Расписание богослужений

vindecarea-indracitului-vioПослание апостола Павла к Римлянам. Глава  X, стихи 1-10.

Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.

Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.

Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

 

Превратившись из Савла в Павла и став Христовым апостолом, Павел остался евреем. Его миссия была в большинстве случаев нацелена на просвещение светом евангельской истины язычников, но его сердце оставалось с его родным народом, то есть с израильтянами. Он не мог не думать о них, не мог не переживать о своих братьях и сестрах, особенно же о тех из них, кто продолжал сопротивляться слову Евангелия и не верил в то, что Иисус из Назарета и есть чаемый Израилем Мессия.

В этом отрывке апостол прямо говорит о своих переживаниях и сокровенных молитвах: «желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение». Павел не называет неверующих во Христа израильтян безбожниками или же гонителями Бога, напротив, он хвалит их: «свидетельствую им, что имеют ревность по Боге». Но здесь же апостол вынужден сделать очень печальную для него самого оговорку: «имеют ревность по Боге, но не по рассуждению».

Далее он поясняет свою мысль. Он пишет, что «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией». Но вины израильтян в этом нет, потому что они были научены Моисеем строгому исполнению закона. У такой строгости была вполне понятная цель: тот, кто тщательно исполнял повеления закона Моисея, тот сохранялся как часть избранного Богом народа. Апостол Павел облекает свою мысль в такие слова: «Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им».

После этих слов апостол переходит к самому главному: он объясняет, что означает не понятая, а потому и не достигнутая его соплеменниками «праведность от веры». Для этого Павел использует один из образов библейской книги Второзаконие, в частности, фрагмент из 30-й главы, в которой речь идет о близости Бога к человеку, и о том, что Его воля не сокрыта от нас, для познания воли Божией нет необходимости восходить на небо, или же отправляться в далекую страну, потому что «весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30:14). Эту мысль книги Второзаконие апостол Павел прилагает к размышлениям о Христе и неразрывно связанной с Ним «праведности от веры», к которой должна была привести израильтян «праведность от закона». Она — «праведность от закона» — некий фундамент, на котором должна стоять «праведность от веры», а достигается эта высшая праведность только через признание Иисуса из Назарета Мессией и веру в Его Воскресение: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься».

епископ Феоктист Игумнов

Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 28-34.  Глава 9, стихи 1

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов*, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

История с исцелением гергесинских бесноватых потрясает своей честностью. Узнав, что произошло, и как целое свиное стадо было брошено демонами в морскую пучину — жители всего города не обинуясь просят Иисуса отправиться куда подальше от их мест. Они словно говорят Ему: нам мало дела, кто Ты и что Ты, но жизнь, к которой мы привыкли, не смей трогать! Иди лучше отсюда подобру-поздорову!... Заметим, что в этом жители города проявляют завидную солидарность: нет ни одного, кто бы остановил толпу и сказал: погодите, а вдруг это и есть наш долгожданный Мессия? Вдруг мы сами себя лишаем общения с Тем, кто, возможно, дарует нам куда больше, чем решение материальных проблем? Но — увы! — жители даже и мысли не допускают о том, чтобы дать Иисусу возможность как-то Себя ещё раз проявить.

В современном обществе одним из важных политических активов является «мнение большинства». Вокруг этого актива вращаются выборы, голосования, опросы, рейтинги и многие иные инструменты влияния на общественные процессы. Но, как показывает сегодняшнее евангельское чтение, бывают ситуации, когда мнение большинства оказывается противо-Божественным, когда единство людей проявляется не в противостоянии греху, а в недопущении Бога в свою жизнь. Само беззаконное судилище над Иисусом и Его позорная смерть на Кресте — разве не были тоже «мнением большинства»? И в то же самое время главный авторитет Православной Церкви — не какой-то конкретный епископ, или священник, или даже святой — а соборный разум — разве это не есть разновидность тоже «мнения большинства»? Если подходить к разрешению этого вопроса путём формальной логики — мы неизбежно окажемся в тупике. Действительно, ведь были и разбойничьи, и еретические соборы — которые тоже большинством голосов принимали порой страшные, разрушительные для Церкви решения!

Как же быть — неужели даже нам, христианам, тоже приходится постоянно ходить с завязанными глазами? Конечно же, нет! Но решение вопроса лежит в иной плоскости — а именно — в области духовной. Точнее, в области согласованности каждого из тех, кто и составляет то самое «большинство», дыханию Духа Божьего. Почему Церковь именовала свои соборы — святыми? Только потому, что это единство Духа было очевидно и для участников, и для всех окружающих. Единство Духа невозможно там, где интриги, ненависть, где царствует злоба и мстительность, где нет места прощению и покаянию, где всё заранее предопределено и предрешено. Где слишком всё заполнено нашим, человеческим, и критически мало простора для Божественного, непредсказуемого, неуправляемого. Но там, где люди с добрым сердцем, открытым навстречу Богу, ищут Его воли, стремятся осознать и уловить Его дыхание, постоянно сверяют свой путь с Его Писанием — там, несомненно, «мнение такого большинства» никогда не вступит в противоборство с Богом! Помоги же всем нам, Господи, научиться быть прежде всего верными Твоим заповедям — и только тогда единство верных сможет предохранить нас от опасности богопротивной воли «мнения большинства!».

прот. Павел Великанов

 

 

 

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео