Расписание богослужений

iscelenieПослание апостола Павла к Эфесянам. глава VI, стихи 10-17.

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

В только что прозвучавшем отрывке, мы встречаем две важные мысли, значимые для всякого, кто считает себя последователем Иисуса Христа.

Во-первых, апостол Павел сравнивает христианина с воином. Как любой солдат должен иметь необходимую для выполнения боевых задач экипировку, так ее должен иметь и ученик Спасителя. Однако речь идет не о вполне привычных воинских атрибутах защиты и нападения. Апостол говорит о духовных качествах, которые должен приобрести человек. Его поясом, портупеей, должна стать любовь к истине; броней — праведный образ жизни; обувью — готовность своим поведением свидетельствовать о Евангелии; щитом — вера в Бога, доверие Ему; шлемом — желание спасти свою душу для вечности; наконец, мечом — слово Божие, то есть, благодать, которая будет жить в его сердце. Такие сравнения далеко не случайны. Жизнь настоящего солдата связана с постоянным дискомфортом. Ему приходится жертвовать собой, своим удобством, пренебрегать личными желаниями и интересами ради исполнения долга. Точно в таком же состоянии находится и тот, кто действительно старается следовать евангельским заповедям. Ведь суть подлинного христианства сводится к одному — это отказ от себя ради ближнего. Способность и навык отдавать то, что для тебя дорого и ценно.

Вторая важная мысль, которая содержится в прозвучавшем отрывке, — мысль о том, что та война, которую должен вести последователь Христа, это не война против плоти и крови, то есть, не война против людей. В первую очередь это война против духов злобы. Это, конечно, не означает, что Павел призывает нас к занятию разного рода экзорцизмами. Он хочет сказать о том, что порой у верующего человека появляется огромный соблазн доказывать себе самому и демонстрировать окружающим свою веру, вступая в конфликт людьми, назначая их на роль врагов Истины. Почему так происходит? Так уж устроен человек. Выполняя какое-то механическое действие, видя его результат, получая внешнюю поддержку и одобрение, мы испытываем внутреннее удовлетворение. И часто это удовлетворение ошибочно считаем наградой от Бога за проделанную работу. Именно поэтому воины со всей Европы с таким воодушевлением шли в печально известные Крестовые походы, а инквизиторы с таким остервенением преследовали инакомыслящих. Однако, по словам апостола Павла, в духовной жизни должно быть все устроено иначе. Вся наша энергия должна быть направлена на борьбу с самим собой и на развитие в первую очередь у себя самого определенных качеств. Да, такая работа очень тяжелая, так как эффект от нее заметен не сразу, и она совершенно неприметна для окружающих. Но потому она и называется подвигом, так как требует намного больше героизма и мужества, чем открытое противостояние людям. А потому будем стараться именно подобным образом организовать свою жизнь. И пусть она будет скрыта от посторонних глаз и совершаться вопреки всему. Главное, чтобы о ней знал Бог.

Священник Дмитрий Барицкий.

Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 10-17

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

 Сегодняшнее чтение очень примечательно — и вот с какой стороны. Смотрите: исцеленная женщина славит Бога, начальник синагоги негодует, после обличительных слов Иисуса стыдятся Его недруги, а остальной народ — радуется. Какая яркая, эмоционально заряжённая картина! Сразу видно — автор текста — врач, мимо внимания которого не проскочит никакая, даже малейшая, деталь!

Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о состоянии душевного паралича — в котором может находится в том числе и человек, давно живущий церковной жизнью. Женщина, о которой сегодня говорит Евангелие, не владела своим телом, была скорчена — но и при душевном параличе человек не владеет своей душой, она не живёт полноценно. Нередко причиной такого оледенения внутреннего мира становится безрассудное следование самым высоким требованиям к христианину подчерпнутым из аскетической литературы. Прочитает предрасположенный к крайностям новообращённый, что лучше молчать, чем празднословить — и прекращает вообще разговаривать с близкими. Он-то думает, что таким образом оберегает себя от греха пустословия — а на самом деле загоняет сам себя в душевный коматоз. Прочитав, что «душевное» — это плохо, а вот «духовное» — всегда и однозначно хорошо — для монаха! — наш герой устанавливает жесткий запрет на любые проявления каких бы то ни было чувств. Ибо — недуховно всё это! Неосвящённые Духом чувства — страстны, принадлежат миру сему, и поэтому греховны. Значит, дабы не согрешать — лучше вообще ничего не позволять себе чувствовать, стоять с дубиной у сердца и любое возникающее переживание изничтожать на корню! Поначалу эта видимость «духовной брани» вдохновляет, придает жизни некий новый, непривычный модус «духовности». Но через какое-то время человек начинает замечать, что уже и от молитвы сердце не становится теплее, да и желание вообще что бы то ни было делать — даже самое духовное и праведное — тоже куда-то напрочь улетучивается. Всё делается автоматически, без участия не только сердца, но и ума.

Когда к человеку, попавшему в ловушку духовного коматоза, на самом деле приходит Христос Спаситель и касается его — узы ложных мысленных установок спадают, легкие делают глубокий вдох — и человек начинает славить Бога. Куда он ни посмотрит — везде опознает присутствие Божие, Его красоты, Его гармонии, Его силы, Его доброты и мудрости. И даже заглянув внутрь себя самого — он начинает видеть прежде всего то лучшее, что у него уже есть — а не только те несовершенства, на которых был сфокусирован ранее. И когда человек славит своего Творца и Спасителя — значит, несчастным он быть уже не может!...

протоиерей Павел Великанов.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция