Расписание богослужений

pro bagacha i lazarya-580x385Послание к Галатам зачало 203 Глава 2:16–20

Братия, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Возносясь мыслию моею на гору Синайскую, слышу я и вижу там происшествия страшные и чрезвычайные. Слышу там повеление Божие, возвещающее Израильтянам, чтобы за три дня очистились и предуготовили себя. Слышу устрашения великие, чтобы никто не восходил на гору, ниже бы приближался к оной. Слышу гласы трубные весьма сильные. Вижу молнии и облак мрачный. Вижу всю гору, дымящуюся дымом яко пещным. И сие не дивно: потому что Бог сошел туда вручить Божественные Свои законы роду человеческому. Удивляюсь же я и ужасаюсь, когда слышу Богоглаголивого Павла, поучающего, что никто от дел закона не оправдится. Как? Бог сходит на гору Синайскую, чтобы законоположение Его услышано было во всей вселенной, и потом законоположение не оправдывает? Как? Бог в таковом ополчении преподает законы, кои не могли оправдать человеков от грехов их? Какая причина странного сего слышания? Открыл причину тому Богомудрый Павел в чтенном ныне послании своем, но так кратко, что кажется говорит более догматически, нежели доказательно. Мы толкованием настоящим потщимся, сколько возможно, истолковать смысл сего небесного его учения.

Гал.2:16. Братие, уведевше, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою: и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона: зане не оправдится от дел закона всяка плоть.

Чтобы уразуметь в точности предложенные слова Павловы, заметь, что оправданием называет он совершенную невинность не только во всяком произвольном, но и в самом прародительском грехе, от которого мы соделались грешниками, и святость, по которой человек бывает достойным небесного Царствия. Дела же закона называет заповедания о субботе, обрезании, проказе, излияниях, кроплениях, прикосновениях мертвечины, и сим подобные завещания. А таковые дела не могли оправдать человека, во-первых, потому, что оные были только предзнаменованиями имеющих от Иисуса Христа узакониться спасительных дел: во-вторых, потому, что никто не мог очистить человека от всякого греха, разве одна жертва крови Иисус Христовой. Сия токмо всесвятая кровь Спасителя, на кресте излиянная, очистила нас от всякого греха (1Ин.1:7), оправдала, освятила и содеяла достойными Царствия Божия. Но поелику дела закона не могли оправдать человека, то для чего Бог не только дал закон и учредил дела закона, но и проклятие положил на преступающих оные, сказав: «проклят всяк человек, иже не пребудет во всех словесех закона сего, еже творити я»? (Втор.27:26) Закон дал Бог яко пестуна, дабы он путеводствовал к вере во Христа, от коей оправдываемся. «Темже закон пестун нам бысть во Христа», говорит Павел, «да от веры оправдимся» (Гал.3:24). И поистине закон дивно путеводствует к вере во Христа. Ибо в нем между прочим произрекает Бог о Иисусе Христе весьма ясно, говоря: «Пророка возставлю им от среды братий их, якоже тебе: и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю ему. И человек той, иже не послушает словес Его, елика возглаголет Пророк оный, во имя Его, Аз отмщу от Него» (Втор.18:18–19). Почему и сам Спаситель говорил: «аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа» (Ин.5:46). И необиновенно еще учил, говоря: «Аз от Себе не глаголах: но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин.12:49). Повелевал же Бог с угрожениями соблюдать дела закона, потому что оные были образы законоположений Иисус Христовых, почему чрез оные предварительно научались люди тому, чему от Иисуса Христа имели быть научены, и тому, чтобы иметь достодолжное к Нему повиновение и благоговение. Но поелику, скажешь ты, дела закона не оправдывают человека, а токмо вера во Христа, то как праведные до закона и в самом законе бывшие оправдались? Они оправдались не делами закона, но верою во Христа, предвидев Его чрез просвещение от Всесвятого Духа и познав Его в знаменованиях, гаданиях, прообразованиях и Пророческих словах. Ожидали же они пришествия Его, дабы получить совершенное наслаждение оправдания и воздаяния(Евр.11:39–40). Сие убо уведев, Богодухновенный Апостол со дерзновением говорил так: поелику знаем, что не дела, законом постановленные, но вера во Христа делает человека праведным и святым, то и мы уверовали во Иисуса Христа, дабы не от законных дел, но от веры в Него оправдиться: ибо никто не оправдится от дел закона. Заметь же, что Апостол говорит здесь не о той вере, которая не имеет добрых дел: ибо таковая вера есть мертвая и недействительная (Иак.2:17), но о вере любовию действующей, как пиша к тем же Галатам, говорит: «о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема» (Гал.5:6). А потом приводит доказательство на бессилие законных дел, говоря:

Гал.2:17–18. Аще ли ищуще оправдитися о Христе, обретохомся и сами грешницы, Христос убо греху ли служитель? Да не будет. Аще бо яже разорих, сия паки созидаю, преступника себе представляю.

Доказательство происходит от несовместного заключения. Ежели мы, говорит он, кои ищем оправдания и святости не от дел закона, но от веры во Христа, по сему самому становимся грешными: то не следует ли из сего, что Христос есть служитель греха, то есть, производитель и виновник греха? «Да не будет». Прочь несовместность сия. Видишь ли, как сею ужаснейшею несовместностию, что не от законных дел, но от веры во Христа оправдится человек? Приумножает еще более силу доказательства, говоря: ежели я паки созидаю, что упразднил, то делаюсь преступником, то есть виновником и грешником. Что же им упразднено? Дела закона, кои упразднил не только он, хотя говорит о том от лица своего, но упразднили и прочие Апостолы, и Пресвитеры Духом Святым просвещенные, предел положивши, чтобы верующие во Христа ни обрезывались, ни прочих требований обрядового закона не исполняли. Почему и писал он к Антиохианам: «изволися бо Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нуждных сих, огребатися от идоложертвенных и крове, и удавленины и блуда: от нихже соблюдающе себе, добре сотворите» (Деян.15:28–29). Кто убо после сего Божественного и Апостольского определения, упразднившего законные постановления, хранил то, что завещевал закон, тот был преступник заповеди Всесвятого Духа. Заметь же, с коликим благоразумием и мудростию премудрый Павел обратил на главы Иудействующих вину преступления. Сии говорили, что нарушающие дела закона суть преступники: а он доказал, что преступниками делаются хранящие дела закона. Подкрепляет потом он доказательство свое и следующими словами:

Гал.2:19. Аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду.

Аз, говорит, законом, то есть, учением закона, закону умрох, то есть, поставил себя мертвым и бездеятельным в делах закона, закон, значит сие, научил меня, чтобы я оставил дела его. Но каким образом закон научил его сему учению? В законе сказано, что Бог восставит Пророка, и что должно нам послушать учение Его: «Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте» (Втор.18:15). Сего убо Пророка, который есть Иисус Христос, учение послушав, Павел оставил прообразовательные дела закона. «Законом», говорит, «закону умрох, да Богови жив буду», то есть, оставил я законной сени дела, дабы посвятить всю жизнь свою истинному Богослужению. А посему:

Гал.2:19–20. Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос: а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне.

Сраспинается Христу тот, который из любви к Нему изнуряет тело, порабощает и укрощает плоть «со страстьми и похотьми, вземлет крест свой» (1Кор.9:27; Гал.5:24;Мф.16:24), то есть, претерпевает всякую скорбь и тесноту, и грядет во след Иисуса Христа. А поелику всеблаженный Павел все сие сотворил, то и говорит: «Христови сораспяхся: живу же не ктому аз», то есть, уже более не живу я по ветхому человеку, тлеющему в похотех прелестных (Еф.4:22), не живу жизнию страстною и заблуждшею, гоня и хуля Иисуса Христа (1Тим.1:13): «но живет во мне Христос»: то есть, действует и владычествует во мне Христос. Ничего я не делаю, что не угодно Ему, но вся моя жизнь и деятельность от Него благоуправляется. «А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия»: и доколе живу в теле, доколе живу сею смертною жизнию, вижу всегда бессмертную жизнь, и к оной направляюсь верою Сына Божия, Который возлюбил меня, и предал Себя на смерть для спасения моего, «возлюбившаго мене, и предавшаго Себе по мне». Заметь же, как он сим словом усвояет общее себе, поучая, что всякий человек долг имеет толикое благодарение приносить Иисусу Христу, коликое бы приносил, если бы его только любил, и для его только спасения предал Себя на смерть.

Евангелие от Луки зачало 83 Глава 16:19–31

Сказал Господь притчу сию: некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Богач пиршествует, рядом с ним нищий Лазарь. Казалось бы, странная ситуация. Неужели богач никогда не знал, что рядом с ним есть этот обездоленный человек? Ведь он каждый день празднует, роскошно одевается, вкусно питается, и рядом – нуждающийся, о котором он знает. Ведь, когда богач умирает и оказывается в аду, он обращается к Лазарю, он знает, что этот Лазарь некогда был рядом с ним.

Ответ на вопрос очень простой. Каждый из нас знает что такое «избирательное зрение». Мы часто, даже бессознательно вытесняем из поля нашего зрения то, что нам неприятно, что нам не любо, что не приносит нам радости и удовольствия. Точно так же богач, конечно же, знал, что есть несчастный Лазарь, но это знание не увеличило в его жизни радости. И поэтому это формальное знание никогда не превращалось в настоящую любовь.

Мы часто сталкиваемся с различными неприятными обстоятельствами в нашей жизни, и в нашей душе, порой, даже возникает определенное чувство жалости, но дальше жалости мы часто не идем. И вот там, где есть жалость, но нет дела, мы должны понимать, что это не то, что не любовь, это даже не начало любви, это просто естественная реакция все еще живой человеческой души на чужую боль и проблему.
Жалость – это бездеятельная любовь. Это та любовь, к которой мы призваны, но, которую мы не хотим реализовать. У каждого из нас есть на самом деле свой Лазарь. Тот самый Лазарь, которого мы не хотим видеть, которого мы вытесняем и сознательно, и бессознательно, мы не хотим быть рядом с ним, мы не хотим видеть его рядом с нашим, казалось бы, праздником жизни, чтобы этот праздник не испортить. И в то же самое время, Бог смотрит на нас глазами не нашими, а глазами того самого Лазаря, к которому нас каждый раз подводит.

Хочется пожелать, чтобы, прежде чем радоваться, тем ежедневным радостям, которые посылает нам в изобилии Бог, мы остановились и очень внимательно посмотрели вокруг себя. А где тот самый Лазарь, который как «заноза» торчит, где то в нашем сердце? Торчит, но мы не можем его вынуть. Потому что, только благодаря этой «занозе», мы и остаемся способными попасть в Царство Небесное.

прот. Павел Великанов

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция