Толкование на воскресное чтение Апостола и Евангелия.
2 послание Коринфянам. глава IX, стихи 6-11.
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к коринфской общине с проповедью о щедрости. Историческая основой этой проповеди были нужды иерусалимской общины. Из книги Деяний известно, что первоначально братья и сестры распродавали имущество и вели общее хозяйство. Однако в рамках падшего мира этот проект, как бы мы сегодня это назвали, оказался не очень успешным. Со временем иерусалимская община стала нуждаться в поддержке, которую и осуществляли верующие из других поместных Церквей.
Первые слова, с которых начинается чтение, могут привести нас к мысли о том, что в мире действует закон равного воздаяния: кто будет скупым, у того и жатва будет скупой, и напротив щедрому воздастся щедро. И все бы ничего, но часто за подобными мыслями человеку приходит идея устроить с Богом практически рыночные отношения. Он стремится быть щедрым, но лишь потому, что ждет еще большей щедрости от Бога. Целью оказывается не благо другого, не проявление любви и помощь, а собственная выгода, стремление к которой скрывается за красивой вывеской. Подобный путь представляется апостолу неприемлемым. Он подчеркивает, что каждый должен действовать от сердца, не огорчаясь и не чувствуя никакого принуждения...
Но дело в том, что апостольская мысль как всегда глубже, чем может показаться. Он говорит не только о финансовой щедрости, но и о щедрости духовной. И если смысл денежной помощи для большинства из нас понятен, то смысл душевного участия в жизни другого совсем не очевиден. Человеку можно помочь деньгами, но остаться при этом для него закрытым, не потратить на него душевных сил, не впустить его в свое сердце...
Кто-нибудь может сказать, что если ко всему относиться сердечно, никаких человеческих сил не хватит. И это будет правдой. Но, во-первых, никто и не призывает начинать с того, чтобы сразу открывать свое сердце всему и всем. Это путь святых, которые являются для нас примером, в то время как мы должны постараться быть открытыми хотя бы к некоторым, сначала к ближним, а потом и к дальним. Во-вторых, человек, который вступает на путь открытости, сострадания и душевной щедрости, никогда не бывает одинок. Его сил, конечно, не хватает, но ему на помощь приходит Бог. Апостол не может сделать коринфян щедрыми, это их собственный труд и они должны приложить усилия. Единственное, что он может это, уверять их в том, что Божья помощь придет и приложится к их сердечному желанию. Может показаться, что в человеческой власти очень мало, но на самом деле этого более чем достаточно. Мы не можем стать сразу праведными, не можем стать щедрыми и принять чужого нам человека как своего... Бог понимает наши возможности и ждет от нас в первую очередь правильного стремления... И только тот, кто не боится и вступает на этот путь вдруг узнает, что Божья щедрость безгранична, что Он не торговец на рынке, который смотрит на нас через стрелку весов... Он силен обогатить нас всякой благодатью и умножить плоды нашей праведности многократно, но только мы сами даем Ему эту возможность, открывая свои сердца другим людям.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 1-11
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Некоторые современные исследователи Нового Завета полагают, что этот евангельский эпизод в Евангелии от Луки находится не на своем месте, что чудесный улов рыбы был в евангельской истории лишь однажды — уже после Воскресения Христова. Отсюда, по мнению этих исследователей, вытекает реакция апостола Петра на пребывание рядом со Христом: он видит Его силу, видит Его власть и пронзительно ясно осознает, что ему, грешному человеку, не место рядом с Воплощенным Богом. Петру становится страшно от собственного несоответствия высоте и чистоте Бога.
Но, конечно, у древних авторитетных толкователей не было сомнений, что Евангелие рассказывает не два раза об одном и том же чудесном улове, а что речь идет о двух рыбалках, которые были в разное время и при разных обстоятельствах. Впрочем, символическое значение невероятно большого улова оба раза одно и то же: под этим образом толкователи понимают вхождение в Церковь Христову неисчислимо большого количества людей. Причем приходят люди в Церковь не под воздействием какого-либо человека, а по воле Божией. Апостолы, их преемники — епископы, священники, проповедники, миссионеры — лишь исполняют волю Христа, они действует не по своему усмотрению, они делают то, что повелевает им делать Христос. Если бы апостол Петр, будучи профессиональным рыбаком, не послушал призыв Христа отплыть подальше от берега и закинуть сети, если бы он действовал исходя лишь из своего опытного знания особенностей ловли рыбы в Геннисаретском озере, то не было бы никакого улова. Улов, который воспринимается нами как чудесный, стал возможен благодаря тому, что грешный человек Петр, несмотря на весь свой обоснованный скепсис, четко исполнил инструкции, которые ему дал Спаситель. С другой стороны, улов не был бы возможен, если бы не было Петра с его лодкой и его сетями.
В этой евангельской истории мы видим прекрасную иллюстрацию того, что на практике означает соработничество Бога и человека. Благодаря этому соработничеству стала возможна Церковь: Бог Сам по Одному Ему ведомым причинам избирает людей для осуществления евангельской миссии, но эта миссия бывает успешной лишь в том случае, если избранные поступают не по своей логике, если они пользуются не собственными представлениями об устройстве мира, а целиком и полностью полагаются на живое и действенное слово Христа, но при этом активно трудятся сами.
епископ Переславский и Угличский Феоктист.