Братия, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо радостно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Евреи (те) из обитающих в Иудее, кои уверовали во Иисуса Христа, многие и неизобразимые претерпели страдания от неверовавших единоплеменных им. «Воспоминайте же», писал к ним Божественный Павел, «первыя дни вашя, в нихже просветившеся мног подвиг подъясте страданий» (Евр.10:32). Между прочими же злодействиями неверные, и имущество их расхитивши, привели их чрез то в убожество. «Ибо», говорит тот же Павел, «узам моим спострадасте, и разграбление имений ваших с радостию приясте» (Евр.10:34). Посему ученики, находящиеся в Антиохии, Македонии и Ахаии, посылали вспоможения к живущим во Иудеи нищим (Деян.11:29;Рим.15:26). О таковых нищих преимущественно имел попечение Павел, прияв о сем завещание от Апостолов Иакова, Петра и Иоанна (Гал.2:9–10). Он писал о сей милостыне и к Коринфянам: и в первом к ним послании своем учредил способ собирания милостыни, имеющей быть посылаемою к нищим во Иерусалиме. «О милостыни же», рек он, «яже ко святым, якоже устроих Церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте. По единей от суббот кийждо вас да полагает у себе, сохраняя, еже аще что благопоспешится: да не егда прииду, тогда собрания бывают» (1Кор.16:1–2). Во втором же к ним послании своем научил правилам милостыни, и объявил, какие награды приемлют милостивые. Сие содержит в себе ныне чтенная часть послания его. Почему кто внимательно слушать будет толкование сие, тот в точности узнает, какая милостыня благоприятна Богу.
2Кор.9:6. Братие, сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет.
Свойства семени и милостыни многое имеют между собою сходство. Как ты сеешь семя в землю, так влагаешь милостыню в руки нищего: и как сеешь зерно единое, а пожинаешь многие, так един динарий даешь нищему, а приемлешь сто. Семя, если останется непосеянным, никакого не приносит плода, если же посеяно будет в землю, приносит плод многообильный. Богатство, если не раздается другим, бывает бесплодно, если же будет роздано нищим, приносит плод безмерно множайший. Ибо даем мы нищему монету, а получаем Царствие небесное. Поелику убо толикое сходство имеют между собою свойства семени и милостыни, посему Божественный Апостол, да преклонит всех к богатодаровитой милостыне, говорил в переносном смысле, сказав: «сеяй», как бы вместо милуяй, «скудостию», значит мало, а «о благословении», много. Кто, говорит он, сеет мало, пожинает мало, а кто сеет много, тот пожинает много, то есть, кто милует мало, приемлет мзду малую, кто же милует богатодаровито, тот приемлет богатодаровитое мздовоздаяние. А дабы никто не думал, что Бог взирает на единое количество милостыни, а не и на душевное расположение милующего, полагает правила милостыни Богу благоприятной, говоря:
2Кор.9:7. Кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог.
Маловеры и сребролюбивые скорбят, когда милостыню подают нищим: маловеры, потому что боятся, чтобы не дойти им до нужд нищеты: а сребролюбивые, потому что видят, что чрез даяние уменьшается любезное для них сребро. Стыдливые и рабы по нужде творят милостыню: стыдливые, стыдясь требующих милостыни, и стыдом будучи понуждаемы: а рабы властию господ своих будучи приневоливаемы. Смотри же, какие правила полагает Апостол в рассуждении милостыни, и какому даянию оной быть должно: не милуй, говорит, скорбя, или принуждаясь, но давай сколько произволяет сердце твое. Ибо того милостивого любит Бог, который доброхотно и с радостию дает милостыню.
2Кор.9:8. Силен же Бог всяку благодать изобиловати в вас, да о всем всегда всяко довольство имуще, избыточествуете во всяко дело благо.
Вот воздаяния Божии за милостыню: всякая благодать, или всяк дар Божественный, и телесный и духовный. Телесный есть довольство, а духовный — избыток и преумножение добрых дел. Не сомневайтесь, говорит он, милостивые, вы, кои богато милуете нищих, и не бойтесь нищеты. Ибо Бог, будучи всесилен, может подать вам все дары преизбыточно, да имуще о всем, то есть, во всяком случае и обстоятельстве, всегда все, что довлеет для потребностей ваших, преумножите все добродетели ваши. Из сих бо Апостольских слов: «да о всем всегда всяко довольство имуще, избыточествуете во всяко дело благо»: явствует, что Бог для того дает нам преизбыточно земные блага, да чрез оные преумножаем добрые наши дела. Чем убо множайшие блага имеешь, тем более одолжаешься творить дела благие и множайшие. Подтверждает же слово свое Божественный Апостол Божественным Писанием, говоря:
2Кор.9:9. Якоже есть писано: расточи, даде убогим: правда его пребывает во век.
Слово сие писано во Псалмах Царе-Пророка Давида (Пс.111:9). «Расточи», означает раздал богатодаровито многим: правдою Псалмопевец наименовал добродетель, или и самую милостыню, потому что правду творит тот, кто имея подает не имеющему. Не исчезает милостыня, но пребывает и в настоящем, и в будущем веке: в настоящем чрез передаемую от одного к другому славу и чрез письменное повествование: как то пребывает до днесь всехвальная слава страннолюбия Аврамова, и многих милостынь Корнилиевых, и милосердия Тавифы ко вдовицам (Быт.18; Деян.10:2, 9:36): в будущем же веке пребывает, потому что милостивые в день суда поставляются одесную Судии, и слышат ублажающий их глас, и соделываются наследниками вечной славы Божия. Следующие же Апостольские словеса суть молитвенные и увещательные.
2Кор.9:10. Даяй же семя сеющему, и хлеб в снедь да подаст, и умножит семя ваше, и да возрастит жита правды вашея.
Как с начала в переносном смысле говорил Апостол о милостыне, так в переносном образе речи изложил и окончательные о милостыне словеса, то есть, желание милостивым: здесь семя и сеяние означают даруемые нам от Бога блага, злато, сребро, одежды, яства, и все прочее, что мы подаем нищим: сеющий означает милующего: жита правды, плоды или пользу, доставляемую от милостыни. Сими же переносными словами молится Боговдохновенный Павел под именем Коринфян и о всех других милостивых, говоря: «Бог даяй семя сеющему», то есть, Бог, Который дает блага Свои всякому человеку милостивому, Сам да даст вам «и хлеб в снедь», то есть, все к пропитанию нужное, и да умножит блага ваши, и да возрастит Божественные плоды милостыни вашей.
2Кор.9:11. Да о всем богатящеся во всяку простоту, яже содевает нами благодарение Богу.
Кто не испытует и не весит на весах мирских умствований количество даемой милостыни, но с духовною простотою подает оную нищим, тот милует богатодаровито. Сию же простоту, яко необходимую для богатого раздаяния милостыни, завещевал иметь Павел и в послании своем к Римлянам, говоря: «подаваяй в простоте» (Рим.12:8). А поелику он увещевал Коринфян, да богатодаровито милуют находящихся во Иерусалиме нищих, пиша к ним: «сеяй о благословении, о благословении и пожнет» (2Кор.9:6): почему и желает «да о всем богатящеся», или да по всему, и по благости душевной, и по благам телесным, богатыми соделавшись, милости делают со всякою простотою, то есть, со всяким обилием и щедростью. Оная же, говорит он, богатая милостыня ваша заставляет и нас благодарить Бога. «Яже содевает нами благодарение Богу». Но как сие соделовалось? Павел, побуждавший к милостыне, видя нищих милостынею утешаемыми, еще же и самых Коринфян повинующимися Евангельскому завещанию его, и охотно исполняющими оную добродетель, приносил за сие благодарение Богу: «яко работа», говорит он, «сего служения не токмо есть исполняющая лишения Святых, но и избыточествующая многими благодаренми Богови, искушением служения сего славяще Бога, о покорении исповедания вашего в благовествовании Христове, и о простоте сообщения к ним и ко всем» (2Кор.9:12–13).
архиепископ Никифор (Феотокис)
И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит о христианской любви не общими словами, а конкретно и очень просто и доступно. Любовь делается христианской, Божественной, когда человек, любя, забывает себя. Забыть себя до конца дано святым, но любить, не ища награды, не прося, не требуя, не вымогая любви за любовь, не вымогая благодарности за ее проявление – начало христианской любви. Она расцветает в любовь Христову, когда свободный дар любви достигает не только до любимых (это умеют делать все), но до нелюбимых, до тех, которые нас ненавидят, которые нас считают врагами, которые для нас считаются чужими. Если мы не умеем нашей любви распространить на тех, которые нам враги, это значит, что мы еще помним только себя и что все наши действия, все наши чувства исходят от непреображенного еще человеческого сознания, которое находится вне тайны Христа. Мы призваны любить щедрым сердцем, а щедрость, даже природная, заключается в том, что человек жаждет давать, ликует, когда он может отдать не только ему ненужное, но самое ему драгоценное, в конечном итоге – свое сердце, свою мысль, свою жизнь. Мы не умеем любить, но вся жизнь – школа любви, или наоборот, страшное время темного, холодного отчуждения.
И вот Христос нам открывает путь, как научиться любви: каждый раз, как на пути любви я себя самому вспомнюсь, каждый раз, как я встану преградой между своим живым, истинным движением сердца и действием, я должен обернуться к себе и сказать: Отойди от меня, сатана (Мк. 8, 33): ты помышляешь о земном, а не о небесном... Каждый раз, как,проявляя любовь, я буду требовать ответной любви, благодарности за благодеяния, я должен обратиться к Богу и сказать: Прости, Господи, я осквернил тайну Божественной любви... Каждый раз, когда в ответ на чужую ненависть, на клевету, на отвержение, на отчуждение я замкнусь и скажу: Этот человек мне чужой, он мне враг, – я должен знать, что для меня – не только во мне, но для меня самого – закрылась тайна любви, я вне Бога, я вне тайны человеческого братства, я не ученик Христов.
Вот путь; Христос не напрасно говорит, что путь в Царство Небесное – узкий, что врата узкие: очень узок этот путь, очень требовательна заповедь Христова, беспощадно требовательна, потому что она относится к области любви, а не закона. Закон определяет нам правила жизни, но он всегда где-то кончается, и за этим пределом мы от него свободны. Любовь же предела не знает; она требует нас до конца, всецело. Мы не можем только какой-то частью души согреться; если мы это допустим, мы потухнем, охладеем. Мы должны запылать всем нашим сердцем, и волей, и телом, и превратиться в купину неопалимую, в тот куст, который видел Моисей в пустыне, – который горел всем своим существом и не сгорал. Человеческая любовь, когда она не освящена Божественной тайной, поедает вещество, которым питается. Божественная любовь горит, превращает все в живое пламя, но не питается тем, что горит; в этой Божественной любви сгорает все, что не может жить вечно; остается чистое и светлое пламенение, которое превращает человека в Бога, как Ветхий Завет говорит, как Христос повторяет. Будем учиться ценой ожога любви, ценой отвержения от себя, ценой жертвы – будем учиться этой любви. И только тогда сможем мы сказать, что мы стали учениками Христа. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский