Сын мой Тимофей, верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Всеблаженнейший и всеславный Тимофей, Апостол Господа Иисуса, родом был из Листры Ликаонийской, отца имел Еллина, а мать Иудеянку. Он сопричислен был к лику учеников Иисуса Христа прежде, нежели Павел пришел в Листру, как повествует Богоглаголивый Лука (Деян.16:1—2). Научен же он был вере во Христа от матери своей, как явствует то из слов Павловых, который писал к нему так: «воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерней вере, яже вселися прежде в бабу твою Лоиду, и в матерь твою Евникию» (2Тим.1:5). Сего нашед Павел в Листре, взял его к себе в помощника и сотрудника в проповедании Евангелия. О добродетелях же сего мужа свидетельствуют хвалы, восписуемые ему самим Павлом, который писал о нем к Филипписиям: «искусство же его знаете, зане якоже отцу чадо со мною поработал в благовестии» (Флп.2:22). К Солунянам еще: «послахом Тимофеа, брата нашего и служителя Божия и споспешника нашего во благовестии Христове» (1Сол.3:2). И к Коринфянам: «Послах к вам Тимофея, иже ми есть чадо возлюблено и верно.
Блюдите, да никто же его уничижит: дело бо Господне делает, якоже и аз» (1Кор.4:17, 16:10—11). А поелику рукоположен он во Епископа Церкви Ефесской, посему Павел писал к нему два послания о Пастырском правлении. В первом послании, посланном к нему из Лаодикии, поучает его, чтобы завещевал удаляться странных учений, и правильное иметь употребление закона: излагает церковные правила о молитве и молчании жен в церквах, о Епископах, Пресвитерах и Диаконах, о посвятивших себя церквам вдовствующих женах, о целомудрии и браке. Завещевай, говорит ему, богатым да не превозносятся, ниже уповают на богатство их. «О Тимофее», говорит, «предание сохрани», преданием назвав благодать Всесвятого Духа, данную ему «Пророчеством с возложением рук Священничества» (1Тим.6:20, 4:14). Ныне чтенное отделение из сего первого послания повествует о Божии долготерпении, коего силу открывает Богодухновенный писатель, приводя к тому в пример самого себя. А поелику все мы нужду имеем в Божием долготерпении, то со вниманием послушайте толкование чтенного ныне Апостольского слова, да уразумевши дивные оного дела, насладитесь спасением от того происходящим.
1Тим.1:15. Чадо Тимофее, верно слово, и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз.
Какое то есть слово верное и всякого приятия достойное? «Яко Христос прииде в мир грешники спасти». Сие есть слово Иисуса Христа истинного Бога. Он первый проповедал сие слово. «Не приидох», сказал, «призвати праведных, но грешныя в покаяние» (Лк.5:32). Потом повторил оное Павел. И верно, то есть истинно и твердо сие слово, поелику есть слово Самого Бога. Достойно также всякого приятия, потому что прогоняет отчаяние от грехов происходящее, и производит обращение и покаяние, которое доставляет вечное спасение. Посмотри же, как он утверждая истину сего Божественного слова собственным своим примером, великое дерзновение влагает в сердце всех отчаивающихся, по причине множества и тяжести грехов своих, и не приходящих ко Иисусу Христу, который для того пришел в мир, чтобы грешных спасти. Я, говорит, есмь первый из грешных, то есть, всех грешников грешнейший, потому что хулил имя Иисуса Христа, гнал верующих в Него, и поносил веру в Него.
1Тим.1:16. Но сего ради помилован бых, да во мне первом покажет Иисус Христосвсе долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную.
Для сего, говорит, Иисус Христос помиловал меня паче других согрешившего, чтобы показать на мне все Божественное Свое долготерпение, и поставить меня образцом и примером для всех грешных, кои имеют уверовать в Него, и по вере имеют наследовать жизнь вечную. Двумя же образами Иисус Христос показал на нем все свое долготерпение, долготерпение то есть великое и превысочайшее: во-первых, тем, что презрев согрешения его, призвал его с небеси к покаянию и к вере в Него, сказав: «Савле, Савле, что Мя гониши? Аз есмь Иисус, Егоже ты гониши: жестоко ти есть противу рожну прати» (Деян.9:4—5). Во-вторых, что удостоил его Апостольской благодати, и возвел его до третиего небеси, где «слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати» (2Кор.12:4): и открыв ему таинства веры, препоручил ему проповедывать Евангелие. Благословно убо сказал, что помиловал его Христос, дабы наставить его примером для всех верующих в Него, примером научающим и показывающим, что верующие во Христа удостаиваются не только оставления грехов, но и великих и превышеестественных Божиих дарований. А поелику воспомянул преблаженный Апостол, колико помиловал его Бог, то обратил слово свое к славословию помиловавшего его, говоря:
1Тим.1:17. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь.
Век означает неопределительно время, а определительно сто лет: означает кроме того и время некончаемое и беспредельное. Царем же веков называется Бог потому, что Он имеет под властию Своею времена и лета; сему учил Господь Апостолов. «Несть ваше», сказал Он им, «разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти» (Деян.1:7). Он и сокращает времена по речению сему, «умалил еси дни времене его» (Пс.88:46). Еще же и по сему, «аще не бы Господь прекратил дний оных, не бы убо спаслася всяка плоть» (Мк.13:20): и продолжает оные по сему, «долготою дней исполню его» (Пс.90:16): и пременяет также оные по Божественному Своему хотению, как пременил часы дни того, когда Иисус Навин воевал против Гаваонитов (Нав.10:13), и когда Единородный Сын Божий висел на древе крестном (Лк.23:45). Нетленен же Богне только потому, что есть вечен и бесконечен, но и потому, что никогда не имеет премены или инаковости. А невидим, потому что есть Дух Умный, невещественный. Почему и сказано: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин.1:18). А поелику ни един от человеков не есть Царь веков, ни нетленен, ни невидим, премудрые же люди суть многие: то нарицая Бога Премудрым приложил, «Единому Премудрому Богу», дабы тем показать, что един токмо Бог есть по естеству, Премудр и Премудрости Источник, а люди по благодати при посредстве трудов и усилий получить дар премудрости от Самого Бога удостаиваются. И так Богодухновенный Апостол славословя Бога богословствует, а богословствуя открывает Божественные Его свойства, как то Всемогущество и Всевластие сим, «Царю веков»; вечность и неизменяемость сим, «Нетленному»; бестелесность и невещественность сим, «Невидимому»; всепремудрость и всесовершенство сим, «Единому премудрому Богу». Емуже Богу, говорит, подобает честь и слава не на время, но в бесконечные веки веков. Аминь же есть слово подтвердительное, и значит, что точно и без сомнения так праведно должно.
Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Евангельское чтение, которое сегодня мы слышали в храме, идет несколько вразрез с тем радостным и праздничным настроением, которое есть у всех православных христиан в эти святые дни. Действительно, только что мы праздновали рождение нашего Спасителя, Богомладенца, и тут — какая-то жуткая, по сути, демоническая атака на огромное количество, казалось бы, ни в чем не виновных младенцев. Ирод уничтожает тысячи детей в надежде на то, что среди них окажется новорожденный Мессия.
Не удивительно, что возникает вопрос: а почему Бог допускает такое явное беззаконие? Если ситуацию с избиением вифлеемских младенцев, с вынужденным бегством святого Семейства в Египет, перенести на нашу жизнь, то можно заметить немало параллелей. Когда человек приходит к Богу, искренне обращается к нему, начинает благочестиво жить, соблюдать заповеди, противостоять греху, вдруг на него начинают обрушиваться какие-то сплошные напасти. Тщательно помолился, подготовился к святому Причащению, пришел домой, а тут тебе домашние такой скандал закатили, которого давно не было; съездил молодой бизнесмен на Святую гору, бизнес развалился – и подобных ситуаций, я уверен, любой священник может рассказать великое множество.
И те, с кем происходят такие неприятности, лихорадочно начинают задаваться вопросами: а что я не так делаю, где я недомолился, недопостился, может быть, во мне раскрывается неисповеданный страшный грех, из-за чего вдруг такое наваждение, такая напасть на меня обрушилась? А ответ на самом деле прост. Этот ответ мы видим в сегодняшнем евангельском чтении. Есть такая поговорка: «Мертвую собаку не бьют». Никогда не притесняют того, кого не боятся, в ком нет уже силы сопротивления.
Каждый из нас хотел бы думать, что наше движение ко Христу начинается с чистого листа, что мы на чистой, незамаранной бумаге начинаем писать новые страницы нашей жизни. Но, увы, далеко не так.
Мы начинаем путь не с нулевой отметки, а с очень глубокого значения минуса. Мы начинаем подниматься ко Христу не из полутени, а из мрака греха. Те, кто хозяйничают в том глубоком, темном, мрачном подвале греха, в котором некогда каждый из нас находился, пока мы им не сопротивляемся, нас особо не трогают, мы им не интересны. Зачем с нами связываться, когда мы целиком их. Но, как только мы начинаем движение вверх, движение к Божественному свету, к противостоянию греху, они тотчас же на нас обращают внимание, и как бы говорят: «Стоп, стоп, подожди, куда ты собрался? Ты что, хочешь нам противостоять? Ты разве не знаешь, какая сила в наших руках, и как много мы можем тебе навредить? Смотри, держи». Когда это происходит, главная цель подобных напастей предельно простая – устрашить, испугать, смутить, поколебать едва зарождающуюся веру в душе человека.
Но тут же рядом стоит Христос, который все эти лукавые измышления дьявола превращает в ничто. Точно также был посрамлен и царь Ирод, который пребывал в полной уверенности, что уж кто-кто, а никакой младенец в его царстве не смог уцелеть после такого жестокого убиения всех детей. Мы знаем по евангельскому повествованию, что Иосиф вместе с Пречистой девой Марией и новорожденным Богомладенцем уходят из Вифлеема, уходят вообще из Иудеи, переходят в ту страну, в Египет, где Младенцу ничего не грозит.
Точно также мы должны быть спокойны и уверены – если Бог с нами, нам бояться нечего. Если мы пытаемся противоборствовать греху, грех начнет сопротивляться, но если мы будем стойки и верны своему данному Богу слову, то мы увидим, как дьявол бежит от нас. «Противостаньте дьяволу, и он убежит от вас» (Иак.: 4-7).
прот. Павел Великанов