Расписание богослужений

iПослание апостола Павла к Ефесянам. Глава IV, стихи 7-13.

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

Праведность и добродетельность живут в человечестве испокон веков. Во все времена можно было встретить людей, которых окружающие называли благочестивыми, святыми. Когда возникло христианство, последователям Спасителя часто приходилось отвечать на вопрос: если ваш Христос источник подлинной мудрости и добродетели, как же вы объясните тогда, что благородные и духовно одаренные люди жили и живут до сих пор и среди других народов, которые ничего не знают о вашем Боге? Ответ христианских богословов был прост: Бог сотворил мир благим и все благое в этом мире от Него. А потому именно Христос является источником той небесной красоты и гармонии, отблески которой мы можем наблюдать даже в тех, кто забыл о Едином Творце и не знает Его лично. Со всей силой эта мысль выражена святым мучеником Иустином Философом: «всё, что было до Христа сделано доброго — сделано Словом; Слово — это Христос; следовательно, всё что-либо когда-нибудь сказанное истинное — наше, христианское; а значит и философы, говорившие много истинного — христиане до Христа». Как на яркий пример таких христиан до Христа он указывал на древнегреческих философов Сократа и Платона. Это мыслители, которые смогли подняться на недостижимый для своих современников интеллектуальный и нравственный уровень и отчасти предвосхитили те истины, которые будут открыты людям Спасителем. Поэтому некоторые даже называли их учение «прологом к Новому Завету». А в древних православных храмах порой можно встретить их иконописные образы, расположенные в нижнем ярусе иконостаса. Причем не только Сократа и Платона. Существуют иконы древнеримского поэта Вергилия, римской прорицательницы Сивиллы, Гомера, Солона, Плутарха, Пифагора и Аристотеля. Подобных людей, которые при жизни не встретили Христа лично, но искренне стремились к Нему, Господь и выводит из темницы ада во время своего воскресения.

Именно в этом контексте некоторые толкователи и предлагают понимать слова апостола Павла, с которых начинается сегодняшний отрывок: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». Речь идет не только о той благодати, которая дана Церкви. Но и о той, которая является источником всякой подлинной человеческой мудрости. В определенной мере она живет в тех, кто находится вне Церкви и по какой-то причине пока не встретил Христа, однако предчувствует Истину и идет по пути к Ней. Именно таких людей Господь и выводит из адской бездны: открывается им лично, чтобы они уверовали в Него и получили ту благодать, которую предчувствовали, но которой в полноте обладают лишь участники Церкви Христовой.

Для нас это является источником надежды. Ведь и в наших нецерковных и неверующих ближних всегда есть что-то благое, а, следовательно, и они Божии. И, если они по какой-то причине не смогли найти Истину, лично встретить Спасителя, будем надеяться на то, что в какой-бы страшной и темной пропасти они не оказались, Он Сам их найдет. И если они будут готовы отозваться на Его призыв, выведет их на свет Божий, как вывел из темноты ада всех тех, кто жил до Его пришествия.

священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 12-17

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

В сегодняшнем чтении мы слышим о том, как Иисус, Который, до этого был в Иудее, приходит и поселяется в крупном приморском селении Капернаум, расположенном на северо-западном побережье Галилейского моря. Евангелист объясняет действия Христа тем, что Ирод начал гонения на Иоанна, который был предтечей Спасителя. Креститель был отдан под стражу, что было воспринято как начало преждевременных гонений. Конечно, Христос всегда знал, что Ему предстоит претерпеть страдания и смерть, но также Он знал, что Его время еще не пришло и Он должен проповедовать Евангелие и пришествие Царствия Божьего погибшим овцам дома Израилева. Подобное поведение Христа является очень важным примером того, что исполнение долга должно быть вдумчивым и разумным. Стоит не просто делать «что должно» не задумываясь над тем, что будет, но делать так, чтобы это стало благом для других.

Впрочем, посмотрев на место этой истории в более широком контексте, мы увидим, что уход Христа обусловлен не только желанием до поры избежать искушений, он имеет свою собственную логику. Христос действительно уходит после ареста Иоанна, но не обязательно только потому, что желает избежать возможных трудностей. Арест Иоанна — это знак того, что время для проповеди пришло, так как Предтеча исполнил свою миссию. Кроме того, очевидно, что Спаситель уходит проповедовать не только после ареста Иоанна, Он уходит после подвигов в пустыне.

Но куда же Он идет? Почему не остаться в Иудее, ведь народ здесь подготовлен к проповеди?

Ответ на этот вопрос кроется во второй части чтения. Не раз обращаясь к книжникам и фарисеям, Христос говорил, что в первую очередь во враче нуждаются не здоровые, но больные. И если жители Иудеи охотно шли креститься на Иордан к Иоанну, то жители Галилеи языческой называются народом, сидящим во тьме и тени смертной. Миссия предтечи исполнена, и сам Богочеловек выходит на проповедь. Он знает, что часть народа Божьего готова его принять, но начинает свою проповедь с другой части, с той, которая живет во тьме. Именно к этим людям он обращается в первую очередь, именно им первым явлен свет Божий. Христос приходит не только к тем, кто идет к покаянию сам, но и к тем, кто сидит во тьме и не имеет, ни сил, ни желания подняться. К тем, в чьей жизни торжествует смерть, Он обращает весть о том, что Царство Небесное приблизилось.

Что же этот текст говорит нам, к чему он нас призывает?

Хотя в большинстве своем мы не проповедники, все же мы проповедуем своим поведением. При этом, вести себя по-Евангельски нам проще с теми, кто готов вести себя также, кто такого же поведения от нас ждет. Все знают внешние нормы жизни и друг перед другом стараются вести себя подобающим образом. Однако, все меняется, когда мы оказываемся перед людьми совершенно иной культуры, живущими обычной жизнью мира, жестокого, безбожного, наполненного соперничеством. Перед теми, кого тоже можно было бы назвать «сидящими во тьме и тени смертной». С этими людьми можно жить обычной жизнью и быть такими как все. Но именно в этот момент мы оказываемся перед самым важным выбором в жизни и если решаем быть учениками Христа — значит для них мы должны стать светом, через нас должен воссиять Его свет.

священник Стефан Домусчи

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция