Послание апостола Павла к Евреям, глава XI, стихи 9-10, 17-23, 32-40.
Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Слова апостола Павла смело можно назвать гимном вере. В преддверии Рождества Христова этот гимн приобретает ярко выраженный смысл. У апостола примеры веры из истории, начиная с Авраама, словно драгоценные бусины нанизываются на нить — чтобы явить слушателям это великолепное колье во всей его красе. Но что же является этой нитью, которая проходит сквозь века и тысячелетия — и даже когда истлели кости праотцев, она так и остаётся без малейших изменений?
Быть может, речь о вере в Бога? Но для доиндустриального человека атеизм был чем-то вроде разновидности уродства — только не физического, а духовного. Ну да, всегда есть определённое число людей, которые рождаются неполноценными — или в силу обстоятельств становятся таковыми: также встречаются и те, у кого есть некая патология главного органа веры — сердца. Но на протяжение всей истории человечества — за исключением, пожалуй, двух — максимум трех последних веков — не верить в Бога, духовный мир, иные, нематериальные силы было столь же чудно, как сегодня ходить в шортах по лютому морозу.
Быть может, тогда апостол говорит о вере как особом состоянии человека, состоянии сонастроенности Живому Богу — только при котором и можно иметь невероятное (!) мужество идти на риск делать то, в чем никаких гарантий нет — кроме самой веры? Как это состояние можно описать?
У преподобного Иоанна Лествичника есть такая мысль: «верующий — не тот, кто думает, что Богу всё возможно, но кто верует, что получит от Него то, что просит». Здесь святой разворачивает вектор веры из области познавательной, рациональной — в область жизненную, практическую. Хороший музыкант — не тот, у кого пятёрка по теории музыки, а тот, при игре которого зал замирает.
Каждый из упомянутых апостолом библейских персонажей умел виртуозно сыграть на струнах своего сердца эту мелодию веры. Каждый вносил в неё что-то своё — не разрушая общий строй, но украшая и развивая главную тему. И тот, кому была знакома эта мелодия — идущая из глубины веков, бережно передававшаяся из поколения в поколение — сумел распознать в Иисусе первоисточник этой песни — песни сердца о том, что Бог — верит в человека, даже тогда, когда сам человек эту веру давно утратил!
В преддверии Рождества Христова хочется всем пожелать, чтобы житейский шум праздничных дней не заглушил эту тихую мелодию библейской веры — ведь только верой мы можем пройти по водам очевидной безнадёжности к твердому берегу нашего упования!
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Матфея, Глава 1, стихи 1-25
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Выражение «враг народа» вошло в русский лексикон в революционные годы. Сначала врагом народа называли просто несогласного с новым режимом гражданина. Позже, уже в тридцатые, это словосочетания приобрело практически зловещий оттенок. С точки зрения вождей Советского государства враг народа не имел права ни на свободу, ни на жизнь. Ситуация усугублялась тем, что наказанию подвергали не только самого, так сказать, «врага», но и его ближайших родственников. Хотя против них и не выдвигали никаких обвинений, тем не менее, жизнь этих несчастных была полна лишений и горя. Врагами народа, чаще всего, оказывались ни в чем неповинные люди. Но хранить память о них было делом опасным. Так в Советском союзе стало принятым стесняться некоторых родственников — фотографии их прятали, внукам неохотно рассказывали, кем были их дедушки и бабушки.
Стыдиться предков было свойственно, конечно же, не только советским гражданам. Сколько знатных родословных подверглось редактированию, сколько имен оказалось убранным из числа членов знатных фамилий Европы и Америки! Такое поведение можно понять — кому хочется, чтобы среди твоих предков оказался преступник или человек с сомнительной репутацией? Но в прозвучавшем евангельском чтении мы встречаем принципиально иной подход. Мы слышали длинный список имен, который ведёт нас через историю народа еврейского. Начальным пунктом этого путешествия является имя Авраам — так звали родоначальника евреев. После этого мы встречаемся с другими знаменитыми героями ветхозаветной эпохи — Исааком, Иаковом, Давидом, Соломоном. Заканчивается же перечисление именем Иисуса Христа. Евангелист Матфей адресовал свой текст, в первую очередь, иудеям и стремился доказать им, что в лице Спасителе сбылись все древние пророчества. Он по человечеству потомок Авраама и наследник царя Давида.
Но не только имена святых людей находим мы в родословии Христа. Встречаются там и те, кого бы обычный человек постарался забыть и вычеркнуть навсегда из семейной хроники. Мы слышим имя Фамарь. Так звали хананеянку-язычницу, которая обманом вышла замуж за собственного свекра — ветхозаветного патриарха Иуду. Мы слышим имя Раав — блудницы из разрушенного евреями Иерихона. Говорит нам родословие Христа и о грехе пророка Давида, взявшего себе чужую жену — Вирсавию. Именно от порочного союза Давида с Вирсавией родился царь Соломон. Возникает вопрос — зачем евангелист Матфей перечисляет грехи предков Христа по плоти? Открывая неудобные детали родословия Спасителя, апостол тем самым свидетельствует, что Сын Божий пришел в наш грешный мир для того, чтобы его исцелить. Непорочный Христос не стесняется Своих предков, как не стеснялся во время земного служения мытарей, разбойников и блудниц. В этих людях Он видел то, что даже самые гнусные пороки не могли уничтожить — образ Божий. А потому даже к лютым злодеям обращался именно как к детям Отца Небесного. Какой же вывод можем сделать мы? Он довольно прост. Мы призваны научиться видению Христа. Иными словами — способности разделять человека и его грех. Чтобы не было у нас книги личных врагов или врагов народа. Чтобы не стали мы жертвой ненависти к людям, а боролись именно с грехом. И, прежде всего, внутри себя.
священник Антоний Борисов