Расписание богослужений

umblarea pe mare 2Первое послание к Коринфянам зачало 128 Глава 3:9–17

Братия, мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

Несогласие во всяком деле великий причиняет вред людям: но несогласие в предметах веры, совершенно погубляет души верных. Посему-то Богодухновенный Павел узнав, что Коринфяне разделились на разные толки, написал к ним столь много о их распрях, стараясь истребить и самый корень оных. И во первых представил им, как мы слышали в прошедшую неделю, в коликой грех они впали, называя себя иные Павловыми, иные Аполлосовыми, а иные Кифиными.

Потом поговорив несколько о других предметах, паки обращается к первой своей цели и обличает их яко плотских, то есть, яко имеющих мудрования плотские, а не духовные, «Егда бо глаголет кто: аз есмь Павлов: другий же, аз Аполлосов: не плотстии ли есте?» (1Кор.3:4) Посем желая показать им, что они несправедливо хвалятся именами своих учителей, и тем отделяются друг от друга, изъясняет им, кто он, и кто Аполлос, которые во первых научили их вере во Христа. «Кто убо», говорит он, «есть Павел, кто же ли Аполлос, но точию служителие, имже веровасте, и комуждо, якоже Господь даде? Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти: темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй едино суть, кийждо же мзду приимет по своему труду» (1Кор.3:5–8). Сказав же сие, тотчас присовокупляет. «Богу бо есмы споспешницы» (1Кор.3:9), и прочее, что мы сегодня слышали. Слова сии по своей краткости и составлению имен необходимо требуют истолкования, и особенного внимания, дабы уразуметь настоящий смысл их: почему я вознамерился теперь изъяснить вам оные по моей возможности, вы же, возлюбленная моя братия, обратите внимание ваше на выслушание сего толкования.

1Кор.3:9. Братие, Богу есмы споспешницы: Божие тяжание, Божие здание есте.

Человеки были Апостолы, якоже и мы: како убо Павел глаголет: «Богу есмы споспешницы»? Человек споспешник Божий? Сие кажется несовместно. Однако ж если рассмотрим настоящее знаменование слова сего, споспешник: то не найдем в том ни малой противности. Споспешник есть тот, которой с другим кем-либо делает одно и то же дело: в каковом смысле раб споспешник бывает Владыке, воин Царю, но дело относится ко Владыке, а к не рабу: к Царю, а не к воину. Павел сперва назвал себя, равно как и Аполлоса, служителем, говоря: «Кто есть Павел, и кто Аполлос, точию служителие?» (1Кор.3:5) А потом споспешником: «Богу есмы споспешницы», дабы тем показать, что Бог и они едино и тое же содевают дело, то есть, дело спасения человеческого: Бог яко Владыка и царь, а они яко рабы и служители. Поелику же он, прежде о том, что насадил, то есть первый посеял в сердцах Коринфян семена веры, говорил в смысле переносном, то и теперь продолжает говорить в том же смысле. «Божие тяжание, Божие здание есте». Вы, говорит, Коринфяне, Божие тяжание есте, то есть, насаждение, которое насадил Бог: или, как сказал Исаия, «насаждение Господне во славу» (Ис.61:3): Божие здание есте, потому что вы есте Церковь, созданная Богом. И так имена сии тяжание и здание, обличают безумное их друг от друга отторжение. Ибо расторгни растение, оно иссохнет: расторгни здание, оно сокрушится. Поелику они были и тяжание Божие и здание Божие: то безрассудно называли себя иные Павловыми, иные Аполлосовыми, а иные Кифиными? Безрассудно чествовали себя и хвалились именами споспешников и служителей, а не паче именем Начальника и Владыки Иисуса Христа. Павел назвав их зданием, продолжает далее слово, о здании, говоря:

1Кор.3:10–11. По благодати Божией, данной мне, яко премудр архитектон основание положих: ин же назидает: кийждо же да блюдет, како назидает. Основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос.

Не подумайте, чтобы Павел похвалял самого себя, говоря, что он есть премудр Архитектон: ибо он не себе преписует похвалу сию, по благодати Божией: «по благодати Божией, данной мне». Благодать, говорит, юже даде ми Бог, умудрила меня: она соделала меня премудрым Архитектоном: она наставила меня основанием здания, то есть Церкви, Иисуса Христа, вере во Христа и исповедания. Сам жеИисус Христос прежде еще Павла сие положил основание Святой Своей Церкви. Ибо когда Петр, исповедуя Иисуса Христа сказал, «Ты еси Христос сын Бога живаго»: то Христос ответствовал ему: «ты еси Петр, и на сем камени созиждуЦерковь Мою» (Мф.16:16, 18): то есть, сие исповедание твое будет основанием веры и Церкви. Иного же, говорит Павел, основания кроме сего, то есть, кроме веры во Христа и исповедания оной, никто, ни человек, ни Ангел не могут положить. И так, если кто учение свое не будет утверждать на сем догмате, что Иисус Христос есть Сын Божий: то учение его не будет благочестивое, но злочестивое, ложное и душепагубное. Я, говорит Павел, по данной мне благодати положил сие основание:«ин же назидает», то есть, а другие благочестивые пастыри и учители Церкви, утверждаясь на сем основании, объясняют и поучают догматам о Иисусе Христе:«Кийждо же да блюдет, како назидает», то есть каждый священноучитель должен внимать, и со всяким тщанием блюсти, дабы учение его чисто было от плевел всякой ереси и суеверия, и согласовалось во всем со словом истины.

1Кор.3:12–15. Аще ли кто назидает на основании сем, злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие: когождо дело явлено будет: День бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. И егоже ащедело пребудет, еже назда, мзду приимет. А егоже дело сгорит, отщетится: Сам же спасется, такожде якоже огнем.

Некоторые из древних относили сии неудобопонятные Апостольские слова к учителям и к их учению, или православному и спасительному, или к ложному и душепагубному, а другие ко всем верным и к их добродетелям или порокам (Васил. в гл. 5 Исаия и Амвр. в гл. 3 пос. к Кор. Ор. в Бесед. 6 на шестодн. Иерон. В кн. Против Иовии и Златоуст Феодорит Икум. Феоф. в гл. 3 пос. к Кор.?). И так дабы познать настоящий смысл предлежащих слов, то по мнению первых толковников, надобно положить, что злато, сребро и камение честное означают светлое и всечестное Самим Богом преданное учение православной веры? А дрова, сено и тростие, бесплодные, низкие и пагубные учения еретиков, что под словами: «день бо явит» разумеется то время, которое, подобно огню, открывающему, какие тела суть удобосгораемы, и какие не удобосгораемы, покажет дела каждого человека и откроет их доброту или худость, а под словами: «огнь искусит» блистающий в Церкви свет Пресвятого Духа, ниспосланного в виде огненных языков, при помощи коего верующие могут различать истинное учение от ложного: под словами же:«якоже огнем» скорбь, которую Церковь причиняет еретикам своими обличениями: ибо скорбь подобно огню жжет человека, по сим Давидовым словам: «проидохом скозь огнь и воду» (Пс.65:12), наконец под словом: «спасется» надобно подразумевать, ежели покается, как и под словами: «предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:5), то же подразумевается. Ежели же согласиться на мнение вторых толковников: то под словами: злато, сребро и камение честное, надобно разуметь добродетели, совершаемые мыслию, словом и делом: а под словами: «день бо явит» последний день суда, которой откроется огнем: «река огненна течаше исходящи пред ним»(Дан.7:10), то есть пред судиею, говорит великий Пророк Даниил: а под огнем, искушающим дело каждого, каково оно, должно разуметь правосудие Божие.«Огнем бо Господним», говорит Исаия, «судитися будет вся земля» (Ис.66:16): под словами же «спасется такожде, якоже огнем» (1Кор.3:15) не надобно разуметь: получит спасение, так как огнем: но, останется цель, по сему выражению:«спаситеся от рода строптиваго сего»? (Деян.2:40) надобно, говорю, разуметь не иначе, как: останется нетленен, да тако будет жегом огнем вечного мучения. И так Апостол Павел предлагает здесь, по мнению первых Толковников, следующее учение: если кто из учителей, утверждаясь на сем основании веры во Христа, будет преподавать учение православное или злочестивое, то да знает, что учение всякого откроется, каково оно есть: время откроет оное. Ревность Всесвятого Духа и рассуждение верных сынов Церкви искусит и исследует, право, или не право учение его? И ежели найдется правым, то он получит мзду, то есть воздаяние от Бога и похвалу от Церкви. Ежели же Церковь найдет оное еретическим и неправославным, то оно «отщетится», то есть будет осуждено, а он сам спасется не огнем, но так как бы огнем, то есть обличением и запрещениями Церкви, ежели только покается. По мнению же вторых Толковников, Апостол научает следующему: ежели кто из верующих на основании веры во Христа и умом и словом и делами своими назидает, то есть, творит дела добродетели или греха, то да знает, что дела каждого откроются: ибо последний день суда имеющий начаться огнем Божеского правосудия откроет все: сей огнь, то есть, сие Божие правосудие искусит дело каждого, каково оно, благо или зло: и ежели по искушении оном и суде Божеском дело человека останется неосужденным, то он получит мзду, то есть небесное царствие: ежели же дело его окажется достойным огня, то оно «отщетится», то есть уничтожится, а он сам «спасется», то есть останется невредим, да тако предан будет огню вечного мучения. Приметьте здесь, что Павел прежде обличил здесь несогласных между собою Коринфян, как вы слышали в прошедшую неделю, потом, как бы имея подозрение на самих их учителей, что конечно они были причиною тех несогласий, и сих увещевал и устрашал настоящими словами. После же всего предлагает и другое доказательство к осуждению Коринфян в разногласии их.

1Кор.3:16, 17. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Ащекто храм Божий растлит, растлит сего Бог: Храм бо Божий свят есть, иже есте вы.

Апостол сказал прежде: «Божие здание есте», потом показал, и какое есть основание сего Божественного здания, говоря: «основания бо инаго никтоже может положити лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). А теперь говорит, что сие здание, коему основанием служит Иисус Христос, есть Храм Божий, и что Храм сей суть все верующие во Христа. «Не весте ли», говорит, «яко Храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Храм бо Божий свят есть, иже есте вы». То же говорили и Пророки, и Сам Единородный Сын Божий. Пророк Иезекииль поучал от лица Бога глаголющего: «и будет вселение мое в них, и буду им Бог, а они будут ми людие»(Иез.37:27): а Иисус Христос обещал любящему Его: «и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Апостол умалчивает о следствии, какое бы должно вывести из предыдущих слов, потому, что оно известно: ибо ежели они были Храм Божий, и Дух Божий обитал в них, Бог же есть Един: то следует и им не делиться друг от друга, но пребывать неразрывными в единстве веры: умалчивает, говорю, о следствии сем для того, чтобы навести им ужас, и тем искоренив разногласие, соединить воедино разделившиеся члены. «Аще кто Храм Божий растлит, растлит сего», говорит он, «Бог». Мы растлеваем сей Святой Храм двояким образом: или повреждая основание его, то есть, уча догматам злочестивым вместо православных, и суеверию, вместо правой веры: или повреждая самое здание, то есть, делая Богоненавистные грехи вместо Боголюбезнейших добродетелей. Кто же таким образом растлит Святой Божий Храм, того растлит, то есть погубит и истребит Бог. Ужасный пример такового гнева Божия мы видим на Арие и Иуде. Они растлили Святой Божий Храм: первый уча, что Иисус Христос не Единосущен, но Иносущен Отцу Своему: а второй пристроив во Храме оном сребролюбие и предательство на Иисуса Христа. Почему Арий растлел, изрыгнув всю утробу и внутренность свою с мерзкою своею душою: а предатель Иуда произвольно удавился: ибо по предательстве Христа, «шед удавися» (Мф.27:5).

архиепископ Никифор (Феотокис)

Евангелие от Матфея зачало 59 Глава 14:22–34

В те дни понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить, что Бог, Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая как будто готова разрушить и нашу безопасность, и лишить нас самой жизни.

В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос остался наедине, в уединенности совершенного молитвенного общения с Богом. Они пустились в плавание, рассчитывая на безопасность; и на полпути их настигла буря, и они поняли, что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих человеческих способностей, опыта и сил, и однако, смертная опасность нависла над ними; страх и ужас охватил их.

И внезапно среди бури они увидели Господа Иисуса Христа; Он шел по бушующим волнам, среди разъяренного ветра и, вместе с этим, в какой-то пугающей тишине. И ученики в тревоге закричали, потому что не могли поверить, что это Он, они подумали, что это призрак. А Иисус Христос, из сердцевины этой клокочущей бури, сказал им: Не бойтесь! Это Я... Так же, как Он говорит нам в Евангелии от Луки: Когда услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше...

Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии; и однако, это так. Он находится в сердцевине трагедии в самом страшном смысле; предельная трагедия человечества и каждого из нас – наша отдаленность от Бога, тот факт, что Бог для нас далек; как бы близко Он к нам ни был, мы не ощущаем Его с той непосредственной ясностью, которая дала бы нам чувство уверенной безопасности и породила бы ликование. Все Царство Божие внутри нас – и мы не чувствуем этого. И это – предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. И вот в эту трагедию Христос, Сын Божий, вошел, став сыном человеческим, вступив в сердцевину этой разделенности, этого ужаса, который порождает душевную муку, разрыв, смерть.
И мы – как эти ученики; нам не нужно представлять воображением, что с ними происходит: мы сами находимся в том же море, в той же буре, и Тот же Самый Христос, с Креста или восставший из гроба, стоит посреди нее и говорит: Не бойтесь, это Я!..

Петр захотел идти из лодки ко Христу, чтобы достичь безопасности; не это же ли и мы делаем все время? Когда разразится буря, мы спешим к Богу изо всех сил, потому что думаем, что в Нем спасение от опасности. Но недостаточно того, что спасение в Боге: наш путь к Богу лежит через самозабвение, через героическое доверие Ему, и веру. Если мы станем оглядываться на волны, и на вихри, и на нависающую угрозу смерти, мы, как Петр, начнем тонуть. Но и тогда мы не должны терять надежды: нам дана уверенность, что, как ни мала наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как ни мала наша любовь к Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется всей жизнью и всей смертью Сына Божия, ставшего сыном человеческим. И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем, если в это последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать, как Петр закричал: „Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне!", – Он протянет нам руку и поможет нам. И поразительно и странно Евангелие говорит нам, что в мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все оказались у берега.

Задумаемся над этими различными моментами сегодняшнего Евангелия и посмотрим, какое отношение они имеют к нам, в буре нашей жизни, во внутренней буре, которая иногда бушует в нашем сердце и уме, во внешних бурных и устрашающих обстоятельствах жизни. Будем помнить, со всей уверенностью, которая дана нам в Божием собственном свидетельстве через Его учеников, что мы в безопасности и среди бури, и спасены Его любовью. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция