Послание апостола Павла к евреем. Глава IX, стихи 11-14.
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Только что прозвучавший отрывок самым тесным образом связан с теми ритуальными законами, о которых мы узнаем из Ветхого Завета. В иудейской религии жертвоприношения занимали важное место. Они были довольно разнообразны. Это были как ежедневные жертвы, так и по особым случаям. Для этого могли использовать как животных, так и плоды земли. Особое значение имели две жертвы.
Первая совершалась во время праздника, который назывался День Очищения. Специально выбирали тельца и козла. Тельца приносили в жертву за грехи первосвященника, козла — за грехи народа.
Вторая — это жертвоприношение рыжей телицы. Дело в том, что, согласно ветхозаветным представлениям, человек, который прикоснулся к мертвому телу, становился нечистым. Это значит, что он не мог участвовать в богослужении, ведь он осквернял бы все, к чему бы ни прикасался. Чтобы стать чистым, необходимо было провести специальный обряд. За пределами поселения закалывали рыжую телицу. Ее кровью кропили перед входом в храм. После тушу сжигали, а золу пускали по ветру.
Считалось, что в результате обоих ритуалов человеку прощались его грехи, как вольные грехи, так и невольные. И он опять мог полноценно общаться с Богом.
Сегодня апостол Павел говорит, что та жертва, которую принес Христос Своим воплощением, смертью на кресте и воскресением, намного значительней, эффективный и совершенней, чем все эти довольно странные ритуалы. Во-первых, потому, что ветхозаветные священники совершали их постоянно, в то время как жертва Христова принесена один раз и этого достаточно для того, чтобы очистить грех всякого человека, где бы он ни родился и когда бы он не жил. Во-вторых, ветхозаветные обряды очищали только человеческое тело, то есть, избавляли его от той телесной нечистоты, которая мешала ему принять участие в ритуале и общаться с другими людьми. По сути, все это были внешние, формальные изменения. Жертва же Христова очищает саму человеческую душу. Ведь, по словам Спасителя, в действительности нас оскверняет не то, что мы едим, не то, к чему мы прикасаемся физически. Настоящая нечистота — это вся та мерзость, которая может таиться у нас внутри и которая порой пробивается наружу. Иными словами, она очищает нашу совесть, дает нам мир и покой, примиряет с Богом наше сердце. Никакая внешняя механическая работа, никакой формальный ритуал на это не способны.
Как же человеку усвоить результаты этой жертвы? Как войти в этот радостный опыт прощения и примирения с Богом, другими людьми и самим собой? Для этого Христос и утвердил Церковь с ее таинствами, для этого Он и дал нам Евангелие с его заповедями о жертвенной любви. От нес требуется лишь желание и решимость пойти по этому пути.
Священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 32-45
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.
И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос говорит ученикам о предстоящем страдании и воскресении. Внимательный слушатель при этом вспомнит, что тема креста уже звучала неделю назад. В храмах священники выносили крест для поклонения и призывали взять свой крест и следовать за Спасителем. Почему же слова о кресте так часто повторяются в Евангелии? Все просто. Потому что апостолы их как будто бы не слышат...
Почему этот мотив повторяется в Евангельских чтениях в храме? Потому что мы часто живем так, как будто не слышали этих слов. С завидным упорством мы ждем от христианства чего-то своего, не пытаясь услышать Христа. Встретив подобное отношение в быту, мы очень удивились бы... Никто не станет обращаться к окулисту, если у него болят суставы или к электрику, если у него проблемы с водой... Но почему-то за богатством и удачей мы идем к Богу, Который через своих учеников обещал нам совершенно другое. Но совершенно ли? Судя по тому, что Он отвечает братьям Иакову и Иоанну, мирскую славу и почет им стоило бы поискать в другом месте. Христос позвал их не за этим и нигде этого не обещал. Но все же запрещает ли Христос желать того, что обычно называют счастьем?
Однажды, я стоял в храмовой лавке и смотрел книги. Вошла молодая девушка и обратилась к свещнице с просьбой. Она хотела заказать молебен о простом женском счастье. Она так это и сказала. В этой простой и искренней просьбе не было ничего плохого или примитивного... Потому что нет ничего плохого в счастливом браке с любящим и любимым человеком, в рождении детей, в самореализации на хорошей работе... Ошибка происходит тогда, когда это становится самоцелью, когда человек именно в этом полагает единственный путь к счастью.
Я задал этой девушке один простой вопрос: вы уверены, что ваши представления о вашем возможном счастье совпадут с тем, каким ваше счастье видит Бог? Готовы ли вы принять от Него то счастье, которое Он для вас приготовил? Обращаясь к Богу с просьбой устроить нашу жизнь и даровать нам здоровье и счастье, надо быть готовым к тому, чтобы принять тот дар, который Он для нас приготовил и суметь правильно этим даром распорядиться.
Священник Стефан Домусчи