Послание апостола Павла к Колоссянам. Глава I, стихи 12-18.
...благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.
Только что мы с вами услышали отрывок гимна во славу Христа Спасителя. Он, как и всякие другие поэтические произведения такого рода, требует определенных усилий для его понимания. Ему посвящены многие исследования и, конечно, мы не сможем их изучить в полной мере. Впрочем, в этом нет особой необходимости: понять основные мысли гимна можно и без глубокого погружения в серьезные научные труды.
Апостол Павел благодарит Бога и Отца, который избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство Своего Сына, в котором мы получили прощение грехов. Это первая мысль гимна. Под «властью тьмы» апостол понимает всецелую погруженность в мирское и приходящее, противоположность этому — божественное и нетленное. Нет никакого сомнения в том, что человек должен устраивать свою земную жизнь, но при стоит помнить, что в ней никогда не получится найти конечный смысл, никогда не получится обрести нерушимый покой, если опираться лишь на то, что способен дать видимый мир. Такая жизнь — и в самом деле «власть тьмы», тот, кто пытается жить исключительно физическими устремлениями в самом широком их понимании, — блуждает во тьме, он движется без какой-либо внятной цели. Христианство утверждает, что такое положение дел связано с тем, что человек создан по образу и подобию Божию, соответственно, цель и смысл нашего существования — в Боге, всё же прочее — лишь тоска по Богу, пусть зачастую и неосознаваемая. Апостол Павел благодарит Бога за то, что Он дал ему возможность увидеть смысл и понять путь, он сам вышел из-под «власти тьмы», и он же стал проводником для других людей, за которых апостол также благодарит Бога.
Далее в своем гимна Павел раскрывает учение Церкви о Христе. Христос — «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари», всё создано Им и для Него, Он — прежде всего и всё существующее существует Им, Он — Источник жизни, и Он же — Глава Церкви. Апостолу было необходимо написать эти слова для борьбы с лжеучителями, которые в то время были в Колоссах, они, среди прочего, низводили Христа в разряд пусть и высших, но тварных существ. В опровержение такого взгляда Павел пишет, что Христос «есть образ Бога невидимого». Да, человек тоже образ Божий, но Христос — первообраз, ни в чем не отличающийся от существа Отца, или, иначе — Единосущный Сын Божий. Подобно Богу-Отцу Христос до Своего Воплощения был невидим. Святитель Иоанн Златоуст прокомментировал эту апостольскую мысль такими словами: «Если Бог невидим, то и образ Его также невидим, потому что в противном случае Он не был бы образом».
Мысли, которые заключены в услышанном нами сегодня гимне, нашли отражение во множестве более поздних текстов, в том числе, и в текстах богослужебных. Но если вместить в себя богослужебные песнопения бывает непросто, то понять и выучить гимн апостола Павла может всякий. Если удастся это сделать, то мы с вами станем обладателями бесценного дара — точного, выверенного и глубокого исповедания нашей веры.
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Какие чувства способны объединить людей? Радость, счастье, гордость? Нет — к сожалению, горе. Подчас только общее горе оказывается в состоянии по-настоящему сплотить людей, сделать их хотя бы на время едиными. За доказательствами ходить далеко не нужно. Достаточно посмотреть на историю войн, которых человечество за последние века пережило предостаточно. Война — великое горе, способное заставить людей забыть о прежних разногласиях. Об этом замечательно пишет Лев Толстой в романе «Война и мир», описывая как дворяне-франкофилы и их оппоненты, любители русской культуры, отмели все споры и вместе ухватились за «дубину народной войны», чтобы спасти Родину от войск Наполеона. Правда, когда война закончилась, от прежнего единства не осталось и следа. Радость победы разделила русское дворянство на соперничающие партии. В прозвучавшем Евангелии речь идет также о горе и радости. Горе, которое объединяет, и радости, смывающей воспоминания о пройденных испытаниях.
Ко Христу во время Его странствий по Палестине обращаются десять прокаженных. Согласно закону Моисея больным проказой запрещено было приближаться к здоровым людям. И вот эти десять несчастных, объединенных общим горем, стоят и издали просят Спасителя о помощи. Тот говорит им пойти к ветхозаветному священнику и показать, что болезнь прошла. Опять же, согласно закону, только священник мог свидетельствовать об исцелении иудея от проказы и разрешить тому вернуться к обычной жизни. Чудо произошло — по пути все прокаженные выздоровели. Их сердца охватила огромная радость, которая, тем не менее, разделила исцеленных. Девять поспешили к семьям и родственникам. И только один вспомнил, Кто вернул ему здоровье, и прибежал поблагодарить Христа. Интересно, что этот человек был самарянином. Но национальная рознь не помешала ему сказать Спасителю искреннее спасибо.
Вот уже почти год мы живем в ситуации большого общего горя. Тяжелая болезнь охватила весь мир — она лишила многих людей прежней жизни, заставила в корне изменить привычки. Но коронавирус принес не только боль и утраты. Я знаю многих, кто в это непростое время стал значительно мягче и внимательнее относиться к ближним. Проявлять заботу не только о себе, но и о других. Пандемия, даст Бог, скоро закончится. И очень хочется, чтобы заряд милосердия и внимания к нуждам окружающих людей не ушел. Сохранить его возможно только следуя примеру благодарного самарянина. Благодаря Бога за избавление от болезни, мы тем самым сохраняем сердце от власти эгоизма. Горе, принесенное коронавирусом, показало, что для человечества еще не всё потеряно, что многие из нас способны на самопожертвование, на изменение жизненных приоритетов. Пусть же и радость победы над болезнью тоже станет общей. Конечно, надеяться на это наивно. Но будем верить, что хотя бы в сердцах православных христиан личная радость не затмит память о тех, кто рядом. Что мы хотя бы отчасти станем похожи на евангельского самарянина, через благодарность ко Христу сделавшего радость от исцеления отправной точкой коренного изменения своего бытия — бытия, ориентированного не на собственное эго, но на искреннее милосердие.
священник Антоний Борисов.