Расписание богослужений

f6877dd505aa62b2a71de49c8bf4bb89Послание апостола Павла к Евреям. глава VI, 13-20.

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Порода собак Сенбернар нравится очень и очень многим людям. А как же иначе, ведь не испытывать симпатий к такому доброму великану крайне тяжело. Породу Сенбернар вывели несколько веков назад католические монахи из одноименного монастыря, расположенного в Альпах на границе Швейцарии и Италии. Обитель была основана в 1049 году епископом Бернаром Ментонским и выполняла очень важное служение — помогала многочисленным торговцам преодолевать перевал между Мон-Бланом и Монта-Розой — двумя известными альпийскими вершинами. Монахи до сих пор предлагают путешественникам кров, обогрев и пропитание. А если кто-то потерялся и сбился с пути — отправляются на помощь и выполняют обязанность проводников. В сопровождении упомянутых уже собак — сенбернаров. Горный проводник — благородное и опасное служение, которое пользуется уважением не только в Альпах, но и в других гористых местностях. На святой земле есть свои горы — они не очень высокие, но, тем не менее, и здесь о работе проводников знали в древности не понаслышке. Во всяком случае, этот образ, как вполне понятный читателю, употребляет апостол Павел в своем послании к Евреям — то есть христианам неразрушенного еще римлянами Иерусалима. Апостол написал представленный текст не случайно. В его задачу входило укрепить соплеменников (Павел тоже был по национальности евреем) в вере во Христа Спасителя и еще раз доказать, что Иисус из Назарета и есть, безусловно, тот самый Спаситель-Мессия, о котором говорили пророки древнего Израиля. Поэтому святой Павел постоянно ссылается на ветхозаветные образы и проводит параллели между ними и событиями из уже новозаветной истории.

В сегодняшнем чтении мы слышим упоминание об Аврааме — ключевой личности для апостола Павла. Праотца Авраама святой упоминает в разных своих посланиях и всегда как символ искренней и непоколебимой верности. В сегодняшнем чтении речь идет о причине, лежавшей в основании избранного ветхозаветным святым жизненным пути. Авраам был просто поражен тем, как с ним говорит Господь. Бог видел в ветхозаветном праведнике Своего избранника. Призывая Авраама на служение, Творец клянется дать ему долгожданного наследника, от которого уже произойдет великий народ. При этом Господь клянется не небом, не землей, не каким-то элементом сотворенного им мира. Бог клянется Самим Собой — Авраам и подумать не мог, что в отношении него, слабого и несовершенного человека, прозвучат подобные слова. Потому и оставил в 75 лет праведник свой обжитый дом и отправился в новую землю, где начал жизнь с чистого листа. Образ Авраама неоднократно утешал народ еврейский в годы испытаний. Евреи вспоминали о непоколебимой вере своего прародителя и приобретали силы для преодоления всех искушений и преград. Апостол Павел, восхваляя подвиг Авраама, говорит, что если этому человеку евреи-христиане верны и благодарны, то тем паче они должны быть верны и благодарны Сыну Божьему — Иисусу Христу. Ведь Христос совершил для людей значительно больше. В его Лице мы увидели не путешествие из одной земли в другую, мы стали свидетелями чуда — Бог пришел в наш мир. Аврааму дано было увидеть Святую Троицу, но именно во Христе тайна Бога Троицы открылась людям. Авраам наследовал землю обетованную, а Господь Иисус стал нашим проводником в Царство Небесное. И Он не просто воскрес и вознесся на Небо, воссев одесную Бога Отца. Каждого искренне верующего в Него Христос подобно горному проводнику ведет в обители вечной радости, помогая преодолевать завалы и пропасти, оберегает и защищает, освящает и наполняет духовной силой, исходящей от Него как единственного и всесильного небесного Первосвященника.

священник Антоний Борисов.

Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 17-31

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Ученики Христа, как мы знаем, были способны на многое. Они не только проповедовали, но и совершали исцеления. Здесь же апостолы столкнулись с чем-то для себя новым и необычным: те методы исцеления, которые успешно работали ранее, вдруг оказались бесполезными. Их вопрос о том, почему они не смогли помочь мальчику вполне закономерен. Но Христов ответ на этот вопрос очень странный: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». В ответе мы видим указание на то, что бесы бывают разными и, как следствие, избавление от них тоже подразумевает различие в методах.

Однако, это не так важно. Значительно любопытнее другое: Господь говорит о молитве и посте как единственных средствах изгнания злых духов, но при этом Сам Он помог мальчику без каких-либо описанных в Евангелии предварительных молитв и поста. Да, мы знаем о посте Христа в пустыне перед Его выходом на общественное служение, знаем о Его уединенных ночных молитвах, но данных о каких-то иных сугубых молитвах и посте непосредственно перед исцелением мальчика у нас нет, кроме того, Спаситель не был фарисеем, Он не соблюдал традиционные для этой группы иудеев постные дни. Впрочем, понятно, что у Него, как у Воплощенного Бога, не было необходимости в какой бы то ни было специальной подготовке для совершения исцелений. А вот у учеников такая необходимость была. Но почему именно молитва и пост? Почему не что-то иное? Почему вообще этот вопрос возник именно в связи с изгнанием злого духа?

Один из возможных ответов связан с теми событиями, которые непосредственно предшествовали встрече учеников с одержимым ребенком и его отцом. А события эти прекрасно известны любому христианину: незадолго до этой встречи было Преображение Господне. Апостолы были свидетелями необычайного, даже в рамках Евангелия, события. Преображение поражает и возвышает, оно, если выражаться метафорически, отрывает от земли. Ученики действительно были потрясены, достаточно вспомнить слова апостола Петра, которые он произнес во время пребывания на горе Преображения: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии», и вспомнить комментарий к этим словам со стороны евангелиста Марка: «Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе». Конечно, слово «страх» здесь следует понимать как крайнюю степень восторга, которая граничит с шоком. Любой человек, столкнувшись с подобным, рискует на какое-то время забыть о том, что быть свидетелем Преображения еще не значит уподобиться Богу, уподобление Богу состоит не в переживании возвышенных состояний, а в крайнем смирении, ведь, в первую очередь, смирение, а не что-то иное явил нам Воплощенный Бог.

Соответственно, путь уподобления Богу пролегает через то же самое — через крайнее смирение. А оно, в свою очередь, достигается лишь молитвой и постом, эти два средства приводят человека к богоподобному состоянию, и только тогда он, по милости Божией, становится способен совершать и те действия, который совершал Тот, «Кто будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8–10).

епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция