Толкование на воскресные Апостол и Евангелие.
Послание апостола Павла к Галатам, глава II, стихи 16-20.
Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Как-то раз в одной из социальных сетей мне встретилась очень странная на первый взгляд реплика. Это был своего рода издёвка над известной цитатой Ф.М.Достоевского — «если Бога нет, то всё позволено!» Парафраз был парадоксален и звучал так: «нет, Федор Михайлович, всё с точностью до наоборот: если Бог есть — вот тогда действительно — всё позволено! Ведь для Бога нет греха непрощаемого, не так ли?...»
Об этом горьком сарказме и говорит сегодня апостол Павел. Действительно, опыт жизни в вере убеждает нас в том, что перед океаном Божественной милости любой, даже самый жуткий, самый невероятный грех — словно песчинка, которую и не заметить. Статистическая погрешность, которой можно и пренебречь. И так и подмывает сказать: значит, через эту «погрешность» можно и... переступить, если уж сильно надо? Ведь Бог всё равно простит — главное, успеть покаяться?
Чтобы разобраться в этой коллизии, ещё раз заглянем в слова апостола: «если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником». Если я, будучи признанным и именитым художником, написал прекрасную картину, которой восхищаются люди и готовы её купить за большие деньги — но вместо этого я получаю удовольствие от разрывания картины в клочья — я не художник, а больной на голову самодур. Точно также и христианин, который вместо бережного созидания хрупкого храма души с лёгкостью орудует в нём кувалдой греха — самодур, который напрочь забыл об очень важном: восстанавливая то, что мы сами же разрушали вчера, мы сами себя обрекаем на вечное ёрзанье между греховностью и праведностью — с огромным риском так и не выбраться из ставшей привычной колеи!
Протоиерей Павел Великанов
Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 5-15
Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Святитель Григорий Двоеслов, комментируя этот евангельский отрывок, написал такие слова: «Чтение святого Евангелия, которое вы, возлюбленнейшая братия, теперь только слышали, не имеет надобности в объяснении, но (имеет надобность) в увещании. Ибо того чтения, которое изъяснила Сама Истина, человеческая слабость изъяснять не берется». Действительно, Христос Сам объяснил Свою притчу, к этому объяснению невозможно что-либо добавить так, чтобы не исказить смысл сказанного Воплощенным Богом.
Если следовать мысли святителя Григория, то здесь необходимо лишь увещевание, иными словами, нам стоит поразмышлять о том, как мы можем должным образом воспринять евангельский текст. Применительно к этому отрывку такие размышления будут весьма уместными, ведь помимо собственно притчи о сеятеле мы услышали повторение одной и той же Христовой фразы: «кто имеет уши слышать, да слышит!». Любопытно, что всего в Евангелии от Луки она встречается три раза и два из них — в сегодняшнем отрывке. Более того, в этом же отрывке она повторяется еще раз, но в иной форме: «они видя не видят и слыша не разумеют». И сам евангельский текст, и святитель Григорий Двоеслов побуждают нас задуматься о должном понимании слов Христа Спасителя. О том, чтобы не быть теми, кто имея глаза не видит и имея уши не слышит.
Слышит слово Божие тот, кто в дальнейшем исполняет его на деле. Так рассуждали абсолютно все авторитетные толкователи. Христос совершенно неслучайно повторяет фразу «кто имеет уши слышать, да слышит!», когда произносит притчу о сеятеле. Он — Сеятель, но что происходит с Его посевом, с Его словом? Вот мы сегодня услышали эту притчу. Узнали, что есть те, «которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода». Но что дальше? Кто из нас готов без отвлечения на все это исполнять слова Евангелия? Такие люди есть, но их ничтожно мало. Чаще же всего притча останется просто притчей, она не перерастет в конкретные шаги по истреблению всего того, что мешает действовать слову Божию в наших сердцах. А это, к сожалению, означает, что мы «видя не видим и слыша не разумеем».
епископ Переславский и Угличский Феоктист.