? то он, не приводя никакого доказательства, говорит прямо: сами вы знаете, что руки сии, то есть дела рук сих, удовлетворяли нуждам как собственным моим, так и всех находящихся при мне. Удивительное, поистине, дело! Учитель всей вселенной питался собственным своим рукоделием: тот, который не токмо днем, но и нощно облаготворял людей учением своим, выводя их из мрака неверствия, и обращая на путь истины, ведущий к небесному царствию, не желал от них себе никакого за то воздаяния, но снискивал потребное для себя и своих последователей сам своими руками! Выслушайте ж его завещание, которым он всем настоятелям Церкви тоже делать повелевает!

Деян.20:35. Вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати.

Некоторые немощные совестию видя, что Апостолы принимали приносимое им верными, соблазнялись и делались хладными ко принятию Евангельской веры, думая, что Апостолы проповедуют Евангелие для собственной своей корысти: о сих-то немощных говоря Павел поучает проповедников Евангелия таким образом: я совершенно объяснил вам, что вы, равно как и я, ничего ни от кого не приемля, а питаясь собственными трудами, должны подавать руку помощи таковым немощным, изглаждая из совести их соблазн, от мнимого корыстолюбия происходящий. Поелику же сие его учение есть неудобоприемлемо и неудобоисполняемо, то он присоединяет к нему слова Искупителя нашего, говоря: вы должны памятовать словеса Господа Иисуса, рекшего, что тот блаженнейшее творит дело, кто дает, нежели тот, кто приемлет. ««Блаженне есть паче даяти, неужели приимати»». Сего изречения слово в слово не находится во Святом Евангелии: смысл же его находится на многих местах оного, как то: ««блажени милостивии»» (Мф.5:7), и, ««блажен будеши, яко не имут ти что воздати»» (Лк.14:14). Может быть Павел слышал оное от слова до слова или от других Апостолов, слышавших его из уст Спасителевых, или от самого Господа чрез откровение.Истина же слов сих познается как от небесных, так и от земных вещей. Ибо и на земле тот счастливее и славнее, кто дает, нежели кто приемлет: кто бо может давать, как не богатый и сильный? Равным образом и на небеси более блажен милующий, нежели пользующийся милостынями: к милующим бо речено есть: ««приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от создания мира»» (Мф.25:34).

Деян.20:36. И сия рек, преклонь колена своя, со всеми ими помолися.

Что значит сие коленопреклонение? Оно означает смирение, благоговение, умиление и теплоту души. Апостолы, когда просили Бога о чем-либо с великим жаром, да исполнит Он прошение их, тогда просили Его, преклоняя колена свои на землю (Деян.7:60). Таким образом первомученик Стефан просил Бога с коленопреклонением отпустить грех побивающим его камением. Таким образом и Петр, преклонив колена свои, молил Бога, воскресить Тавифу (Деян.9:40). Поелику Павел первый проповедывал Христа в Ефесе, и трудился там целые три года, уча день и ночь со слезами коегождо (Деян.18:19, 20:31): и поелику он видел по данному ему дару предвидения, что более уже не увидится никогда с Ефесеями возлюбленными своими учениками, и что по отшествии его ««внидут к ним волцы тяжцы, и мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики в след себе»»(Деян.20:29, 30): то Апостольское сердце его и исполнилось крайнего умиления? Почему он, преклонив колена со всеми предстоящими, и излил моление свое пред Всеблагим Богом о утверждении их и спасении.

архиепископ Никифор (Феотокис)

Евангелие от Иоанна зачало 56 Глава 17 стихи 1–13

В те дни возвел Иисус очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и это говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В деяниях апостольских мы сегодня слышали, что, когда приближался праздник Пятидесятницы, апостол Павел отправился в Иерусалим, чтобы быть вместе со всеми, кто в этот самый день принял Святого Духа. Он единственный из апостолов не был в горнице, когда произошло это событие. Но Бог даровал ему подлинное, совершенное обращение сердца, и ума, и жизни, и подарил ему дар Святого Духа в ответ на его всецелую, предельную отдачу самого себя Ему, Богу, Которого он не знал, но Которому поклонялся.

Мы тоже находимся сейчас на пути к дню Пятидесятницы: на следующей неделе мы будем праздновать это событие. Павел на пути размышлял о том, что с ним приключилось во время его путешествия из Иерусалима в Дамаск, а потом в даре Святого Духа по молитве Анании, Нам тоже, каждому в отдельности и всем сообща, надо задуматься обо всем, что Бог нам дал. Он дал нам бытие и вдохнул в нас жизнь; не только жизнь тела, но жизнь, которая нас делает сродни Ему: Его собственную жизнь. Он дал нам познать Себя Самого, Живого Бога, и дал нам встретить в Евангелии и на путях жизни Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа. И в крещении, в миропомазании, в причащении Телу и Крови Христовым, в тайне безмолвного молитвенного общения, в минуты, когда Сам Бог близко-близко подходил к нам, хотя в то мгновение мы о Нем и не думали, Он давал нам так много.

Проведем эту неделю или хоть какие-то ее отрывки, размышляя о всем, что нам дано, ставя перед собой вопрос: действительно ли мы ученики Христа? Мы знаем от апостола Павла, что значит быть учеником. Павел сказал, что жизнь для него - Христос, а смерть была бы приобретением, потому что пока он в теле, он отлучен от Христа, Которого любит, Который стал всем в его жизни, не только временной, но на всю вечность. И однако, говорит Павел, он готов жить, не умирать, потому что его присутствие на земле нужно другим... Это была мера его приобщенности Христу. Это так волнующе ясно из параллели между короткой фразой в Деяниях и другой фразой в Евангелии: и Господь Иисус Христос и Его ученик говорят о том, что теперь они идут обратно к Отцу, что время их отшествия настало... Его, Павла, жизнь во Христе созрела в такое отождествление с тем, что Христос означал, и больше того: с тем, чем Христос был, Кем Он был, что все, что относилось ко Христу, стало приложимо и к нему. Поистине, для Павла жизнь была - Христос, и он тосковал по смерти; но он научился от Бога чему-то большему, чем эта тоска по свободе, по общению с Богом, Которому он поклонялся и служил с такой верностью. Он узнал, что давать есть радость еще большая, чем получать: получив столь много такого великого, такого святого, он был готов продолжать жить, отдаваясь.

Святые услышали слово Христа: Никто не имеет любви большей, чем тот, кто отдает свою жизнь за своих друзей. Павел, другие апостолы и бесчисленные святые вслед за ними отдавали свою жизнь, истощали ее изо дня в день, забывая о себе, отвергая всякую мысль, всякую тревогу о себе, имея в помышлении только тех, кому нужен был Бог, кому нужно было слово правды, кому нужна была Божия любовь. Они жили для других; они давали так же щедро, как получили.

И мы тоже призваны научиться радости, ликующей, вдохновляющей, дивной радости давать, отвернуться от себя, чтобы быть свободными давать, - давать на всех уровнях: самое малое и самое великое. И этому нас может научить только сила Духа Святого, которая соединяет нас Христу, сотворяет нас в единое с Ним тело, в тело людей, связанных друг с другом в их полной общности, единых с Богом, Который есть наше единство.

И вот задумаемся над всем, что мы от Бога получили, и поставим перед собой вопрос: что мы можем дать? Ему - так, чтобы Он мог радоваться о нас, чтобы Он мог знать, что Он жил и умер не напрасно? И что мы можем дать тем, кто вокруг нас, начиная с самого малого, самого скромного подарка своим близким, и кончая тем, чтобы дать все, что только мы можем, тем, которым это больше нужно?.. И тогда действительно, Пятидесятница придет как дар жизни, дар, который нас связует воедино, в единое тело, способное быть на земле для других видением Царства, но также и источником жизни и радости, так, чтобы подлинно наша радость и радость всех, с кем мы встречаемся, исполнилась бы. Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео