Расписание богослужений

21032017Толкование на воскресное чтение Апостола и Евангелия. 4.10.2020

Второе послание Коринфянам, VI, 16 — VII, 1.

16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Глава 7. 1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

В Священном Писании Ветхого Завета есть такой эпизод. После исхода из Египта пророк Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Господь повелел пророку подняться на вершину, чтобы заключить в его лице завет с израильским народом. Моисей отсутствовал целых сорок дней. Люди, думали, что их вождь погиб. Они испугались. «Кто теперь поведет нас через пустыню, — говорили они, — кто будет общаться с Богом?» В Египте они привыкли решать свои проблемы, обращаясь к идолам. Вот и теперь, чтобы выйти из трудной ситуации, они отлили себе золотого тельца. Так им было привычней и спокойней. «Теперь наш Бог с нами», — говорили они. В итоге этот и подобные поступки привели к ужасным последствиям. Практически никто из тех, кто вышел из Египта, до Палестины не дошел. Все погибли во время сорокалетнего странствования по пустыне. Именно на этот темный период жизни богоизбранного народа и намекает апостол Павел в начале только что прозвучавшего отрывка.

Для христиан той эпохи это было как нельзя актуально. Их жизнь проходила в окружении язычников, весь быт которых был пропитан ритуалом. Хочешь нормально общаться с коллегами по работе, с соседями, хранить мир в семье, считаться добропорядочным гражданином — хотя бы формально принимай участие в ритуале. В противном случае неизбежно возникнет напряжение. На тебя будут смотреть с подозрением, с неприязнью, считать неблагонадежным. Это создаст ненужные проблемы, лишит тебя комфорта и уюта привычного размеренного хода жизни. Поэтому многие и шли на компромиссы. Апостол Павел очень категоричен. Он настаивает, чтобы ни в каких случаях христиане не принимали участие в подобном, даже не смотря на те трудности, к которым это может привести и тот внутренний и внешний дискомфорт, который они неизбежно испытают.

Скажут, сейчас другое время. Мы живем в другом мире. Европейская культура христианская в своих основаниях. Это так. У нас нет обычая задабривать духов неба, земли и своей квартиры разного рода камланиями и жертвами. Однако на самом деле это просто потому, что наше идолопоклонство приняло другой характер. Наши божки часто сделаны не из камня и дерева, он живут прямо внутри нас. Это те греховные пристрастия, которые мы взращиваем, подпитываем и культивируем. И такая форма идолослужения ничем не лучше своего древнего варианта. А может быть и хуже. Ведь древние язычники были в каком-то смысле честны. Они прямо говорили: не верим во Христа, верим в Зевса. А мы заявляем, что верим во Христа, а на самом деле на бытовом уровне приносим жертвы своему животу, тщеславию и другим богам. Просто потому, что так нам комфортнее. Как тем древним евреям в пустыне, которые вроде бы и в Бога верили и золотого тельца себе отлили. А потому прислушаемся к словам апостола, постараемся выгнать из своей жизни всю нечистоту, чтобы подобно Израилю не блуждать по пустыне, но быстрее вернуться домой, где наш небесный Отец с радостью примет нас как своих долгожданных и любимых дочерей и сыновей.

священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 21-28

21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Есть в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета некоторые отрывки, в которых Бог явным образом ждет от человека инициативы. Сегодняшнее чтение говорит именно об этом.

Интересно, что рассказ о хананеянке мы встречаем после того, как Христос поспорил с иерусалимскими фарисеями о том, как соотносятся закон Божий и предания старцев. Они обличили учеников христовых в несоблюдении общепринятых норм, в то время как Господь указал им на то, что они, соблюдая предания старцев, перестали соблюдать закон Божий. Например нашили для себя законный, как им казалось, способ пренебрегать родителями.

После этого спора, смущенные ученики спросили Его о том, как понимать такое отношение к преданиям. Христос в нескольких словах объясняет им разницу, а потом идет с ними в сторону городов Тира и Сидона, которые населялись не только иудеями, но и язычниками.

На пути их встречает женщина, которая формально является язычницей, почему и называется хананеянокой. На деле же ее мировоззрение оказывается сложнее, потому что, живя бок о бок с иудеями, она знала о том, что они верят в единого Бога и даже знала о том, что они ждут мессию. Именно поэтому, увидев Иисуса Христа, она обращается к нему со своей бедой, ведь дочь ее сильно беснуется.

Что же происходит дальше? Чего мы в первую очередь ждем от Христа? Ждем помощи, конечно! Тем более, что он и сам сказал: «просящему у тебя дай». Но в этой ситуации больше людей нуждающихся в помощи, чем нам может показаться. Первыми, кому незадолго до этой истории понадобилась помощь, были апостолы. Конечно, они не были больны, но ведь и помощь нужна не только тем, кто физически болен. Иногда незнание правильного пути может привести к очень плохим последствиям, как духовным, так и физическим.

Что же не так было с апостолами? Совсем недавно они вслед за Христом нарушили один фарисейский обычай, и как люди простые и не очень дерзновенные, на самом деле по этому поводу переживали. Христос в разговоре с ними называет фарисеев слепыми вождями слепых людей, но одно дело сказать, что они неправы и другое сделать так, чтобы апостолы на своем опыте убедились, что некоторые обычаи и предания не просто ошибочны, но духовно вредны. И если рассматривать фарисейские обычаи с этой точки зрения, можно будет понять, что самым плохим обычаем, который буквально противоречил замыслу Божьему об иудеях, был обычай не общаться с язычниками. Этого не было в законе, но это было принято благочестивыми людьми. Принято несмотря на то, что противоречило мессианской задаче, которая стояла перед ними, о которой им напоминали пророки. Уйти от подобных стереотипов было нелегко, потому что не общаться с теми, кто верит в ложных богов, кто участвует в их нечистых ритуалах, казалось чем-то вполне благочестивым и понятным.

И вот Христос приводит учеников в то место, где живут язычники. Он идет и слышит, как женщина говорит ему о бесноватой дочери... Но Он не отвечает, оставив решение этого вопроса на совести учеников. И как мы видим, они поступают правильно.

Итак, в сегодняшнем чтении мы слышим о двух исцелениях. Первое — это исцеление совести апостолов, которые пошли против того, что казалось благочестивым обычаем, но на деле было нарушением воли Божией. Ради любви они переступают религиозные и этнические границы и просят учителя снизойти к просьбам матери. Спаситель, несомненно, это делает, но теперь его ученики понимают, любую традицию, насколько бы благочестивой она не выглядела необходимо оценивать с точки зрения ее соответствия воле Божией и любви к ближнему.

священник Стефан Домусчи

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция