Расписание богослужений

942094a65c64ba5ae3e585a9d1cffcbcПослание к Римлянам апостола Павла глава VI, стихи 18-23.

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.

Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

В своей проповеди христианства, чтобы объяснить слушателям некоторые закономерности духовной жизни, апостол Павел очень часто использовал образы, хорошо знакомые его аудитории. Сегодня, для того чтобы раскрыть тему верности Христу, он обращается к аналогии рабства.

В древнем мире раб был не просто наемным рабочим. Это был человек, лишенный всякого личного пространства. Он находился полностью в распоряжении господина, который мог сделать с ним всё, что ему заблагорассудиться. Однако даже в этом случае у раба могла оставаться внутренняя свобода. Его мечты, воспоминания, надежды. Рабство духовное, о котором идет речь в только что прозвучавшем отрывке, это зависимость тотальная. Человек подчинен своему хозяину не только телесно, но и на уровне желаний, чувств, устремлений. То есть, говоря о рабстве, Павел хочет сказать, что каждый из нас волен выбирать, кому и чему он отдает свою жизнь во всей ее полноте. Таким образом, смысл метафоры следующий: на что мы направляем все свои силы, о чем постоянно думаем, чего от всей души желаем, то и является нашим хозяином, а мы его рабами. И варианты могут быть самые разные. Это может быть другой человек, семья, личный успех, материальные ценности. Однако апостол Павел указывает сегодня на две крайние точки: с одной стороны это может быть Бог, с другой, наши греховные желания и пристрастия. Будучи наполнен мыслями о земном, человек не сможет служить Богу. Его хозяин будет перетягивать все внимание на себя. Заставлять исполнять лишь его приказы, то есть, действовать тем способом, который противен Творцу. И наоборот, если Бог является нашим Господином, то есть, занимает центральное место в нашем сердце, мы оказываемся не способными грешить. Что бы мы ни сделали, плодами нашей работы будет добродетель в ее Евангельском понимании.

Кто-то из мыслителей древности сказал, что человек подобен сосуду, который не может оставаться пустым. Ведь жизнь духовная не терпит вакуума. А потому абсолютной свободы, свободы от всего, не существует. Мы жаждем, выражаясь словами апостола Павла, стать чьими-то рабами, зависеть от чего-то. То есть, желаем обрести смысл, быть чем-то наполнены, чему-то всецело себя посвятить. Так дай же нам, Господи, сделать правильный выбор и быть не рабами греха и смерти, но Твоими рабами. Ведь там, где Ты, там жизнь, свобода и радость встречи вернувшегося домой сына с любящим и милующим Отцом.

священник Дмитрий Барицкий.

Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 5-13

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

В конце 13-й главы Евангелия от Матфея содержится во многих отношениях замечательный сюжет, который широко известен и который стоит держать в памяти, когда мы размышляем о сегодняшнем отрывке. Там, в 13-й главе, рассказывается, что Христос, будучи также в Капернауме, столкнулся не с римским язычником, а с теми, кто знал Его с детства и знал Его семью, эти люди, как пишет апостол и евангелист Матфей, «изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него всё это?» (Мф. 13:54–56). Все эти вопросы стали препятствием в вере, и потому 13-я глава Евангелия от Матфея заканчивается печальной фразой евангелиста: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:58).

Вполне очевидно, что сегодняшний отрывок имеет самую прямую связь с отрывком из 13-й главы: в обоих случаях события происходят в Капернауме, и оба раза речь идет о вере. В одном случае вера позволила совершить чудо исцеления слуги совершенно чуждого израильскому благочестию римского сотника, в другом — отсутствие веры полностью парализовало благую силу Божию, которая могла бы излиться на жителей родного города Господа Иисуса Христа.

Безусловно, что Бог может всё. Но между «мочь всё» и «делать всё» пролегает гигантская пропасть. Бог может действовать и без веры в Него, ведь Он не определяется нашим к Нему отношением. Но Бог так не действует, Он требует веру. Можно попытаться осмыслить причины этого требования, но, пожалуй, лучше сосредоточиться не на том, что нам неподвластно — на осмыслении логики Бога, а на самих себе, ведь если Богом человек управлять не в состоянии, то над самими собой мы имеем власть.

У римского сотника не было никаких внешних предпосылок для веры во Христа. Но он верил.

У знавших Христа жителей Капернаума должна была быть вера хотя бы в силу их знания Священного Писания и истории собственного народа. Но веры не оказалось. У них было оправдание собственного неверия: как может обладать божественной силой Тот, Кто вырос среди них и Чьих родственников они знают? Эти люди нашли причину своего неверия.

Такого рода причин может быть неисчерпаемое множество. Но вот что удивительно: все те причины неверия, которые кажутся нам вполне благовидными и весомыми, ничего не значат в очах Божиих. Нет той причины неверия, которая могла бы быть принята Богом как уважительная. Все наши умозаключения, которые, как кажется, могли бы послужить неоспоримыми аргументами отсутствия веры, не убеждают Бога, Он их не принимает и с ними не считается. Он не вступает с нами в дискуссию, Он ничего не пытается доказать, Он просто уходит к тем, кто не ищет отговорок, к тем, у кого зачастую нет никаких предпосылок для веры, но есть вера. К таким людям, каковым был сотник из Каперанаума.

епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция