Расписание богослужений

EHJWAdWWsAAghM7Послание апостола Павла к Римлянам, глава V, стихи 1-10.

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Сегодняшнее чтение из апостольского послания — одно из самых пронзительных. Апостол Павел говорит о любви Бога к человечеству — которая проявилась прежде всего в том, что Сын Божий умер за людей, когда они «ещё были грешниками» и нечестивыми. Используя риторический приём, апостол добивается сильнейшего эффекта: действительно, едва ли кто решится отдать свою жизнь за благодетеля — но чтобы умереть за своего врага — это совсем за гранью возможного. Но Бог на Кресте умирает за людей, которые находятся именно в таком состоянии — откровенной вражды с Богом.

В современной психологии мы часто можем встретить понятие «безусловной любви». Именно отсутствие опыта такого абсолютного и доброго принятия ребёнка со стороны родителей и окружающих чаще всего является причиной многих душевных травм, которые мучают человека уже во взрослом возрасте. И психологи призывают родителей учиться безусловной любви, чтобы минимализировать травматизацию собственных детей. Однако психология не замечает одну очень важную деталь: чтобы захотеть и быть способным так безусловно любить даже собственного ребёнка, уже надо иметь определённый опыт такой любви! Бессмысленно призывать человека с помутнённым хрусталиком в глазу быть более аккуратным — он просто не видит грязи, для него всё — одинаково мутно. Точно также и человек, не имевший в своём опыте безусловной принимающей любви, не может её «сконструировать» из своих представлений — как ни придумывай, а всё равно получится криво и косо. И, увы, здесь мы попадаем в дурную зависимость: нелюбовь не может родить любовь...

Но у апостола есть рецепт, как разорвать этот порочный круг: тот, кто испытает в своём сердце принимающую любовь Божию, оказывается свободным от отсутствия опыта человеческой любви! Если всё бытие опирается на единственный фундамент — безусловную любовь Божию, явленную миру на Кресте, — тогда у каждого из нас нет ни малейшего права на нелюбовь к окружающим! И черпать эту любовь следует в первую очередь из наблюдения и созерцания того, как Бог заботится, бережно поддерживает, деликатно возделывает Своё мироздание! Всего лишь небольшой шаг веры — и куда ни брось свой взгляд — повсюду увидишь те или иные отблески одной и той же Божественной любви!

Но — не будем забывать и то, чего стоило Самому Богу наше освобождение. Именно в таком внутреннем напряжении — радости о любви и трепетной благодарности Христу — в душе открывается неиссякаемый источник вдохновенного служения — служения и Богу, и ближним!

протоиерей Павел Великанов.

Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 22-33

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Сегодняшнее чтение призывает нас задуматься о жизненных приоритетах. Чего мы хотим от жизни? К чему стремимся? И самое главное: осознаём ли все эти стремления, понимаем ли, что они зависят от нашего выбора?

Однако прежде, чем говорить о жизненных приоритетах, Христос обращает наше внимание на важность правильного взгляда на вещи. Ведь от того, как мы смотрим на мир, что мы в нем видим, зависит и то, к чему мы стремимся.

Кто-нибудь скажет, что качество зрения от нас не зависит. Мы ведь рождаемся с определенными его особенностями. С этим не поспоришь. Но то, как мы оцениваем увиденное, то, как мы к нему относимся, — в наших руках. Рассказывают, что однажды, какому-то крестьянину достались очки, которые ему совершенно не подходили. Причем не подходили настолько, что у него даже слезились глаза. Барин, который это увидел сказал ему, что очки эти лучше не носить, так как они ему не подходят. Но тому очень этого хотелось и поэтому он сказал: «Ничего, барин, присмотрятся». Не понимая до конца механизма действия очков, он был готов мучиться и в итоге даже испортить зрение, только бы их носить. Сегодня этот случай кажется нам совершенно удивительным, ведь мы ценим хорошее зрение больше, чем возможность носить очки. В то же время, сами мы нередко ведем себя не лучше этого крестьянина, хотя и не замечаем этого.

Известно, что люди могут смотреть на одни и те же вещи по-разному. Например, в зависимости от того, какой человек представляет себе цель жизни, будет зависеть и то, как он будет жить. Если поставить себе неправильные цели, средства тоже будут неправильными. Сегодня мы прекрасно понимаем, что не все очки человеку подходят, хотя раньше люди этого не понимали. Зато они прекрасно понимали, что не всякие поступки подходят к жизни, в то время как мы этого не понимаем и думаем, что человек может жить так, как ему заблагорассудится. Например, современный человек выбирает себе в качестве цели — потребление и богатство. В соответствии с этими целями, он начинает действовать. Жесткий и даже жестокий мир, конкуренция за власть и ресурсы... Все это нередко приводит к человеческим слезам, как привели к ним очки крестьянина, которые ему совсем не подходили. Мы удивляемся ему, но сами, страдаем от неправильной жизни и, пожимая плечами, говорим, что делать? Жизнь такова? Но кто нам сказал, что это действительно так? Кто заставляет нас определять правила игры?

Итак, если глаз человека не замутнен и способен видеть замысел Божий в мире, он сможет правильно расставить приоритеты. Человек будет есть и пить, потому что он живое существо и Бог сотворил его именно такими... но еда и питье не будут смыслом его жизни. Всему найдется свое место, всё будет развиваться гармонично, если главной целью человека станет Бог и Его Царство.

священник Стефан Домусчи.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция