Расписание богослужений

закхейПервое послание апостола Павла к Тимофею. Глава IV, стихи 9-15.

Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи.

Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Первое послание апостола Павла к Тимофею относится к так называемым пастырским посланиям. В нем, как и во Втором послании к Тимофею, и в Послании к Титу, апостол Павел дает наставления своим ученикам, которые были поставлены им во главу церковных общин. В этих посланиях апостол говорит о том, каковы должны быть священники и в чем заключена суть их деятельности.

В последние годы в церковном сообществе идет дискуссия относительно так называемого пастырского «выгорания». Этим термином обозначают исчезновение у священника интереса к собственно священнической деятельности. Впрочем, с таким подходом согласны далеко не все, многие считают, что говорить о «выгорании» священников не вполне корректно. Кто здесь прав, а кто нет — судить сложно, но вполне уверенно можно сказать, что священнослужители иной раз действительно оказываются не в силах выполнять свои прямые обязанности. Этой проблеме посвящено немало публикаций, о ней говорили многие уважаемые и авторитетные люди.

Апостол Павел тоже говорит об этом явлении. Но говорит не прямо, а через указание на обратное состояние, то есть на то состояние, в котором должен находиться священник, если же он не таков, то это означает, что его коснулось то самое «выгорание», что бы мы не понимали под этим термином. Важно же еще и то, что утрата интереса к христианской жизни и к исполнению христианских обязанностей может коснуться не только священнослужителей, но и любого другого христианина, а значит и апостольские наставления полезны не только тем, кому Бог дал священный сан.

Апостол пишет, что Тимофей должен заниматься ничем иным как «чтением, наставлением, учением». Это не те занятия, которые должны быть на периферии сферы забот Тимофея, это то, чем он, будучи священником, должен заниматься в первую очередь. Понятно, что речь идет не о чтении как таковом, не о чтении всего подряд и уж, конечно, не о чтении ленты новостей в социальных сетях, речь идет о чтении Священного Писания с его комментариями. Это — первое дело священнослужителей, помимо собственно священнических обязанностей. Это то, чему необходимо отдавать приоритет, то, что должно стоять первым в списке дел.

Но практика, увы, иная: священнослужители вынуждены заниматься многими вещами, но очень редко тем, что апостол Павел поставил первым пунктом. То же самое можно сказать и о других христианах: у нас у всех слишком много забот, но в их списке не стоит чтение Писания. Возможно, что в этом и кроется причина той проблемы, которую мы для простоты называем «выгоранием». Так это или нет, проверить просто: достаточно последовать словам апостола Павла, сделать чтение священного писания делом номер один, и на собственном опыте узнать был он прав или же ошибался.

епископ Переславский и Угличский Феоктист.


Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 1-10


Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Французский философ Жан Бодрийяр с горечью отзывался о современном обществе — всячески подчеркивал, что в окружающем нас мире не осталось места для безумных, в хорошем смысле, поступков. Мы привыкли всё продумывать и просчитывать, а ещё постоянно анализировать то, как выглядим со стороны. В конце концов, сегодняшний человек и себя, и других воспринимает не как что-то цельное, а как набор функций. А функции по определению должны быть только полезными. Необоснованные проявления чувств кажутся нам странными, раздражающими. Цветы нужно дарить на праздники, комплименты говорить по случаю, а стихи писать, потому что модно. Современный мир хронически изживает из себя детскость. И всё глуше для многих звучат слова Христовы — «будьте как дети». Не головой, конечно, а сердцем. Ребенок умеет радоваться без случая, его сердце способно увидеть повод для счастья в кузнечике и пушинках одуванчика. Такой искренней и незамутненной радости сегодня подчас не хватает. Но её возможно вернуть. Об этом и говорит прозвучавшее Евангелие.

Апостол Лука рассказывает нам историю сборщика налогов по имени Закхей. Закхея современники одновременно ненавидели и презирали. Ведь он собирал подати в пользу Римской империи. Причем брал с сограждан больше положенного, чтобы и себе в карман что-то положить. Приход Христа разбудил в душе Закхея давно забытые чувства — он вдруг обнаружил, что никакое богатство не может принести счастья, заглушить жажды быть ближе к Богу. Потому и залез состоятельный чиновник на дерево. Его не волновали насмешки окружающих. Закхей очень хотел увидеть Христа. Спаситель, в свою очередь, тоже увидел сборщика налогов. Увидел не как простой человек, а как Сын Божий. Христос распознал в безрассудном поступке Закхея желание полностью изменить жизнь. Чиновник залез на дерево — внешне это смотрелось комично, но в духовном смысле такое деяние стало первым шагом к покаянию, то есть коренному внутреннему изменению. Чтобы укрепить Закхея в его добром стремлении, Христос отправляется к нему в гости. Со всех сторон звучат упреки — как может приличный человек зайти к этому жулику в дом? Но Спаситель знает и видит больше. И Его желание посетить Закхея тут же приносит результат — растроганный любовью Христа чиновник обещает, что вернет всё украденное, а половину своей собственности продаст и раздаст нищим.

Чему учит нас Евангелие? Тому, что в сердце, порабощенное страстями, можно пробиться только с помощью любви. Жестокость вызывает в ответ только жестокость. Искренняя любовь, которая выражается в желании увидеть в человеке создание Божие, способна найти и затронуть в нашем сердце неожиданные вещи — вернуть нам утраченный, казалось бы, радостный вкус детства в Боге.

священник Антоний Борисов

 

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция