Расписание богослужений

pritcha-o-brachnom-pireПослание к Колоссянам святого апостола Павла. Глава III, стихи 4-11.

 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Сегодняшнее чтение начинается с возвышенного обещания, которое апостол обращает к Колосской общине, и которое со всей очевидностью относится ко всем христианам. Он говорит, что наступит время, когда явится Христос и они, как ученики, явятся с Ним во славе.

Читая Евангелие, мы можем увидеть, что во время земной жизни Спасителя некоторые из Его учеников надеялись прославиться и получить власть. Причем надеялись они на это не потому, что были плохими, это воспринималось как нечто нормальное. После грехопадения каждый человек имеет в себе стремление к власти, желает быть как Бог. Кроме того, в рамках ветхозаветной культуры быть богатым и властным не считалось грехом, а уж быть таким помогая Мессии тем более. Однако Христос почему-то все время борется с подобными мыслями своих учеников. Однажды, когда они попросили Его, о том, чтобы Он сделал их своими приближенными, Он вместо этого рассказал им о том, что Ему предстоит умереть на кресте.

Так что же? Почему Христос не поощрял разговоры учеников о славе, в то время как апостол, напротив, прямо обещает им славу?

Действительно, на первый взгляд — это может выглядеть как явное противоречие. В то же время, обратившись к пониманию славы в Библии, мы увидим, что слава — это то, что в первую очередь, принадлежит Богу. Человек может искать ложной славы, как он сделал это в грехопадении и как делал много раз после... но может признать ее за Богом, увидеть в Нем истинную ценность. В свою очередь, вернувшись к Богу, человек обретает и себя, перестает быть беглецом и бунтарем, возвращается для того, чтобы быть сыном.

Сегодня люди ищут славы, на телевидении, в социальных сетях, совершают громкие поступки и пытаются сделать все, чтобы их заметили. И все же эта слава сиюминутна, ее источники иссякают очень быстро. Слава, которую дает Бог — это не известность и узнаваемость, это обретение высшей ценности, ведь человек становится тем, кем должен быть, кем он задуман. В нем в полноте открывается не один из талантов, музыкальный или художественный, но главный талант — быть человеком.

Только оказывается, что достичь подобной славы непросто. Грех пленил нас, наполнил нашу жизнь совсем не славными вещами, от которых нам теперь необходимо очищаться. Наша работа похожа на работу нумизмата, нашедшего монету, в которую въелась грязь и ржавчина.

Именно поэтому апостол, пообещав колоссянам явление со Христом во славе, говорит им, что для этого, они должны побороть блуд и нечистоту, похоть и стремление к наживе, которое буквально превращает человека в идола для самого себя.

Оказывается, чтобы по-настоящему прославиться надо не просто спеть лучше всех или написать гениальный портрет, не поднять больше всех или переиграть всех на поле. Чтобы обрести настоящую ценность — надо отречься от всего греховного и устремиться к обновлению жизни. Любому из нас это дается не легко. Для кого-то препятствием оказывается гнев, для кого-то злоба или злоречие и все прочее. Но отчаиваться и унывать нельзя, ведь если к славе временной люди идут, предпринимая ежедневный и кропотливый труд, что говорить о славе вечной к которой призвал нас Христос.

священник Стефан Домусчи.


Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 16-24

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

В своей Божественной комедии великий итальянский поэт Данте Алигьере очень подробно и детально описывает устройство духовной реальности. По его представлениям она состоит и трех уровней: ад, чистилище, рай. В свою очередь каждый уровень состоит из нескольких кругов или же сфер. Эти сферы описаны им во всех деталях, так подробно, что можно с легкостью переложить эти описания на бумагу в виде четкой схемы. Это одна из особенностей человеческого сознания. Мы всегда пытаемся представлять, как именно устроена духовная реальность, и очень часто для того, чтобы объяснить все нюансы, используем привычные нам образы, с которыми имеем дело в повседневной реальности.

Подобные представления о духовном мире существовали у иудеев времен Христа. Божественную реальность, Царство Божие, они представляли себе очень чувственно. В частности, приход Мессии и Его правление они объясняли себе, как вечно длящийся пир. Поэтому, услышав проповедь Спасителя, о том, что праведники будут блаженствовать, один из иудеев мечтательно произнес: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием». Его сознание рисовало себе столы, которые ломятся от всевозможных яств. В ответ на эту реплику Христос и рассказывает только что прозвучавшую притчу.

На что же нам здесь необходимо обратить внимание? В первую очередь на то, что Господь не пытается разубедить этого человека в том, что он неверно представляет себе духовный мир. Что все там устроено иначе. И человеку даже на ум не может прийти, что Бог уготовил для тех, кто хранит ему верность. Вместо этого, Христос заимствует этот образ, словно, приспосабливается к немощи собеседника. Однако при этом он кардинально переосмысляет принципиально важный момент. Дело в том, что по вере иудеев принять участие в этом блаженном застолье могли только их единоплеменники. Никто из язычников, то есть, иноплеменников, не может сидеть за столом с Богом и Его Мессией. Язычник — это скверна, источник нечистоты. Радость трапезы только для потомков Авраама. Вот это Спаситель и подвергает сомнению. На трапезу будут позваны все. Даже нищие, калеки и убогие. Такую любовь Господь проявляет к людям. Проблема в том, что не все на нее смогут ответить. Кто-то слишком сильно занят собой и своими проблемами, так что ничего не видит вокруг, словно живет в своем вымышленном мирке.

Все это напрямую касается и каждого из нас. Ведь даже если мы ходим в один храм, причащаемся из одной чаши, разделяем общие положения веры, случается, что каждый по-своему представляет себе, как именно утроен духовный мир, по каким законам он живет, какие из этих законов главные, а какие второстепенные. И, представьте, несмотря на то, что многие наши представления несовершенны и неполноценны, Господь не пытается нас разубедить. Он все равно продолжает действовать в нашей жизни, словно приспосабливаясь к нашей немощи. Каждого из нас Он зовет разделить радость общения с Собой.

Беда в том, что порой мы так цепляемся за свои несовершенные и неполноценные представления, строим из них такую стену между собой и Богом, собой и другими людьми, что не можем откликнуться на это приглашение. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы научиться видеть в духовной жизни главное. А оно заключается в том, что Бог есть любовь. Он готов принять каждого. И нас Он призывает точно так же относиться ко всякому с кем нам сводит судьба. Лишь в том случае, если мы найдем в себе силы понуждать себя к этому, то уже здесь на земле станем участником Его Божественной трапезы, которое есть Царство Небесное.

священник Дмитрий Барицкий

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция