Расписание богослужений

1Послание апостола Павла к Эфесянам, глава IV, стихи 1-6.

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Иногда сравнивая апостольские и евангельские тексты люди смущаются той конкретикой, которую можно встретить например в посланиях апостола Павла. И действительно, евангельские тексты обращены к самым разным аудиториям. Христос ходил по Иудее и Галилее и обращался к разным людям. При этом, те кто Его слышали далеко не всегда были с ним согласны и тем более не всегда были его учениками. У апостола Павла ситуация часто была совершенно иной. Его послания — это чаще всего письма в те общины, которые он основал, проблемы которых он знал и стремился их по-отечески решить.

Что такое община в глазах мира? Как на нее смотрят светские люди со стороны? Вероятно, воспринимают ее как коллектив, собрание людей, которые увлечены одними ценностями и целями. Конечно, у каждого сообщества или коллектива свои цели и соответственно свои проблемы. Если люди стремятся к прибыли, они будут беспокоиться о прибыли и о том, чтобы все ей способствовало. Но если цель спасение, о чем должен беспокоиться тот, кто к нему стремится?

Как в любом человеческом сообществе, в сообществе христиан возникали споры и конфликты, приводящие к разделениям. Конечно, это всегда неприятно, чем бы люди ни занимались и какие бы цели перед собой ни ставили. Но в христианской общине это не просто неприятно, но недопустимо, потому что спасение, к которому стремятся ученики Христовы зависит от любви, которую они имеют между собой. Если этой любви нет, если люди друг другу не интересны, они могут называться как угодно, но христианами они не будут.

В сегодняшнем чтении очень явно слышится сердечная боль апостола, который находится под стражей, и из заключения пишет своим ученикам и братьям. Он умоляет их поступать достойно звания, в которое они призваны. У каждого человека, независимо от воспитания, образования и всего прочего есть свое видение жизни, свои амбиции, свои цели. И Церковь представляет собой сложный организм, в котором люди, несмотря на все сложности должны научиться совместной жизни в любви.

Призывая их быть христианами, апостол в первую очередь указывает на необходимость смирения, кротости и терпения в общении друг с другом. И если смирение предполагает осознание своего скромного места в мире, без самовозвышения, но и без самоуничижения, то кротость подразумевает не только сдержанность и спокойствие, кроткий — это тот, кто не гордится, но старается соответствовать замыслу Божьему. Наконец, апостол призывает к терпению и снисхождению в общении.

Многие знают, что христиане призваны любить друг друга, но понимают эту любовь по-разному, относятся к окружающим требовательно, ищут своего. Но прежде, чем требовать чего-то от других, стоит понять свою роль в общей жизни, снизойти друг ко другу взаимно. Конечно, это возможно только после серьёзной аскетической работы над собой. Общаясь с братом или сестрой, я должен посмотреть на себя и задать себе вопрос: как я могу с любовью присутствовать в их жизни?", Таков ли я, чтобы мое присутствие было исцеляющим и взаимно обогащало?
В отличие от спорщиков, которые устраивают распри, основываясь лишь на своих амбициях, апостол способен возвыситься над сиюминутным и увидеть общую цель, которая важнее всех разногласий.

Призывая нас увидеть жизни как пространство любви и снисхождения, апостол напоминает, что в этом нам помогает единство веры и надежды, что на этом пути нас поддерживает Бог, если мы стремимся делать общее дело.

священник Стефан Домусчи.

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37 

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Летом 1859 года швейцарский предприниматель Анри Дюнан направлялся на встречу с императором Франции Наполеоном III. Дюнан предполагал решить с правителем важные для себя торговые вопросы. Но промысл Божий вместо этого послал ему более значимое дело, полностью изменив жизнь швейцарца. В то время Франция в союзе с итальянцами воевала с Австрией. И Дюнан, сам того не предполагая, оказался в самой гуще боевых действий. А именно — стал свидетелем последствий жесточайшего сражения при Сольферино. Тысячи раненных солдат лежали на улицах города. И если итальянские военные еще получали какой-то уход, то французам местные жители просто боялись помогать. Вдруг вернутся австрийцы, которые раньше контролировали Сольферино, и покарают их за предательство? Дюнан был поражен жестокостью битвы, но еще больше его расстроило равнодушие людей. Швейцарский предприниматель бросился помогать всем солдатам без разбора. А затем всё же сумел достучаться до совести жителей Сольферино, воскликнув: «Все мы братья!» Эта фраза в конце концом стала девизом организации, основанной Дюнаном и названной им — «Красный крест». «Красный крест» с тех пор оказывает медицинскую помощь всем людям — вне зависимости от их национальности и религии.

Прозвучавшее евангельское чтение говорит нам о том, что истинное милосердие не имеет границ. Хотя некоторым современникам Христа казалось иначе. Знатоки закона полагали, что помощь необходимо оказывать исключительно единоверцам. Остальных же вполне было возможно оставить и без неё. Спаситель разрушает данное представление, рассказывая знаменитую притчу о милосердном самарянине. Её герой проявляет любовь по отношению к ограбленному и избитому разбойниками иудею, которого находит на дороге в Иерихон. В отличие от ветхозаветного священника и левита — служителя Иерусалимского храма. Те прошли мимо избитого единоверца. А самарянин поступил иначе — спас жизнь еврея. Несмотря на то, что между самарянами и иудеями имелась страшная вражда. Мы живем в непростое время. Время, когда весь мир охвачен страхом и страданиями из-за самых разных болезней. К сожалению, воины тоже не прекратились. А сколько людей ежедневно умирают от голода? Конечно, один человек не в состоянии помочь всем. И подчас мы находим себя на месте Дюнана, метавшегося по улицам Сольферино, стремясь в одиночку спасти жизни многих несчастных солдат. Евангелие успокаивает душу и предлагает для нашего милосердия верный путь. Который состоит в следующем — откликаться на просьбы людей, находящихся рядом; помогать тем, кто этого просит и в этом нуждается. Да, нельзя спасти весь мир. Но от нас Господь этого и не требует. Он всего лишь просит нас поступать подобно самарянину, который пожалел встреченного им на пути иудея и спас тому жизнь. Иными словами мы призваны помогать ближним — тем, кто непосредственно оказался рядом. И в связи с этим стоит помнить, что подчас единственной преградой для помощи кому-то являемся мы сами — вернее наше нежелание помочь. Не будем забывать, что люди друг другу не враги, а братья и сестры. Таковыми нас создал Господь. Все разделения, вражда и рознь пришли в мир вследствие человеческой греховности. И единственным лекарством, способным эти недуги мира хоть в какой-то степени исцелить, является настоящее христианское милосердие.

священник Антоний Борисов.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция