Расписание богослужений

tn 7hPUQBfwВторое послание апостола Павла к Тимофею. Глава III, стихи 10-15.

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Слова апостола Павла, которые только что прозвучали, адресованы его ближайшему ученику и соратнику Тимофею. На долю этого человека выпало много испытаний из-за его веры во Христа. У него было очень много недоброжелателей, которые доставили ему немало неприятностей. Поэтому Павел и обращается к нему со словами утешения и поддержки. Однако, основная мысль Павла звучит далеко неутешительно: мир устроен так, что праведники неизбежно будут страдать, а злые люди, напротив, благоденствовать и преуспевать в своих злодеяниях. Апостол говорит об этом, как о некой константе нашей жизни. В качестве примера он приводит собственный опыт. Вспоминает о том, что с ним случилось во время проповеди Евангелия. Он был изгнан жителями из Антиохии, затем, спасаясь от смерти, ему пришлось бежать из Иконии, а в Листре его побили камнями и даже посчитали убитым, вытащив бездыханное тело за пределы города. Да уж, хороши слова поддержки, скажем мы. Все эти рассказы могут только еще больше ввести человеку в уныние и тоску. На что же рассчитывает апостол, вспоминая все эти страсти?

Дело в том, что Тимофей был свидетелем всех этих злоключений, которые произошли с его учителем. И он также очень хорошо видел, что Павел не озлобился, не ожесточился, он даже не горит жаждой справедливого возмездия. Он не предъявляет претензий ни Богу, из-за Которого он все это вынужден терпеть, ни людям. Парадоксальным образом в его душе продолжают жить вера во Христа и что самое важное любовь и великодушие к окружающим. То есть, апостол находится в таком душевном расположении, в котором человек, которого бьет жизнь, по закону житейской логики ну никах не может находиться. Это душевное расположение и есть то самое утешение, о котором Павел напоминает своему ученику.

Перед нами замечательный образ того, что есть христианство и что оно может предложить человеку. Христос не обещает наладить нашу жизнь сразу после того, как мы примем крещение. Скорее всего, наше материальное благополучие не изменится после того, как мы начнем ходить в храм на богослужения. Вероятно и участие в церковных таинствах не избавит нас от массы бытовых неустройств. Более того, скорее всего, у нас появятся дополнительные проблемы с ближними, которые могут не принять нашего нового образа жизни. Единственное, что обещает Господь — в ответ на нашу верность, веру и ревность дать нам силы терпеть. Терпеть не только своих, но даже чужих злых людей. И не просто терпеть, сжав зубы, на грани срыва. Но терпеть с любовью и великодушием, как терпят любящие родители своего непутевого ребенка. Иными словами, Христос обещает нам одно, но самое важное — мир сердца и покой души, которые и есть Царство Небесное.

священник Дмитрий Барицкий.

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о двух людях, которые зашли в храм чтобы помолиться. Иногда в Евангелии встречаются образы явных грешников, тех, кто совершает грехи, но не имеет в себе сил исправиться. Вместе с тем, в Евангелии можно увидеть картину совершенно не характерную для религиозной литературы: в качестве грешников изображаются те, кто внешне выглядят как праведники.

Читая Евангелие нетрудно убедиться, что возмущение тем, что говорил и делал Христос часто возникало именно из-за того, что он вскрывал противоречия между формальной и реальной стороной дела. Мало просто соблюсти заповедь, важно то как именно ты это делаешь, по какой причине, с какой целью, как меняются твои отношения с людьми и твое отношение к людям.

Итак, мы видим фарисея и мытаря, которые каждый по-своему обращаются к Богу. Интересно, что с точки зрения аскетической благодарственная молитва нередко оценивается как более высокая, ведь человек в ней отрешается от своих интересов, не ставит себя в центр, но напротив возносит хвалу Богу. Только в случае с фарисеем оказывается, что хвала эта возносится Богу скорее внешне, в то время как внутренне внимание молитвы обращено на самого молящегося, который благодарен Богу за то, каков он. Казалось бы, странная молитва, но почему бы и нет? Что в ней плохого?

Конечно, не стоило упоминать в ней мытаря, но, в конце концов, может быть он действительно не делал ничего такого, что делал фарисей. Может быть, это была просто объективная оценка фактов и ничего плохого в ней не было...

Но дело не только в мытаре. Дело в том, что эта молитва говорит о совершенно искаженном образе Бога. Которого оказывается можно благодарить за то, что одни стали праведниками, а другие грешниками... Ведь если ты благодаришь Бога за что-то, значит ты считаешь, что именно Он оказывается причиной сложившегося порядка вещей. Как будто Бог любит тебя и не любит других, раз не привел их к такой же благочестивой жизни.

Может показаться, что самое плохое в молитве фарисея его похвальба. Конечно, в рамках нашей сегодняшней культуры для нас она действительно звучит дико. Но вообще традиция воспринимать себя как особенного, как того, кто приблизился к Богу благодаря исполнению закона, была вполне характерна для Ветхого Завета. В молитве фарисея особенно поражает не столько завышенная самооценка, которая для нас непривычна, сколько совершенное безразличие к грешнику. Фарисей не стал молиться о том, чтобы Бог исправил его собрата мытаря... Он не стал просить Бога о милости к грешнику... Он был совершенно спокоен, хотя видел рядом погибающего. Все это свидетельствует о том, что внутренне, фарисей выстраивает между собой и остальными людьми барьер. При этом он видит себя на стороне Бога, в то время как остальных по ту сторону этой стены. И вместо того, чтобы выйти из-за нее, снизойти к остальными и молиться о том, чтобы Бог привел их к праведности, фарисей внутренне спокоен. Люди грешные ему не интересны.

В этом и есть главное отличие настоящей праведности от ложной. Праведность истинная не может быть таковой без любви, без заботы о ближнем, без переживания о нем. Может показаться, что мытарь тоже ни о чем кроме себя не молится... И это действительно так. Но в признании своей внутренней нищеты он смиряется перед Богом, и оказывается открыт ближнему. Именно поэтому Бог, желающий спасти обоих, будет смирять гордеца фарисея, в то время как смиренный мытарь будет возвышен, чтобы стать примером для многих.

священник Стефан Домусчи

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция