Расписание богослужений

otvet-iisusa-bogatomu-yunosheПослание апостола Павла к Колосянам. Глава III, стихи 12-16.

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Когда сталкиваешься с человеческой мелочностью — обычно становится противно. Цепляться за всякие несущественные детали, упуская из вида главное — такой подход всегда создаёт вокруг себя нервозность, подозрительность, недоверие. Мелочных людей трудно любить — даже при большом желании, нет-нет да и что-то упустишь из вида, промахнешься. И об этом тебе не преминут напомнить, ткнуть носом — в самое неподходящее для этого время.

Но помимо обычной, житейской мелочности — есть ещё и мелочность духовная. Самому её носителю она, конечно, мелочностью не кажется: он её видит ответственностью, скрупулёзностью, добросовестностью, порядочностью — чем угодно — но только не мелочностью. Где-то в глубине души сидит на пьедестале Самый Главный Контролёр — и, со строгим стальным взглядом, внимательно смотрит за каждым движением: смотри мне, не вздумай куда-то не туда пойти, подумать, или сделать! Накажу — мало не покажется! И привыкнув так жить, под неусыпным взглядом своего Внутреннего Контролера, человек невольно и к окружающим начинает относится также — только уже сам выступая в роли Непрошенного Контролера.

Апостол Павел сегодня призывает христиан облечься в великодушие — вот каким одним словом можно было бы объединить все указанные им добродетели — милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисхождение. Великодушие — полный антипод мелочности. Великодушие одним большим толстым одеялом накрывает всё, не обращая внимания, что и где и как выступает — мелочность же не знает устали в разбирательствах, попытках «понять» и «объяснить», бесконечном раскладывании на составные элементы. Таким образом мелочность пытается оправдать — или хотя бы замаскировать — свою изначальную предвзятость. А вот для великодушия роскоши любви детали излишни: какая разница, когда ты уже загодя простил то, что другой ещё и не успел совершить!

Тяжело гордому человеку принимать великодушие другого. Но в разы тяжелее духовному гордецу принимать великодушие Божие. Особенно, когда наступает «ночь души», когда вообще нечем оправдаться, нечем защититься, нечего предъявить Богу в качестве платы за грех. Гордец ведь не просто себя готов осудить: нет, и здесь его гордыня делает потрясающий кульбит — в своих глазах он не просто грешник, как и все остальные, он особый исключительный нераскаянно-непоправимо-непрощаемый грешник, коих мир ещё не видывал!

Видывал. Да и не таких. И на всех хватило милосердия и великодушия Божия. О чем — едва ли не любое житие святого. А это значит, что и у нас с вами нет ни малейшего основания отказывать в нашем великодушии тем, кто — как нам кажется — его ни разу не заслужил!

протоиерей Павел Великанов

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 18-27

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;  знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Как показывает практика, абсолютное большинство наших сограждан слышали о существовании десяти заповедей. Так же практика показывает, что если задать вопрос о том, что именно включают в себя эти заповеди, то мы услышим в качестве заповеди номер один запрет на убийства, затем будет назван запрет на воровство, а дальше человек начнет теряться, но если напряжется, то вспомнит еще о трех заповедях — «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою».

В совокупности же получается, что наш современник сможет процитировать ровно те заповеди, которые процитировал Христос в ответ на вопрос богатого человека из сегодняшней евангельской истории. Это те пять из десяти заповедей закона Моисея, которые говорят об отношении человека к человеку, эти заповеди хорошо известны и, как показал опыт евангельского богача, они легки для исполнения. Думаю, что у всех есть знакомые, которые, не будучи чадами Церкви Христовой, вполне успешно их исполняют. Но это лишь пять из десяти. А что еще с пятью заповедями? С ними сложнее. Дальнейшие слова Христа, которые Он сказал богатому человеку, как раз про них.

Напомню, Спаситель произнес дословно следующее: «все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». Сильное удивление Его слушателей, которые вовсе не были богатыми людьми, означает, что речь идет вовсе не об имуществе, речь о чем-то большем, а именно об абсолютном доверии Богу и о любви к Нему. Собственно, это и есть первая и самая важная заповедь, все остальные лишь вытекают из нее и без нее они ни к чему не ведут. А если точнее, то они не ведут к совершенству, а без совершенства невозможно спасение, или, если следовать формулировкам сегодняшнего евангельского отрывка, они не приводят к жизни вечной. Да, те пять заповедей, которые знают все и которые исполнил богатый человек, делают нас приличными членами общества, исполняя их мы становимся порядочными людьми, благодаря исполнению этих заповедей нам не стыдно смотреть людям в глаза и нам нечего скрывать. Но на этом конец

Приличный человек — это всего лишь приличный человек, быть таковым можно и без всякой соотнесенности с Богом, достаточно лишь хорошего воспитания и доброго окружения. А жизнь вечная требует Бога. Он — Источник жизни. Он дарует ее тем, кто в полной мере может довериться Ему, кто может пойти за Ним невзирая ни на что, а если потребуется, то такой человек без колебания отдаст не только имущество, но и свою временную жизнь, так, как любящий человек без колебания готов отдать всё за тех, кого он любит. Евангельский богач оказался не готов к такой любви. К ней вообще мало кто готов, потому что она не в нашей воле, она — дар Божий, о котором стоит непрестанно молиться, которого стоит искать всеми доступными нам способами.

Епископ Фкоктист (Игумнов)

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция