Расписание богослужений

scale 1200Послание апостола Павла к Римлянам. Глава II, стихи 10-16.

Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!  Ибо нет лицеприятия у Бога.

Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

Около ста лет назад было написано стихотворение, которое практически каждый знает с детства: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо»? Конечно, у автора, который был одним из певцов революции было свое представление о добре и зле и все же, если посмотрим на то, чему отец учит сына — мы увидим, что речь идет об аккуратности, бережливости, смелости и защите слабых, то есть вещах, которые понятны всем и во все времена, и во всех народах будут считаться тем, что хорошо.

Часто корнем проблем, возникающих между народами, сословиями или даже отдельными людьми, является примитивизация, а иногда чуть ли ни демонизация жизни других. Это тем более удобно, что представляя жизнь других совершенно плохой и во всем неправильной, проще ощутить себя правильным и даже праведным.

Иногда у подобных взглядов бывает национальная, иногда политическая подоплека, в случае иудеев и язычников основа была, конечно, религиозной. С точки зрения Ветхого Завета язычество или идолопоклонство было злом. В то же время, из истории взаимоотношений иудеев и язычников, мы видим, что не все язычники были злыми и поступали плохо по отношению к израильтянам.

Ко времени Христа у многих иудеев отношение к язычникам было однозначным, они воспринимались как нечистые и недостойные спасения. Конечно, в пророческих книгах мы видим совершенно другой настрой, но потому пророков и гнали, что они шли против общественных настроений.

В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к Римской общине с очень важной мыслью. Сегодня она может показаться простой, но в то время апостол вынужден был долго и подробно объяснять, что хорошие поступки могут совершать не только иудеи, но и эллины. Кажется, ну что здесь такого? А ведь от согласия или несогласия с этой мыслью зависит очень многое. Если человек, которого ты видишь перед собой не способен ни к чему доброму, для чего с ним общаться? Проповедовать ему? Нужен ли он Богу? Нет.

Напротив, если человек, который перед тобой, несмотря на грех идолопоклонства, способен к добрым делам, значит с ним возможен диалог. Не только твой диалог, как часть человеческих отношений... Совершая добрые дела, он оказывается открыт Богу и Бог истинный может коснуться его сердца.

В чем же укоренена возможность его обращения? В чем тот нравственный корень, который не позволяет свести человека ко злу... не позволяет потерять надежду?

Это совесть. Знание и ощущение того, что наши поступки не безразличны, что они могут быть разного качества, могу быть хорошими или плохими.

Знание закона воспринималось иудеями как дар Творца, как особый знак того, что они избранный народ Божий. И вдруг апостол говорит им, что совесть как внутренний свидетель добра и зла, и есть знак избрания... И всякий, кто стремится к добру оказывается на правильном пути. Он может не дойти, но у него есть шанс стать своим Богу. Кажется, этой идее не одна сотня лет. Однако нам и сегодня очень нравится все упрощать, разделяя мир на хороших и плохих, на тех, кто с Богом и тех, кто лишен Его милости... И все же, вспоминая слова апостола Павла, мы не должны забывать, что всякий, кто стремится к добру, как бы ни ошибался в остальном, не безнадежен для вечности.

священник Стефан Домусчи

Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 18-23

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

В только что прозвучавшем отрывке мы услышали, как Христос призвал первых Своих учеников к апостольскому служению. Примечательно, что все они были простыми рыбками. Людьми некнижными, обыкновенными трудягами. Позвав их за Собой, Господь произносит очень примечательную фразу: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Сравнение служения проповедника и трудов рыбака очень не случайно. Тот, кто призван к проповеди христианства, подобен во многом тому, кто зарабатывает на жизнь рыбным промыслом. Хороший рыбак должен быть терпелив. Ведь рыба очень долго может не клевать на наживку. А потому ему необходимо запастись изрядной долей терпения для того, чтобы прийти домой с добычей.

Так же и проповедник должен уметь ждать. Результаты его работы видны не сразу. Многие из тех, кто говорил людям о Боге, умирали так и не увидели плодов своей деятельности. Жизнь проповедников была полна тягот, отнюдь не триумфа победителей. И лишь спустя многое время после их смерти то семечко, которое они бросили в землю, превратилось в прекрасное растение. Опытный рыбак знает, что для каждой рыбки свое время. И порой закидывать удочку просто бессмысленно. Так, например, зачастую бесполезно пытаться поймать рыбу в полдень в самый разгар жары. Полнолуние тоже не способствует хорошему клеву. Вряд ли можно поймать камбалу зимой, а вот для охоты на окунька или щуки — это самое время.

Так и хороший проповедник знает, когда и перед кем сказать слово, а когда и перед кем промолчать. Ведь несвоевременная проповедь может лишь повредить, озлобить, отвернуть людей от Евангелия на всю жизнь. Настоящий профессионал своего дела должен правильно подбирать наживку. Для одной рыбы необходима наживка в виде червя, другая идет на блесну, для третьей делают манную болтушку. Поэтому апостол Павел и говорит, что «для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых». Нельзя ко всем подходить одинаково. Все люди разные. С разным жизненным опытом и душевной организацией. И каждый откроется лишь в том случае, если в словах о Христе услышит нечто, созвучное своему внутреннему миру.

Наконец, мудрый рыбак постарается вести себя тихо, чтобы не распугать добычу. Точно так и рассудительный проповедник не будет выставлять себя напоказ. Он свидетельствует не о себе и приводит людей не к себе. Его цель — привести человека ко Христу. А потому он должен уметь не связывать волю людей, уметь в нужный момент отойти в сторону, чтобы человек сам смог наладить личные отношения с Богом. Всякий ученик Спасителя призван по мере своих сил и талантов нести апостольское служение. Мы умираем духовно, если не свидетельствуем. Почему и апостол Павел говорил: «горе мне, если я не благовествую». Речь идет не обязательно о проповеди слова. Проповедовать христианство можно и молча: своим делом, своим отношением к тем, кто с нами рядом. А потому настоящий христианин не может не проповедовать. Ведь евангельская радость, которая его переполняет, изливается у него изнутри, как радостное настроение. Ее невозможно скрыть. Но нам необходимо умело управлять этой радостью. Чтобы не навредить своим ближним, но действительно уловить их в сети Царства Небесного и вернуть в объятья Бога.

священник Дмитрий Барицкий

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция