Братия, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Ефес был столица малой Азии: живущие же в оном, исключая некоих Иудеев, были идолопоклонники, преимущественно чтущие ложную богиню Артемиду, во имя коей и преславный жертвенник там построили. В сем граде первый проповедывал Евангельское слово Богоглаголивый Павел, дважды туда приходивший (Феодорит в Предисл. посл. к Ефес.): во первых, когда малое некое время провел там, хотя и просили его веровавшие пребыть у них «на много время» (Деян.18:20): во вторых, когда проведши там «лета два, распростирал слово Господа Иисуса по всей Асии, и творил многия и великия чудеса» (Деян.19:10–11). Тогда многие уверовали, и приходили к нему, исповедуя и сказуя дела свои (Деян.19:18). Многие при сем толикое множество волшебных книг сожгли, что считали ценою на пятьдесят тысяч драхм сребра(Деян.19:19). Писал же к ним послание Павел во узах будучи в Риме. А поелику Ефесяне добре преднаучены были вере во Христа, и следственно способны были к принятию твердейшей пищи духовной, посему он наполнил послание к ним глубочайшими мыслями и догматами веры, и правилами нравственности небесного учения. Чтенная же ныне часть оного содержит в себе два учения, которые представляют нам основание Евангельской веры, учение то есть о любви Божией к людям и учение о спасении благодатию Божиею. Почему кто обратит ум свой к уразумению толкования чтенных словес, тот просветит душу свою, и наставится на блаженный путь спасения.
Еф.2:4–6. Братие, Бог богат сый в милости, за премногую любовь Свою, еюже возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешенми, сооживи Христом: благодатию есте спасени: и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе.
Бог богат есть в милости, то есть, многую и безмерную имеет милость. А поелику милость и любовь совмещает взаимно одна другую, и где многая милость, там многая и любовь, посему многая есть и любовь, еюже Бог возлюби нас. Какое же есть доказательство многой к нам любви Божия; грех праотца и произвольные согрешения умертвили силы Боговедения и добродетели. Хотя же мертвы были люди прегрешениями их, но сооживотворил их Бог воскресением Иисус Христовым. Как сооживотворил? «И нас мертвых сущих в прегрешениих, и в необрезании плоти нашея, сооживил есть с ним, даровав нам вся прегрешения» (Кол.2:13). Вот как сооживотворил, даровав вся прегрешения, оставлением то есть грехов. Грех умертвил душу, Иисус Христос разрушил грех, почему мы оживотворились. «аще бо единаго прегрешением смерть царствова единем, множае паче избыток благодати, и дар правды приемлюще, в жизни воцарятся единем Иисус Христом» (Рим.5:17). Не сказал же, оживотвори, но сооживотвори, да покажет, что когда воскрес Христос из мертвых и оживе, тогда мы, приемши совершенное оставление прегрешений наших, оживотворились с воскресшим Христом. Для того сказал и сие, «с Ним воскреси», да утвердит, что по воскресении из мертвых Иисус Христову воскресли и мы с Ним. Он воскрес от гроба, а мы от глубины греховной: Он восприял жизнь, а мы спасение. Не токмо же сооживи и совоскреси, но «и спосади на небесных, во Христе Иисусе». Какой же смысл имеют сии слова? Все естество человеческое содержится как в первом Адаме от земли перстном, так и во втором Господе с небесе. А поелику «яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии» (1Кор.15:48): небесный же «седе одесную престола величествия на небесех» (Евр.8:1). Почему явственно отсюда, что и мы во Христе рассматриваемы совоссели на небесных, соделавшись наследниками Царствия Его. Сие убо есть доказательство многой Божией любви к нам, то есть, что оставил Он прегрешения наша, сооживил, совоскресил и спосадил нас на небесных во Христе Иисусе. Заметь же, как сими словами «благодатию есте спасени»: научил Божественный Апостол тому, что и спасение, и славу небесную получили мы не по делам нашим, но туне. О сем самом писал он к Титу: «не от дел», говорит он, «праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости спасе нас» (Тит.3:5). Явственнее же будет смысл настоящих Апостольских слов, если изразить их так: «хотя мы по прегрешениям нашим» были мертвы духовными силами, но Бог, безмерную имея милость, по великой Его любви к нам, оживотворил нас со Иисусом Христом (благодатию же Божиею, то есть, милостию и человеколюбием Его спасени есте, о Ефесеи), и совоскреси и спосади на небесных в Нем, во Иисусе Христе.
Еф.2:7. Да явит в вецех грядущих презельное богатство благодати Своея благостынею на нас о Христе Иисусе.
Веками грядущими называет будущий век, имеющий быть по общем воскресении и последнем определении Божии о едином коемуждо из человеков. Тогда откроется преизобильное богатство Божественной Его благодати. Ибо в сем временном веке одни верные и сии «зерцалом в гадании видя верою благая, яже уготова Бог любящым Его» (1Кор.13:12, 2:9), удостоверяются в том, что преизобильный дар дан людям Иисус Христом от Бога сподобившего нас оживотвориться со Христом, с Ним совоскреснуть, и совоссесть на небесных: в будущем же веке, когда «праведницы просветятся яко солнце» (Мф.13:43), и царствовать будут со Иисусом Христом, тогда не только верным, но и неверным видимо будет преизобильное богатство благодати Божией, тогда и верные и неверные, увидевши славу праведных, познают ясно величие дара, данного от Бога уверовавшим во Христа. И сие то есть, что говорит Богодухновенный Апостол: сооживи нас Бог, совоскреси, и спосади на небесных, да по естественной Своей благости, окажет в будущем веке нам, во Христа уверовавшим, безмерное богатство благодати Его. То же самое изъявил он и в начале сего послания, сказал: «прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом в него, по благоволению хотения Своего, в похвалу славы благодати Своея, еюже облагодати нас о возлюбленнем» (Еф.1:5–6).
Еф.2:8–9. Благодатию бо есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится.
Благодать и вера суть два орудия спасения. «Благодатию есте спасени чрез веру», то есть, верою и благодатию получаем мы вечное спасение. «И сие не от вас». А что не от вас, значит не от дел ваших, то показал Апостол, сказав, «не от дел»: речение же, «и сие», относится и ко «спасени», таким образом: и сие, то есть, и сие спасение ваше дар есть Божий и не мзда дел: относится также и к тому, «благодатию чрез веру». Ибо ни благодать не дается за дела, ни вера не происходит от дел. Благодать не дается за дела, потому что, ежели бы давалась она за дела, то не была бы благодать, но мзда. «Аще ли от дел, ктому несть благодать» (Рим.11:6). Вера не происходит от дел, потому что никто не может уверовать, ежели не просветит и не наставит его Бог. «Никтоже», рек Господь, «может «приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин.6:44). Ни вера, ни благодать, ни спасение не даются за дела, потому что ежели бы мы получали оные за дела наши, то бы имели причину тем хвалиться: и отнюдь не мысля, что хотя велики и дивны дела наши, но не суть достойны Царствия Божия, хвалились бы яко приявшие Божии благодеяния в награду за добрые дела наши (Рим.5:18), а не яко то дар есть, происходящий от Божией милости и Божиего человеколюбия. А что таковое мудрствование есть неправедно и безрассудно, тому учат последующие Апостольские слова:
Еф.2:10. Того бо есмы творение, создани в Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим.
Но и хотя бы яко воздаяние за дела наши давалось нам спасение, то и тогда бы не было места хвалению нашему. Почему же? «Того бо», говорит, «есмы творение». Сильно сие слово. Ежели бы сосуд имел голос, и хвалился бы красотою своею, таковое хваление было ли бы справедливо? Никак. Хвалиться приличествует не сосуду, но художнику, который с художественным искусством сделал оный. Поелику убо мы есмы творение Божие, то безрассудно хвалиться нам добрыми своими делами. Хваление, слава и честь подобает не нам, но Богу Творцу нашему, Который создал нас довольными и способными к соделованию добродетели. «Создани в Христе Иисусе на дела благая». Вот и другая причина, которая усиливает первую. Сие, «создани в Христе Иисусе», означает воссоздание наше вочеловечением Единородного Сына Божия. Поелику убо не токмо в начале создал нас Бог способными к добродетели, но и изнемогших грехом воссоздал благодатию святого Крещения, и укрепил даром Всесвятого Духа к деланию благих дел, то Ему, а не нам подобает за добродетель хвала. «Яже прежде уготова Бог, да в них ходим». Вот и третья причина. Поелику Бог и пророческою проповедью и Евангельским учением научил и показал, какие суть добрые дела, и многими святыми примерами предуготовил путь добродетели, посему Ему, а не нам подобает за добрые дела слава, честь и песнословие.
архиепископ Никифор (Феотокис)
В те дни пришел к Иисусу человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник, народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее евангельское чтение нам повествует о двух чудесах Господних: об исцелении женщины, которой никакие человеческие силы, никакое человеческое знание, никакая добрая воля людей не могли помочь. И о том, как в ответ на мольбу родителей, в ответ на их скорбь и тоску Спаситель Христос вызвал обратно к жизни земной молодую девушку.
Много рассказов в Евангелии о чудесах Господних: и каждый из них, являясь одновременно и исторической реальностью, говорит нам нечто и о нас самих. Изо дня в день с каждым из нас происходит чудо Божие: силой Божией мы остаемся живыми: силой Божией мы восстаем от болезни: силой Божией от отчаяния мы возвращаемся к надежде, от греха возвращаемся к чистой, просветленной жизни. Это такие же чудеса, как исцеление тела. И мы привыкли к ним, и мы считаем это обычным, потому что так постоянно нас взыскует Господь Своей милостью, Свои любовью и Своей творческой, восстанавливающей силой. Но вот, случись с другим человеком нечто подобное тому, что с нами бывает постоянно, покажись нам, что человек до конца стал зол, потемнел беспросветно, умер душой, что нам никакими силами – ни убеждением, ни пристращенном, ни мольбой, ни любовью его не вернуть к жизни – и уже подобно людям, которые окружали одр умершей девочки двенадцати лет, мы говорим Господу: Ты ничего не можешь сделать, – зачем Ты пришел? Что Ты можешь сделать: этот человек уже умер, ему возврата к жизни нет... Мы забываем про дочь Иаирову, мы забываем про ребенка, которого в Наине воскресил Господь, забываем про Лазаря. Но главным делом, забываем о том, как Господь нас от смерти восставляет к жизни все время: от греха, от злобы, от отчаяния, от потемнения души, от того, что ничего в нас, как будто, живого не осталось, ходим, будто труп... И если всмотреться в этот рассказ, мы видим, как Христос идет в этот дом горя, в этот дом, где есть подлинное, истинное горе матери, отца, настоящих, подлинных друзей – и общее сострадание, сочувствие других: и мы слышим, как Ему говорят: Зачем Ты пришел? Она умерла!.. И Христос берет с Собой только трех учеников, которые по рассказам и житиям представляют собой образ веры в лице Петра, любви – в лице Иоанна и праведности – в лице Иакова. С Собой берет Он и мать и отца, которые представляют собой чистое горе. II в этом контексте веры, надежды, и чистоты, и подлинной мольбы о истинной, реальной нужде Христос восстанавливает умершую к жизни.
Это могло бы случаться постоянно вокруг нас: я не говорю о телесном воскрешении, но говорю о воскрешении душ человеческих. Но мы так часто стоим между чудом и человеком, и говорим: Стоит ли обратиться к Богу, – что Он может сделать?.. Несколько лет тому назад, когда я говорил о возможности определенному человеку ожить, стать новым, творческим, мне было отвечено: Никакая сила из него человека не сделает!.. II тогда я обратился к говорящему и спросил: А скажи – неужели ничего Господь в твоей жизни не совершил? Неужели Он тебя не изменил до самых глубин, когда ты к Нему обратился?. И когда этот человек мне ответил: Да, с тех пор, как я стал православным, все стало ново, – я сказал: II ты после этого смеешь говорить, что Господь бессилен другого восставить?..
Вдумаемся в эти случаи: и в евангельский рассказ, и в тот случай, который я вам поведал: вдумаемся, потому что вокруг нас бесчисленное множество людей, которым нужно ожить душой, нужно обновиться, стать новыми людьми – но мы их ко Христу не приводим: мы не говорим им, что все возможно, мы не зажигаем в них такую надежду, такую веру, такое вдохновение, которые могут сжечь все, так, чтобы осталось только пламенение и свет.
Вдумаемся в это, и когда встретим человека, который нам кажется мертвым, – приведем его к Тому, Который есть и Жизнь, и полнота жизни, и Любовь. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский