Расписание богослужений

img08-04 5Послание к Римлянам зачало 103 глава 10:1–10

Братия, желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

Многие говорят, что нет в свете человека, который бы во всяком деле, как большем, так и малом, не имел в виду какой-нибудь собственной выгоды. И самые добродетельные люди, говорят, имеют целию собственную пользу: ибо и они, де, творят дела добродетели для того, дабы избегнуть мучения, или получить вечное блаженство.

Ложь сего мудрствования, паче всех прочих святых мужей открыл Богомудрый Апостол Павел: ибо он не только жалел о погибели Израильтян, не только всячески подвизался и молил Бога о спасении их, но еще желал и молился сам отлучен быти от Иисуса Христа для их спасения. ««Молилбыхся бо сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти: Иже суть Иисраилите»» (Рим.9:3–4) (См. толкование сего текста у Златоуста в беседе 16). Виден ли в сем расположении и решении Павловом хотя след искания собственной корысти? Какую он имел в виду собственную выгоду, когда желал, аще бы возможно было, отлучен быти от Христа для того, чтобы ближний его мог чрез то получить вечное спасение? Но дабы кто не подумал, что он так рассуждал, молился и писал просто и без всякой причины: для сего он в ныне чтенных словах послания своего объяснил причину такового желания его и моления. Ежели убо со вниманием выслушаете толкования на оные: то не токмо увидите причину таковой его ревности, но еще узнаете, сколько оправдание, получаемое от веры во Христа, есть превосходнее оправдания, получаемого от закона Моисеева: также и то, сколь удобна вера во Христа, и коликих даров ею мы сподобляемся.

Рим.10:1. Братие, благоволение убо моего сердца, и молитва, яже к Богу по Иисраили есть во спасение.

Божественный Апостол уверял в предыдущей главе (Рим.9:1–3) явственно и доказательно, что он имеет великую печаль и непрестающую скорбь о том, что Израильтяне, его братия и сродники по плоти, не обращались ко Христу, и что он так желал и молился, дабы они, уверовавши во Христа, получили спасение, что сам желал быть отлучен от Христа, то есть от царствия Божия. А потом, как бы мимоходом говорив довольно к их похвале и к осуждению, обращается паки к тому же предмету, и уверяет яснейшим образом, что Израильтяне суть братия и сродники его по плоти, и что он желает им спасения и молит о том Бога. Братие, говорит он, сего хочет и желает душа моя: о сем я прошу и молю Бога, то есть о спасении Израильтян. Но дабы мы не подумали, что он сие делает по единородству и сродству, то он приводит тотчас и причину такового желания своего и прошения, говоря:

Рим.10:2. Свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму.

Что есть ревность Божия? Ревность Божия есть пламенеющее желание, и горячайшее тщание соблюдать и защищать Божии веления. Кто же имеет ревность не по разуму? Тот, кто по скудоумию своему, не разумея цели Божиих законов, воспламеняется к сохранению и защищению не постановлений законных, но того, что непросвещенный и грубый его ум почитает целью законов Божиих. И так ревность не по разуму есть ревность, не имеющая потребного сведения и рассуждения, ревность безрассудная и несмысленная: таковую безрассудную ревность имели тогдашние Израильтяне, как говорит Павел: ««свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму»». По сей убо причине Он желает им спасения, и просит Бога, чтобы он безрассудную их ревность пременил на рассудительную? Далее же объясняет, что было такое, чего они не зная, слепыми и безрассудными были того ревнителями.

Рим.10:3–4. Не разумеюще бо Божия правды, и свою правду ищуще поставити правде Божией не повинушася. Кончина бо закона Христос в правду всякому верующему.

Правдою Божиею он назвал здесь оправдание верою, и самую так же веру во Христа: своею же правдою, разумеемое Израильтянами оправдание, происходящее от наблюдения закона Моисеева. Поелику же сие оправдание тогда было уже бесполезно и недействительно, ибо по пришествии Христовом закон упразднился, то говорит, что Израильтяне не повинулись правде Божией, то есть, не приняли веры во Христа потому, что не разумеюще правды Божия, не ведая, то есть, что вера во Христа оправдывает человека, искали поставить свою правду, то есть, хотели утвердить, что соблюдением закона оправдывается человек: но они заблудились в сем, не уразумевши того, что закон имеет цель и конец тот, да приведет ко Иисусу Христу, и покажет, что всякий веруяй в Него, получает оправдание, то есть отпущение грехов и вечное спасение: ««кончина бо закона Христос в правду всякому верующему»».

Рим.10:5. Моисей бо пишет правду, юже от закона: яко сотворивый та человек, жив будет в них.

Продолжает Божественный Апостол делать сравнение оправдания от закона Моисеева с оправданием, которое получаем мы от веры во Христа, дабы показать, колико мзда веры во Христа преимущественнее воздаяния, последующего за соблюдением повелений закона и за оправданием от оного. Моисей, говорит, объяснил в писании своем, что такое есть оправдание от закона: что же Моисей сказал о сем оправдании? Он яко от лица Божия во Второзаконии своем написал следующее: ««и храните вся заповеди моя и вся суды моя и творите сия: сотворивый та человек, жив будет в них»» (Втор.18:5?; Лев.18:5). Он не сказал, сотворивый та, спасется, или жив будет вечно, или просто, жив будет: ««но жив будет в них»». А сие что другое означает, как не то, что Бог обещал временное награждение соблюдающим закон Моисеев? Человек, говорит он, которой сотворит писанная в законе, ««жив будет в них»», то есть, избегнет временной смерти, которую закон определяет за преступление, и будет жить долголетно на земли по обещанию, какое находится в законе (Исх.20:12). Выслушайте ж и то, каким образом он в следующих словах уверяет, что оправдание, происходящее от веры во Христа, доставляет награждение бессмертное, каково есть вечное спасение.

Рим.10:6–8. А яже от веры правда, сице глаголет: да не речеши в сердце твоем, кто взыдет на небо? сиречь Христа свести: Или кто снидет в бездну? сиречь Христа от мертвых возвести. Но что глаголет писание? близ ти глагол есть во устех твоих, и в сердце твоем, сиречь глагол веры, егоже проповедуем.

Моисей, говоря о заповеди Божией, и пиша, что она не есть тяжка, ниже далеко отстоит от нас, сказал следующее: ««яко заповедь сия, юже аз заповедаю тебе днесь, не тяжка есть, ниже далече есть от тебе: Не на небеси есть, глаголя: кто взыдет от нас на небо, и возмет ю нам, и услышавше ю сотворим? Ниже об ону страну моря есть, глаголяй: кто прейдет нам на ону страну моря, и возмет ю нам, и услышавше ю сотворим? Близ тебе есть глагол зело, во устех твоих, и в сердцы твоем, и в руку твоею, творити его»» (Втор.30:11–14). Павел взяв сие в иносказательном смысле, и приложив к законодателю Христу сошедшему с небеси, снисшедшему даже до ада и оттуда восшедшему, воскресшему из мертвых и вознесшемуся на небеса: а равно и к удобности веры в Него научает нас, говоря таким образом: ««а яже от веры правда сице аще глаголет»», то есть, а о оправдании верою во Христа так говорит Бог: ««да не речеши в сердцы твоем»», то есть, не думай, что нужно тебе взойти на небо, дабы свести оттуда для души своей Христа и веру в Него: ниже, что нужно тебе сойти в бездну, то есть во ад, дабы возвести их оттуда для себя: ни малой не имеешь ты нужды делать сие. Ибо Бог говорит тебе во Второзаконии, что глагол или слово веры, которое мы проповедуем, не далече есть от тебе, оно близ тебе есть, в устах твоих, и в сердце твоем: ««Близ ти есть глагол во устех твоих и в сердце твоем»»: но каким образом слово веры есть близ нас, в устах наших и в сердце нашем, сие Божественный Апостол изъясняет далее.

Рим.10:9–10. Яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых, спасешися: Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение.

Сердце и уста суть два орудия, посредством которых вера устрояется и усовершается: сердце, то есть душа и ум приемлют веру, или верят и уверяются, что истинно все то, чему учит вера: а уста исповедуют, что разум принял и чему уверовал. Но, почему Божественный Апостол, оставив все прочее, чему мы веруем, упоминает здесь об одном только воскресении Господа Иисуса? Потому что в сем заключается все таинство Божия вочеловечения: кто верит сему, что Иисус Христоссилою Божества своего воскрес из мертвых, тот верит и тому, что Он воплотился, претерпел страдания, был распят на кресте, умер, погребен, и есть Сын Божий и Бог истинный. Каким же образом слово веры и оправдание, получаемое от оной, в наших устах, и в нашем сердце? Если ты, говорит, будешь исповедовать устами твоими, что Господь Иисус есть Бог, и если будешь веровать в твоем сердце, что Бог Отец воздвигл Его из мертвых, то получишь вечное спасение. А почему так? Потому, что сердце и уста суть два орудия, или как бы вместилища веры: сердце, то есть, душа верит, и таким образом оправдывается и приемлет освящение: а уста исповедуют и проповедуют то, чему сердце верит, исповедание же и проповедание сие доставляют спасение. Вот каким образом Божественный Апостол, показав несовершенство и бессилие Моисеева закона, и открыв совершенство, спасительность и удобность Евангелия веры, заградил уста оным Иудеем, которые, надеясь и хвалясь получить оправдание от закона, не принимали оправдания, происходящего от веры во Христа: а тем утвердил всех верующих на камени веры.

архиепископ Никифор (Феотокис)

Евангелие от Матфея зачало 28 глава 8:28–9:1

В те дни, когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Раз за разом мы слышим в Евангелии рассказы о людях, которые были исцелены от болезни. В Евангелии это кажется таким простым и ясным: вот нужда – и Бог на нее отзывается. И встает перед нами вопрос: почему же это не случается с каждым из нас? Каждый из нас нуждается в физическом исцелении или в исцелении души, а исцеляются только немногие; почему?

Когда мы читаем Евангелие, мы упускаем из виду, что Христос не исцелял всех и каждого: один человек в толпе оказывался исцеленным, а многие, тоже недужные телом или душой, исцелены не были. И это происходит потому, что для того, чтобы принять действие благодати Божией во исцеление тела или души, мы должны раскрыться Богу: не исцелению,а Богу.

Мы часто хотели бы, хотим исключить болезнь из нашего опыта жизни не только потому, что болезнь утруждает жизнь, не только потому, что болезнь идет бок о бок с болью, но также или даже главным образом потому, что она напоминает нам о нашей хрупкости; она как бы говорит нам: „Не забывайся! Ты смертей, ты смертна; твое тело сейчас как будто обращается к тебе и говорит: у тебя нет власти вернуть меня к здоровью; ты ничего не можешь сделать; я могу как бы вымереть, угаснуть; я могу обветшать и зачахнуть – и это будет конец земной жизни..." Не это ли главная причина, почему мы изо всех сил боремся за выздоровление, хотим вымолить себе здравие?

Если мы из таких предпосылок просим Бога исцелить нас, вернуть нас в состояние цельности, это значит, что мы просим только о забытье, о том, чтобы забыть о нашей смертности, вместо того чтобы она была нам напоминанием, пробуждением, и мы осознали бы, что дни проходят, что время коротко. Если мы хотим достичь полного роста, к которому мы призваны на земле, мы должны спешить стряхнуть с себя все, что в нас самих есть смертоносного. Потому что болезнь и смерть обусловлены не только внешними причинами; в нас качествует и злопамятство, и горечь, и ненависть, и жадность, и столько других вещей, которые убивают в нас живость духа и не дают нам жить теперь, в настоящем времени, вечной жизнью; той вечной жизнью, которая и есть попросту жизнь в полном смысле слова, жизнь в ее полноте.

Что же мы можем сделать? Мы должны ставить самим себе внимательные вопросы; и когда мы приходим к Богу, прося нас исцелить, мы должны раньше приготовить себя к исцелению. Потому что быть исцеленным не означает только стать целым, чтобы вернуться обратно к такой жизни, какой мы жили прежде; это значит стать целым для того, чтобы начать новую жизнь, как если бы мы осознали, что мы умерли в исцеляющем действии Божием. Все, что было в нас ветхим человеком, тем телом тления, о котором говорит Павел апостол, тот ветхий человек должен уйти, чтобы новый человек жил, и что мы должны быть готовы стать этим новым человеком через смерть прошлого для того, чтобы начать жить заново: как Лазарь, который был вызван из гроба не просто обратно в прежнюю его жизнь, но чтобы, пережив что-то, что не поддается описанию никакими человеческими словами, войти в жизнь вновь, на новых основаниях.

Способны ли мы принять исцеление? Готовы ли мы, согласны ли мы принять на себя ответственность новой цельности для того, чтобы войти снова, и еще снова в мир, в котором мы живем, с вестью о новизне, чтобы быть светом, быть солью, быть радостью, быть надеждой, быть любовью, быть отданностью и Богу, и людям?

Задумаемся над этим, потому что мы все больны, так или иначе, мы все хрупки, мы все слабы, мы все неспособны жить полнотой даже той жизни, которая нам дарована на земле! Задумаемся над этим, и начнем становиться способными открыться Богу так, чтобы Он мог сотворить Свое чудо исцеления, сделать нас новыми, но так, чтобы мы несли свою новизну, поистине Божию новизну в мир, в котором мы живем. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция