Деяния святых апостолов. глава XX, стихи 16-18, 28-36.
Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».
Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
В только что прозвучавшем отрывке мы слышим слова апостола Павла, адресованные христианской общине, в первую очередь священникам, города Ефес. Он наставляет их в том, как хранить верность тому благовестию, которое он некогда им возвестил. Иными словами, как оставаться подлинными учениками Иисуса Христа, хранителями Истины. И здесь делается акцент на трех важных темах.
Во-первых, Павел призывает христиан хранить ту особую атмосферу, которая царила между первыми апостолами и Спасителем. Именно она является отличительным признаком последователей Христа. Это атмосфера жертвенной любви, милости и кротости по отношению друг ко другу и к окружающим. Пожалуй, это самое яркое свидетельство того, что та или иная человеческая организация имеет непосредственную связь с Евангельским учением. Эту атмосферу сложно выразить словами. Ее невозможно подделать или воспроизвести механически. Ее можно пережить опытно. Перенять от старших товарищей. Подобно тому, как ученик перенимает опыт жизни от взрослого наставника, ежедневно общаясь с ним. Она рождается лишь в том случае, если в общине совершается подлинная Евхаристия. То есть, ее источником является не человеческая душевность и эмоциональность, но Чаша Христова, которая возносится за каждой Литургией и от которой причащаются все верные. Это и есть пребывание Духа Святого в Церкви. Божественная благодать.
Второе-на чем акцентирует апостол — на верности учению. Пресвитеры, то есть, священники, должны хранить истины веры. Не только дух Христов, но и максимально точные слова, которые этот дух выражают на языке разума. Позже будет названо догматическими формулировками. Зачастую христианские богословы использовали для этого понятия и термины, которые заимствовали у греческих философов. Но если философы выражали свой собственный опыт. То церковные мыслители, говоря на языке философии, выражали общий опыт Церкви, который есть ни что иное, как общее для всех христиан переживание Бога и духовной реальности в целом.
Наконец, апостол указывает на то, что духовная жизнь и размышления о ней необходимо поддерживать конкретными делами. Жертвенная любовь должна принимать осязаемые формы. Быть направленной на людей. Эти дела должны совершаться бескорыстно. Истинному христианину должно быть чуждо настроение рыночных отношений, я тебе — ты мне. Он должен исходить из той установки, что лучше отдавать, чем принимать. Поэтому апостол и делает такой акцент на том, что зарабатывал себе на пропитание собственными руками.
На этих трех столпах, божественная благодать, верность богословским истинам, евангельская добродетель и должна основываться подлинная вера. Если какой-то из этих трех столпов пошатнулся, мы имеем дело с неправым учением. Не случайно, поэтому, этот отрывок читается в день памяти отцов Первого Вселенского собора. На нем была отвергнуть ересь, то есть, неправильное учение о Бога, Ария. Несмотря на то, что он был строгий аскет и стремился со своими последователями строго исполнять Евангельские заповеди, он неверно учил о Христе. Говорил, что Он не Бог, а просто одно из высших творений. А это означает, что и духовную реальность он воспринимал искаженно, неверно. Его духовный опыт имел мало общего с той атмосферой, которая царила в общине Спасителя. Будем помнить об этом. Наша христианская жизнь должна развиваться во всех трех направлениях. Лишь в этом случае наше христианство будет подлинным, Евангельским, Христовым.
священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Иоанна, Глава 17, стихи 1-13
После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Легко, радостно и непринуждённо каждый из нас занимается лишь тем, в чем видит смысл. Если же смысл не просматривается, то действовать становится значительно сложнее. А еще все мы предпочитаем простые и понятные шаги. Это естественно для человека, и потому особой популярностью среди христиан пользуются нравственные главы Евангелия от Матфея, ведь в них идет речь об очень, как кажется, простых вещах, о том, что стоит делать, а чего, напротив, стоит избегать.
Может показаться, что сказанного там вполне достаточно, что смысл христианской жизни в том и заключен, чтобы быть евангельски праведным человеком. Но это не так, ведь Евангелие — это не одна, а четыре книги, нельзя взять себе в качестве руководства одну из них или же какой-то фрагмент, Евангелие необходимо воспринимать полностью, в нем нет того, что имеет большую важность, и нет того, что незначительно.
Но сегодняшний отрывок стоит особняком: это фрагмент Первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа. В ней Он говорит о самом значимом и сокровенном. Он молится о Своих учениках. Здесь же Он дает определение вечной жизни, которое очень непохоже на все то, что было написано в Евангелии ранее. Господь говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
Но какие практические следствия можно сделать из этой фразы? К каким действиям она нас должна побудить? На эти вопросы нет простых ответов, а потому и само данное здесь Господом Иисусом Христом определение вечной жизни остается за рамками осмысления большинства христиан.
Святитель Николай Сербский в отношение этой Христовой фразы сделал очень важное замечание, с его точки зрения, познание Бога — не есть вечная жизнь в ее абсолютном смысле, вот его слова: «Познание Бога в этой земной жизни составляет начало и предвкушение жизни вечной. Познание Бога — вот для нас жизнь вечная, пока мы находимся на земле. А какова жизнь вечная в мире ином, „не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку"». Очевидно, что познать Бога в полной мере человек не способен, этот процесс бесконечен, если в земной жизни познание Бога идет через исследование Писания, через нравственную жизнь и через участие в церковных таинствах, то в мире ином райское блаженство есть ничто иное, как пребывание рядом с Богом и познание Его из опыта личного с Ним общения, не «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», а «лицем к лицу» (см. 1 Кор. 13:12). Есть у святителя Николая и замечательное описание человека, который находится на верном пути и уже начал восходить к богопознанию: «Знает Бога тот, кто ощущает Божие дыхание жизни в себе и повсюду вокруг себя; тот, кто и умом, и сердцем, и душою чувствует величественное и страшное присутствие единого истинного Бога как в природе, так и в жизни людей — и в своей собственной жизни».
Епископ Феоктист Игумнов