Расписание богослужений

2bacfab4da762d3005f9aa5c20d6adb5Толкование на воскресные Апостол и Евангелие

Послание апостола Павла к Ефесянам, глава II, 14-22.

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Задолго до нас было замечено, что быть своим среди своих очень комфортно. А быть среди чужих, напротив, весьма непросто. Замечено это было еще во времена Ветхого Завета. К примеру, в книге Левит есть такие слова: «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев 19:33–34). То есть указания Бога, которые дошли до нас через книгу Левит, пытаются сделать жизнь среди чужих насколько это возможно более комфортной. Но, конечно, полностью устранить пропасть между своими и чужими невозможно. Всегда будет разделение на «мы» и «они». Впрочем, невозможно это лишь для человеческого сообщества. А вот о свершившемся устранении пропасти между Богом и человеком говорит апостол Павел в сегодняшнем отрывке из Послания к Ефесянам.

Апостол Павел не только утверждает этот догматический факт, он объясняет каким образом была устранена пропасть, разделяющая Бога и человека: «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста». Пропасть была устранена Христом посредством Его Воплощения и Смерти на Кресте. Христос — и Бог, и Человек. Согласно определению Четвертого Вселенского Собора, Бог и Человек соединены во Христе «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», «так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяются в одно Лицо и одну Ипостась».

Соединение Бога и Человека во Христе дало возможность апостолу Павлу написать христианам Ефеса, что «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Конечно, это утверждение имеет универсальный характер, нет того человека, который был бы чужим и пришельцем по отношению к Богу. Ведь все мы обладаем одной и той же человеческой природой, именно эту природу воспринял Бог-Слово, Второе Лицо Святой Троицы Господь наш Иисус Христос. Неважно, что думает о догмате Четвертого Вселенского Собора и словах апостола Павла каждый конкретный человек, важно, что такова наша вера и наше христианское исповедание. Из этой веры и такого исповедания вытекает одно существенное практическое следствие: внутри Христовой Церкви нет того, о ком можно было бы сказать словами книги Левит как о «пришельце» и «туземце». Церковь Христова — родной дом для каждого человека. Нам же, то есть, тем, кто успел освоиться в этом общечеловеческом Доме, важно помнить о словах апостола и о словах отцов Халкидонского собора. Не мы хозяева этого Дома, он нам не принадлежит, но на нас лежит великая ответственность, мы не имеем права стать той причиной, по которой кто-то может ощутить себя чужим там, где, по воле Божией, любой человек должен быть своим.

епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 41-56

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. 

Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

В сегодняшнем чтении мы услышали две истории. Первая связана с именем Иаира, начальника синагоги, человека, который был довольно авторитетным и известным в своем роде. У него смертельно заболела дочь и, несмотря на недоверие, которое царило в фарисейской среде, он пришел ко Христу и обратился к Нему за помощью. Нам кажется, ну подумаешь, начальник синагоги, но это говорит о нем достаточно много. Он человек грамотный, знающий богословие и Писание. Это не тот, кто будет поступать суеверно или доверять первому встречному. Он знает с чем пришел и к Кому пришел. Пришел с кокленопреклоненной просьбой об исцелении дочери.

Другая история связана с безымянной женщиной, которая целых двенадцать лет была больна. О ней практически ничего не известно, кроме того, что она растратила все свое имение на врачей. Кстати, если человеку в течение двенадцати лет было что тратить, этот человек явно из обеспеченной семьи.

Однако, бывают ситуации, когда, ни авторитет, ни деньги, не могут решить ничего. Когда все, на что ты опираешься, оказывается тщетным.

Несмотря на всю разницу этих историй, в них есть общие черты: ко Христу приходят по-своему состоятельные люди, которые несмотря на всю состоятельность оказываются в совершенном отчаянии, потому что больше никакой надежды у них не осталось.

О чем же говорит их обращение? Оно говорит о том что перед Христом по-настоящему верующие люди, потому что верующим можно называться сколько угодно, но человек становится им только тогда, когда у него появляется опыт молитвы из глубины. Опыт, который был у Авраама, у Давида, у всех тех, кто знает, что значит видеть в Боге единственную надежду.

Интересно композиционное решение евангелиста. Ему ничего не стоило рассказать сначала историю дочери Иаира, а потом сказать, что на пути к нему в дом, Христос исцелил ещё и кровоточивую женщину. Однако совмещение этих историй создает ощущение какой-то особенной плотности времени, которая возникает в земной жизни Христа. Время настолько сжимается, что Он совершает чудеса не одно за другим, но одно вместе с другим.

Задумываясь над этими историями, мы можем посмотреть на тот опыт молитвы, которым обладаем. Практически все из нас знают, что такое молитва, но дело не в конкретных прошениях, не в том, получили ли мы ответ на конкретную просьбу или нет, мы должны понять, что подлинная молитва начинается с осознания того, что только Бог является настоящей основой нашей жизни.

священник Стефан Домусчи.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция