Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня;и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Были мужи лжеапостолы, которые представлялись и притворялись Апостолами Христовыми (2Кор.11:15), дабы им чрез проповедание веры во Христа посеять коварно в душах верных злые плевелы развращенных их учений. Зная же они, что ежели уничтожат в верных уважение и почитание к Павлу, то будет иметь успех развращенное их учение, и истребятся семена истины, посеянные от него, соплетали на него всякого рода обвинения и клеветы, силясь уверить всех, что он не есть Апостол Иисус Христов, но льстец и обманщик. Павел, сей человек Божий, усмотрел, что нужно ему отразив обвинения их доказать, что он есть истинный Апостол, дабы не прельщены ими были уверовавшие, отвергшись Евангельской истины, не лишились бы вечного спасения, так как он и уверял, что постановление его было постановление и утверждение истинной веры (2Кор.12:11, 21): почему принужден был, и не хотя, описать Коринфянам, между коими лжеапостолы проповедовали, и род свой, и предков, и звание, и труды, и подвиги, и бедствия, и гонения, и прочие свои страдания. А дабы совершенно удостоверить их о себе, то принужден был объявить им и чудеснейшие свои дары, как то откровения, и особенно видение, которое видел за четыренадесять пред тем лет, но скрывал дотоле и умалчивал: поелику же он тут должен был хвалить и прославлять самого себя, то с толикою мудростию составил и толиким смиренномудрием растворил повествование свое о том, что хотя кажется сам себя похваляет, однако же слыша то всякий с удивлением не только уверяется, что не суть то слова самохваления, но и пленяется сердце каждого сладостию Божественной любви. Ежели обратите все внимание ваше к уразумению ныне чтенных слов послания его, то получите совершенное в том удостоверение.
2Кор.11:31. Братие, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть, сый благословен во веки, яко не лгу.
Поелику Апостол Павел и прежде повествовал, и теперь намерен повествовать о делах великих и неудобовероятных, особенно о видении своем, то боясь, что, может быть, слыша о том не поверят ему, призывает во свидетеля Бога, который будучи всеведущ знал и сие, т. е. то, что он не лжет, но говорит истину. «Бог же», рек, «и Отец Господа нашего Иисуса Христа», потому что Иисус Христос есть и человек совершенный и Бог совершенный: и поколику он человек, то Бог есть Бог его, якоже и всех других человеков: а поколику Бог, то Бог Отец Его есть, яко прежде всех веков Его родивший. Виждь при сем, с коликим благоговением призвал он во свидетеля Бога. Произнесши имя Божие тотчас рек: «сый благословен во веки. Бог, говорит, Который есть хвален и препрославлен в бесконечные веки. Таким образом предуготовив души слушающих к тому, чтобы поверили глаголемым от него, начинает повествование так:
2Кор.11:32. В Дамасце языческий князь Арефы царя, стрежаше Дамаск град, яти мя хотя: и оконцем в кошнице свешен бых по стене, и избегох из руку его.
Арефа был царь Аравии, тесть Ирода Антипы четвертовластника (Иосиф кн. 18 оИуд.древн.). А поелику тогда Сирофиникия, имеющая столицу Дамаск, подлежала Аравии, то Арефа посылал в Дамаск владетеля народу оному и правителя, коего называли языческим Князем, то есть, владетельным князем народа, или народоправителем (Иуст. в разг. с Трифон. и Тертул. в слов. 3 на Марк.), Оный убо народоправитель поставлял стражей во граде Дамаске, хотя поймать Павла, который положен быв в кошницу, то есть, в корзину или короб, и обвязан веревкою, спущен был оконцем по градской стене, и так избежал от рук народоправителя, то есть спасся от опасности смерти. О сем вкратце повествовал Павел, умолчав как о том, когда подвергался он сей опасности, так и о том, для чего искал поймать его народоправитель, и кто были спустившие его в кошнице. Описал же сие Богоглаголивый Лука (Деян.9). А из описания его познаем, что, когда Павел, пришедши в Дамаск и крестившись там от Анании, проповедывал Иисуса Христа Сына Божия, и заграждал уста тамошним Иудеям, тогда они совещались убить его. Стерегли они двери града день и нощь, и убедили, как явствует из слов Павловых, и народоправителя, чтобы поставил стражей при дверях града, дабы поймав Павла, предал его смерти. Но бывшие в Дамаске ученики Христовы, спустивши его в кошнице, избавили тем от оного бедствия. Какую же цель имел Павел в повествовании о сем приключении; поелику прежде повествовал он вообще о страданиях и бедствиях своих, сказав: «беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии» (2Кор.11:26): тоедино из бедствий своих в подробности описал для того, чтобы таким образом и в прочих бедствиях удостоверить слышащих оные. Заметь же, что нашедши он способ избежать бедствия, избежал оного по завещанию учителя своего, который рек: «егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий» (Мф.10:23). Но слыши, како приступает к тому, чтобы показать видение и откровение, которое Бог ему открыл.
2Кор.12:1. Похвалитися же не пользует ми: прииду бо в видения и откровения Господня.
Конечно самохваление не пользует душе человека, ибо оно есть плод гордости. Но когда не пользует, то почему Павел хвалился, описуя подвиги, видения и откровения свои; хваление сие бывает неодинаково, как и молитва, милостыня и пост. Ежели я молюсь, или подаю милостыню, или пощусь по любви к Богу, то молитва, милостыня и пост пользуют душе моей. Ежели же сии дела творю для того, чтобы прославиться мне от человек, то никакой от оных не получаю пользы. Сему явственно научил единородный Сын Божий, когда говорил о милостыне, молитве и посте, То же самое прилично сказать и о хвалении оном (Мф.6:2, 5, 16). Кто хвалится чем-либо для того, чтобы прославиться от человек, тому хваление не пользует, ибо таковое хваление есть славолюбие и гордость. О сем-то хвалении говорил Павел: «похвалитися же не пользует ми». Но кто хвалится, да пользу принесет ближнему своему, тому хваление пользует, ибо оно не иное что есть, как любовь к ближнему. Таковое хваление было Павлово, любовь то есть было оно к ближнему. Лжеапостолы тмочисленные соплетая на Павла обвинения, тем уменьшали силу Евангельской истины, проповедуемой им. Почему он, повествуя о подвигах, видениях и откровениях своих, уничтожал клеветы на него соплетаемые, приумножал уважение к Евангельской проповеди, и врачуя заблуждение растленных лжеапостолами, утверждал в сердцах их слово истины. Но как тогда, так и ныне, и даже до скончания века пользу будут получать все благочестивые, слушая великие деяния и Божественные дарования Павловы. Виждь при сем, что рекши «прииду бо в видения и откровения Господня», тем он показал, что не одно только оное видение и откровение видел, о котором писал, но и другие многие, как то подтвердил он и сам словом: «и за премногая откровения» (2Кор.12:7; Феофил. там же). Откровение же есть большее нечто, нежели видение. В видении видят святые представляющееся только им: или, например, ветхаго денми на престоле седящаго, как видел пророк Даниил(Дан.7:9), или «небеса отверзста, и сына человеча одесную стояща Бога» (Деян.7:56), как видел первомученик Стефан, и другое сим подобное: а в откровении не только видят представляющееся, но и познают неведомое. Таковое было откровение, которое видел Исаия «в лето, в неже умре Озиа царь» (Ис.6:1). Ибо чрез оное познал Пророк таинство Божиего воплощения, и оставление грехов, которое мы получаем чрез причащение Божественной Евхаристии. Таково и откровение, которое видел Евангелист Иоанн «в день недельный, чрез которое познал предбудущее» (Откр.1:10). Откровение посему и то, что повествуется Павлом, поелику он чрез то «слыша неизреченныя глаголы, ихже не лет есть человеку глаголати» (2Кор.12:4). Начинает же он о сем откровении своем повествовать таким образом:
2Кор.12:2. Вем человека о Христе, прежде лет четыренадесяти: (аще в теле не вем:аще ли кроме тела не вем: Бог весть восхищена бывша таковаго до третияго небесе.
Павел восхищен был до третияго небесе, он восхищен был в рай, слышал неизреченные глаголы, как подтверждают то прежде реченные им словеса: «похвалитися же не пользует ми: приду бо в видения и откровения Господня»(2Кор.12:1). Преобратил же он слово на третье лице, как бы другой был некто оный восхищенный, для того, чтобы слово его ни следов не имело гордости. «Вем», говорит, «человека о Христе», то есть, человека верующего во Христа, или человека, который силою Христовою восхищен был до третияго небесе. А сказав, что прежде лет четыренадесяти видел такового человека восхищенного, тем показал, что он четыренадесять лет молчал о сем откровении, тогда же только открыл оное, когда познал, что чрез оное может освободить верных от заблуждения лжеапостолов. Заметь при сем, что Божественное Писание три сказует быть неба: одно небо, в котором летают птицы, ибо говорит: «птицы небесныя» (Пс.8:9): сие же небо есть воздух, или так называемая атмосфера: другое небо, называемое твердь. Ибо и твердь нарек Бог небом. «И нарече», глаголет Писание, «Бог твердь небо» (Быт.1:6, 8): и третье небо, которое есть небо небесе, в коем живет Бог, как свидетельствует Давид, глаголя: «пойте Богу возшедшему на небо небесе на востоки. Небо небесе Господеви: землю же даде сыновом человеческим» (Пс.67:33–34, 113:24). Хотя же сие, «до третияго небесе», значит по знаменованию речений, что Павел не взошел в третье небо, но стал в предместиях третьего неба: но поелику ниже говорит, что восхищен был в рай, то есть в место Божией славы, то вероятно, что и сие, «до третияго небесе», тоже означает место. Восхищен же, рек, а не взыде, для того, чтобы открыть и поспешность и дивность восхождения на толикую высоту. Но «в теле ли», то есть, душа с телом ли его восхищена, или «кроме тела», то есть, единая ли душа, а тело осталось на земле? Поелику Павел исповедал, что ни он того не знает, но един токмо Бог сие весть, то как мы можем сие познать? Следовательно излишне сие испытывать. Ведаем же мы только то, что всемогущему Богу возможно равно и то и другое.
2Кор.12:3–4. И вем такова человека, (аще в теле или кроме тела, не вем: Бог вестьяко восхищен бысть в рай, и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати.
То же самое и пред сим произрек: повторил только для того, да утвердит истину сих слов. Слыша же, «яко восхищен бысть в рай», не подумай, что говорит он о земном рае, где поставил Бог «человека, егоже созда». Потому что, «насади Бог рай не на небеси, но на земли, во Едем на востоцех» (Быт.2:8). А поелику Павел выше рек: «яко восхищен бысть до третияго небесе», то никакой связи не будет иметь слово его, ежели будем разуметь так, что оттуда, то есть, с небеси восхищен был паки на землю, где рай, и тамо, а не на небеси слышал неизреченны глаголы. Что убо означал Павел, рекши: «яко восхищен бысть в рай»? Место означал, в котором живет и преимущественно являет славу Свою Бог, как и Господь Иисус тоже означал, рекши к висящему на кресте разбойнику: «аминь глаголю тебе: днесь со Мною будеши в раи»(Лк.23:43). Туда убо в возлюбленные селения оные восхищен был Павел, и там слышал неизреченны глаголы. Какие же были сии глаголы? Не служебные ли и благозвучные песни небесных сил бесплотных? Не благодарственные ли и песнопесненные славословия духов от века праведных и святых? Не откровения ли и истолкования непостижимых тайн Божиих? Но кто может рещи, какие, когда сам Павел, слышавший оные, засвидетельствовал, что они суть неизреченны? Кто может проглаголать оные, когда сам Апостол исповедал, что человек не может проглаголать оные? «Ихже не лет есть человеку глаголати».
2Кор.12:5. О таковем похвалюся: о себе же не похвалюся, токмо о немощех моих.
О таковом человеке, говорит, сподобившемся взыти до третияго небесе, и внити в рай, и слышати неизреченны глаголы, о таковом я похвалюсь. Но другой получил благодать сию, а он мог ли тем хвалиться? Какая сему причина? И сие показывает, что он, а не другой кто сподобился таковых великих даров Божиих, коими он хотел хвалиться. Но смиренномудрствуя, преблаженный Апостол обратил слово на другое лице. Ибо великую конечно похвальбу и гордость показывало бы слово его, ежели бы он говорил так: аз восхищен бых до третияго небесе, аз восхищен бых в рай, и слышах неизреченны глаголы, чем и хвалюсь. Для сего убо обратив слово на третье лице, сокрушил силу похвальбы и возношения, как и наперсный Иоанн, когда рек: «обращся же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, во след идуща, иже и возлеже на вечери на перси его» (Ин.21:20). Но почему говорит, что о себе не похвалится, а разве о немощах своих? «О себе же не похвалюся, токмо о немощех моих». Какие суть немощи, коими хвалиться хочет? И почему имел хвалиться ими? Немощи суть бессилия человеческого естества. Ибо бессильно естество человеческое к великим делам добродетели, и ничего доброго не может творить без помощи Божией. «Без Мене не можете творити ничесоже». Для чего убо хотел он хвалиться оными, тому причину открыл в следующих словах: «сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова» (2Кор.12:9). К тому, который смиренномудренно хвалясь, проповедует бессилие и немощь свою, приходит сила Христова, и в нем живя, соделывает чрез него великие и дивные дела. Для сего убо Павел хочет хвалиться немощами естества, сиречь, да вселится в него сила Иисус Христова.
2Кор.12:6. Аще бо восхощу похвалитися, не буду безумен: истину бо реку: щажду же, да не како кто вознепщует о мне паче, еже видит мя, или слышит что отмене.
Возводит слово к откровениям. Заметь же, что сие, «аще восхощу похвалитися», показывает то, что человек Божий настоящим делом и истиною не хвалился. Посему и выше не сказал, о таковом похвалихся, или похваляюсь, но «похвалюся», то есть, буду хвалиться, если восхощу. Кто хвалится лжою, то есть, хвалится богатством, будучи нищ, или мудростию, будучи безграмотен, тот безумен и глуп. А кто хвалится истиною, то есть, такими вещами, кои поистине имеет, тот поелику хвалится вещами истинными, не есть безумен, хотя не пользует ему сие самохваление. И так если бы Павел восхотел похвалиться откровениями, не был бы безумен, поелику хвалился бы истинными вещами: но не хвалился, ибо опасался, дабы слышащие повествования его об откровениях не подумали, что он превыше человека, и не пожелали бы обоготворить его как было то в Листрех, когда исцелил он хромого от чрева матери своей (Деян.3:6–8).
2Кор.12:7. И за премногая откровения да не превозношуся, дадася ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся.
Слышишь ли? За премногая откровения, говорит. Премногая, разумеется или по числу, то есть, по множеству откровений, или по величеству, то есть, по высоте и величию открываемых вещей, или и по тому и по другому вместе. А из оных откровений известны суть следующие: Видение, которое видел Павел, идя в Дамаск(Деян.9:3): видение в нощи, когда пришел в Троаду (Деян.18:9): явление Господа в видении нощном, когда пребывал в Коринфе: «явление Святаго Духа» (Деян.20:23), свидетельствовавшее то, что ожидают его узы и скорби: откровение, когда молился во храме, и был во исступлении (Деян.22:17): явление Господа, который дерзать ему повелевал против изготовленных на него Иудеями смертоносных бедствий: видение Ангела, когда бедствовал в море (Деян.27:23): и ныне чтенное восхождение его до третияго небесе, и слышание неизреченных глаголов. О пакостнике же плоти и аггеле сатанине некоторые говорят, что сими именами означает Апостол болезнь ушей, или болезнь головную, причиненную ему содействием бесовским. Но сии не имеют на то никакого доказательства (Тертул. о чест. и Иерон. в гл. 4-й посл. к Гал.). Некоторые говорят, что пакостник и аггел сатанин означают многие и тяжкие мучения тела: иные, немощи: а другие, искушения, поношения, нужды, нападения врагов (Кипр. о смертном. Феоф. в он. мест. Феодорит. в он. мест.). Но таковые толкуют вообще и множественно то, что сказано Павлом частно и единственно. Другие пакостника и аггела сатанина приемлют за плотскую похоть (Августин. слово 2-е на 58 Пс.). Но сии, во-первых, обличаются здравым рассудком. Поелику Павел говорит, что пакостник плоти и аггел сатанин дадеся ему, да не превозносится, то есть, да не гордится. Если убо пакостник плоти и аггел сатанин означают похоть плотскую, то отсюда явствует, что Бог исцелял страсть страстию, гордость плотскую похотию, то есть грех другим грехом. Кто же не видит, сколь гнусно и безрассудно сие? Во-вторых, обличаются они самим Павлом, который велегласно проповедует, глаголя: «Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос: а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия» (Гал.2:20). Како убо в сораспятом Христу совместно быть похоти плотской? Како не живой, но мертвый по похотям плоти, мучим был от оных? Где живет Христос, самая чистота, оттуда бежит всякая нечистая похоть. Послушайте другого толкования, основывающегося на мнении дивного оного мужа, который паче всех чтил Павла, и паче всех потрудился, чтобы уразуметь и истолковать послания его (Смот. Злат. в он. месте). Пакостник есть всякое древо, имеющее у себя один край весьма острый. Пакостником также зовется и крест, мучительнейшее сие орудие. Пакостник же дадеся мне, сказал Павел, для того, чтобы означить тем острейшую и поразительнейшую болезнь: а пакостник плоти, чтобы показать, что не только душа, но и плоть чувствовала мучение таковой болезни. Сатана же, по Еврейскому диалекту значит, наветник и противник. Почему аггел сатанин есть служитель наветника и врага, то есть диавола. Служителем же диавола бывает тот, который препятствует спасению человека. Аггелом убо сатаниным именовал всякого человека, противящегося и препятствующего спасительной проповеди веры, преимущественно же Александра Ковача, который много зла ему сделал, и особенно сопротивлялся Евангельской проповеди (2Тим.4:14–15). Он был пакостник, то есть, мучение, болезнь и крест сердцу его, ибо ничего другого столько не желал Преблаженный Апостол, как распространения и разумножения веры во Христа. А поелику получение желаемых вещей надмевает сердце, как напротив, неполучение смиряет мудрования: во время радости и благополучия усиливаются помыслы гордости, а во время скорби и несчастия бежит от нас всякое возношение, и на место того приходит смиренномудрие и уничижение: почему говорил он, что дадеся ему пакостник аггел сатанин, да пакости деет ему, да не превозносится, помышляя о превосходстве откровений. Превосходство откровений располагало ум его к гордостным помышлениям, но Александр, препятствуя Евангельской проповеди и оскорбляя его, низводил сердце его в помыслы смиренномудрия.
2Кор.12:8–9. О сем трикраты Господа молих, да отступит от мене. И рече ми: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается. Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова.
По троекратном молении внял к нему Триипостасный Бог, и ответствовал ему, говоря: довольна к помощи твоей против врагов Евангельской проповеди данная тебе благодать Моя: ею говоришь ты разными языки, исцеляешь немощных, прогоняешь бесы, воскрешаешь мертвых. Сия благодать довлеет ти. «Довлеет ти благодать Моя». Не ищи, да удалю от тебя гонителей веры: ежели никто не будет противиться проповеди, и ты будешь крепок и силен богатством, могуществом и властию, то никто не почтет проповедь веры делом силы Моей. Чем же ты немощнее, а гонители сильнее, вера же притом распространяется, и число верующих умножается, тем более открывается силы Моей совершенство. «Сила бо Моя в немощи совершается». Где бессилие естества, там воссиявает силы Моей пресовершенная держава. Слышав же сие Богозванный Павел не только престал молиться об освобождении от противников, но и преисполнившись удовольствия, хвалился наиболее немощами своими: «сладце убо похвалюся паче в немощех моих». Ибо, говорит, в бессилиях моих является совершенство силы Божией, почему с величайшим удовольствием буду хвалиться тем, что я немощен и бессилен: «да вселится в мя сила Христова», то есть, да укрепит меня Иисус Христос к исполнению Апостольского моего звания.
В те дни пошел Иисус в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В чудесах Христовых открывается богатое и изумляющее нас отношение Бога к нашей земле и к нам, людям. С одной стороны, Его сострадание – не только способность любить и жалеть как бы извне, но сострадать вместе с нами, глубже нас (потому что Он бездонно глубок) пережить страдание, скорбь и, порой, ужас нашего земного бытия. В сегодняшнем рассказе мы слышим, что жалко стало Христу этой матери, вдовы, потерявшей единственного сына, жалко, больно, потому что не на то Он творил мир, не на то рождался человек, не на то мать его произвела на свет, чтобы преждевременно он умер. И в этой жалости Христовой, в этом сострадании Христа, способности вместе с нами страдать нашим страданием, открывается одна из сторон Божиего отношения к нам и к миру. Но с другой стороны, все эти чудеса, вся эта забота, тревога о мире не говорят ли о том, что Богу так же дорога земля, как Ему дорого небо? Мы всегда думаем о Боге как бы оторванном от земли, о Боге небесном. Но это неправда: земля Ему бесконечно дорога.
Один из отцов Церкви говорил, что имя „Отец" более значительно и более правдиво говорит о Боге, чем слово „Бог", потому что слово „Бог" указывает на различие, на расстояние, на то, что мы и Он разделены – природой, святостью; в слове же „Отец" указывается близость, родство.. И вот во Христе, Христом, нам Бог открывается как Отец. Ничто земное Ему не безразлично, не чуждо. Он создал небо и землю равно, Он равно живет земной и небесной жизнью. Сначала творческой любовью и водительством, а затем и самим воплощением Слова Божия земля и небо соединились, Бог и тварь стали родными друг другу, мы стали для Бога своими и Он для нас стал свой. Христос по человечеству нам родной, Он нам брат, и отношение Божие к земле должно быть и нашим отношением: зоркой, зрячей любовью должны мы вглядываться в судьбу земли. Дела Божий на земле превосходят все, что мы можем совершить, все, что мы можем надеяться сотворить, и однако, в нас и через нас Он творит дела поистине Божественные.
В сегодняшнем рассказе мы слышим, как Спаситель воскресил, вернул к жизни земной, включил в земную трагедию и радость человека, который прошел через нее и теперь от нее почил. Он вернул человеку жизнь – временную, бурную, сложную, чтобы он в этой жизни творил: не просто прозябал, а творчески жил и действовал. Нам тоже дано, если только мы этого захотим искренним сердцем, если мы только приложим к тому творческое и, порой, крестное усилие, возвращать к жизни людей, которые для этой жизни умерли, людей, которые потеряли надежду и продолжают существовать, но больше не живут, людей, которые потеряли веру. в Бога, веру в других людей, веру в себя, и которые живут во мраке и отчаянии. Нам дано возвращать к жизни тех, которые жизнь потеряли, для которых осталось одно мертвое, серое, тусклое существование. Этим мы действуем вместе с Богом: и вернуть человеку веру в себя, веру в человека, веру в Бога, веру в жизнь так же важно, как его вернуть к жизни, подобно тому, как совершил чудо Христос. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский