Толкование на воскресные Апостол и Евангелие.
Послание апостола Павла к Эфесянам. Глава V, стихи 8-19.
Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
Среди раннехристианской живописи, яркие образцы которой встречаются уже в римских катакомбах, мы можем увидеть одно примечательное изображение — это птица феникс. Согласно легенде, феникс умирал, сгорая в огне, чтобы после вновь возродиться из пепла и опять разгореться ярким пламенем. Используя этот образ, первые христиане символически указывали на Христа Спасителя. Подобно огненной птице Он умер на кресте и на третий день воскрес. Его восстание от мертвых есть не что иное, как победа Бога над смертью и в конечном счете победа яркого света над тьмой. Это богословие огня и света содержится во многим местах Священного Писания. В виде огненного куста Господь является Моисею на горе Синай, яркое сияние исходит от Спасителя во время Преображения на горе Фавор, в виде огненных языков сходит Святой Дух на апостолов во время Пятидесятницы. Примечательно, что в славянском языке эта идея торжества яркого света присутствует в самом слове воскресение. Связь с крестом здесь только видимая. На самом деле корень этого слова восходит к старославянскому «кресало» — приспособление для получения огня, по сути, огниво. Поэтому воскресение — это именно воспламенение к новой жизни. Не случайно одно из величайших чудес православного мира, схождение благодатного огня в Великую Субботу, накануне Пасхи, также связано с пламенем. «Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы», — говорит преподобный Серафим Саровский.
Об огне и свете рассуждает сегодня и апостол Павел. По его словам, человек должен находиться в единстве с их источником, то есть, с Богом. Только в этом случае у нас появится возможность двигаться в пространстве этой жизни, не спотыкаясь и набивая себе шишки, будто мы оказались в темной комнате, но идти уверенно, ровно и прямо словно днем по широкой дороге. Иными словами, лишь тот, кто сверяет свою совесть с духовным сиянием Евангелия, может четко видеть, какие поступки наполнят его жизнь и жизнь его близких радостью и миром, а какие могут погрузить его и окружающих во мрак уныния и отчаяния, словно в дурной сон. Поэтому, указывая на пример воскресшего словно птица феникс Спасителя, и обращается апостол к каждому: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
Священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 16-21
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
В образе богача из Христовой притчи мы видим человека, который нам хорошо знаком: он полностью сосредоточен на себе самом, у него нет каких-либо высоких устремлений, его мысли прикованы к материальному, более того, вершина его желаний — покоиться, есть, пить и веселиться. Мы ничего не знаем о том, каким путем этот человек стал богатым, Христос ничего не сказал о природе его накоплений. Вполне возможно, что богатым он стал благодаря своему уму и трудолюбию. А может быть внушительное состояние перешло к нему по наследству.
Также может быть, что он заполучил свое имущество обманом. Но раз Христос ничего не сказал о путях приобретения, то они не имеют значения. Важно же то, что в силу каких-то причин этот человек оказался прикован к земному, к тому, что не имеет никакого значения с точки зрения Бога и, как следствие, с точки зрения вечности. Бог, если использовать философский язык, трансцендентен. Он вне материального, вне этого мира. Каждый из нас в определенный момент времени перейдет в то состояние, которое тоже будет непричастно ничему материальному. К этому переходу необходимо быть готовым. Как? Христос дает ответ: надо посвятить свою жизнь не укреплению позиций в обществе, не умножению гарантий безбедного и безболезненного состояния, а тому, чтобы «богатеть в Бога», или, иными словами, «богатеть для Бога», а не для себя самого.
Для слушателей Христа этот призыв был понятен: всякий иудей знал о «друзьях человека» на Небесах — о делах милосердия. Святые толкователи смотрят на этот вопрос несколько шире, они склонны видеть здесь призыв к добродетелям вообще, то есть призыв к праведности, которая, конечно же, невозможна без заботы о нуждающихся. Беда героя сегодняшней притчи не в том, что он собрался есть, пить и веселиться, он ошибся не в этом, а в том, что решил успокоиться. Это означает, что он и вовсе не думал о стяжании добродетелей, ведь стремление к праведности не позволяет успокоиться. Оно всегда будет побуждать человека к деятельности, но не ради увеличения своего имущества, а ради приобретения добродетелей, ну а этот путь, в свою очередь, бесконечен.
Нет той точки, после которой можно сказать самому себе: «Всё, теперь успокойся, ты стал достаточно праведен, можешь больше об этом не переживать, просто живи». Добродетель всегда влечет все дальше и дальше, а по мере продвижения по этому пути человек достигает доступной для него меры уподобления Богу, после чего ему становится совершенно не страшен переход из времени в вечность, его не пугает расставание с земными радостями и утешениями, он еще при жизни находит успокоение и радость только в Боге. А на все земное он начинает смотреть не с интересом, но и не с отвращением. Он смотрит на то, что может ему дать земная жизнь так, как смотрит на детскую песочницу взрослый человек: она ему попросту неинтересна, она нужна ему для игр с детьми, но ему самому делать на ней совершенно нечего. Богач из притчи навсегда застрял в песочнице, он не сумел вырасти, он остался со своими игрушками, они ему были интересны и чрезвычайно важны. Его, конечно, очень жаль, но это его выбор.
епископ Переславский и Угличский Феоктист.