Послание апостола Павла к Римлянам. Глава XII, стихи 6-14.
И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Одни из самых рейтинговых передач на современном телевидении связаны с тем, что люди демонстрируют свои таланты. Кто-то очень хорошо поет, кто-то танцует или оказывается невероятно гибким. Люди пересылают друг другу ролики и с удивлением рассказывают о том, что видели или слышали. Этих роликов стало так много, что мы нередко перестаем обращать на них внимание. Но вот что интересно, мы говорим о талантах, связанных с телом и его способностями, и практически не обращаем внимания на таланты душевные и тем более духовные. Мы можем удивляться тому, что спортсмен остался на ногах, получив сокрушительный удар, но не удивляемся тому, что человек может жить в условиях постоянной агрессии и при этом не озлобиться. Мы можем удивиться человеку, который развил свою идею, организовал успешный бизнес и разбогател, но тот, кто, обладая богатством, начинает помогать бедным, оплачивает операции больным и вкладывается в социальные объекты, оказывается значительно менее интересен. Скорее, про такого скажут, что он замаливает грехи.
Естественно, такой акцент на внешних, телесных успехах появился не сегодня. И во времена апостола Павла существовали известные спортсмены, певцы и актеры, но он сознательно обращает наше внимание на таланты совершенно другого рода. Не то, чтобы он забывал о теле и считал его чем-то ничего не значащим, дело в другом. В своей жизни человек может сделать акцент на плоти и всем плотском, но может сделать акцент на духовном, не исключая плотского, но находя для плотского положенное ему место.
Итак, апостол Павел пишет сегодня о духовных дарах и ясно дает понять, что каждый христианин обладает тем или иным даром, которым он должен служить всем остальным. Причем если в начале чтения апостол говорит об особенных дарах пророчества или учительства, то во второй части он говорит о том, что действительно доступно каждому.
Например, о даре непритворной любви. Кто из нас не знает, что человек может быть открытым и искренне желать другому добра и непритворно любить. Можно ли назвать такую любовь даром или она является результатом наших усилий? И то, и другое. Бог призывает нас к любви, но наша задача сделать её непритворной. Это её свойство заключается в том, что мы отвращаемся зла и прилепляемся к добру. Причем речь не об отвлеченных добре и зле, но вещах очень конкретных. Любовь друг ко другу должна быть исполнена нежностью. Ученики Христовы должны стремиться услужить друг другу первыми, а не ждать, пока им послужат. И делать это не из-под палки, а с усердием, воспринимая свое служение ближнему как служение самому Господу.
Сегодня мы настолько привыкли к тому, что подвиги должны быть видимыми, что даже в жизни святых в первую очередь пытаемся найти что-нибудь эффектное. Нам кажется, что тот, кто пламенеет духом, должен творить чудеса и чуть ли ни возноситься над землей, но на самом деле главным признаком правильной жизни оказываются не внешние чудеса, а деятельная любовь. Прислушиваясь к тому, что говорит апостол, будем обращать внимание на то, что действительно достойно удивления. При этом постараемся не только удивляться и радоваться чужим добрым делам, постараемся творить их сами.
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 1-8
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Чудо, о котором мы только что услышали, произошло в Капернауме. Друзья принесли ко Христу расслабленного, то есть, парализованного человека. Примечательно то, с какими словами Спаситель обращается к нему: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи».
Подобное обращение не случайно. Видимо, причиной болезни несчастного был какой-то тяжкий грех. Христианские толкователи допускают, что это мог быть грех распутства. Некоторые из них считают, что Господь творит чудо не только и не столько по вере больного, сколько по вере его друзей. У присутствующих фарисеев слова Иисуса о прощении грехов вызывают возмущение. Ведь прощать грехи может только Бог. Однако Господь не вступает с ними в споры. Он знает об их уверенности в том, что никто не может исцелеть до тех пор, пока ему не прощены грехи. Поэтому Христос просто без лишних слов творит чудо. Призывает парализованного встать и идти, да еще наполняет его такой силой, что тот может сам нести свою кровать. Всё это лучше всего демонстрирует то, что Христос не богохульник, не самозванец, а Сам Бог, который может отпускать грешнику грехи и даровать ему исцеление.
Эта история — замечательный пример того, что наше физическое состояние тесным образом связано с нашей душевной и духовной жизнью. Нередко телесные страдания есть следствие нашей безбожной жизни. Ведь любой грех — не просто нарушение условной нормы, внешнего формального правила, которое мешает нам жить, как мы того хотим. Грех — это то, что нарушает Богом установленный порядок вещей, которому подчиняется всё наше мироздание. Любое прегрешение, каждое в свою меру, уничтожает определенный баланс и гармонию, которые необходимы для нормального и полноценного существования нашей души и нашего тела в этом мире. И нередко для того, чтобы получить физическое исцеление, необходимо искренне, от сердца принести Богу покаяние с желанием исправить свою жизнь.
Однако порой мы так погрязли в своих страстях, настолько поработились своим греховным привычкам, что самостоятельно не можем этого сделать. Наша душа словно парализована. Именно поэтому так важна вера наших ближних, их надежда на милость Бога и любовь к нам. Оказывается, мы имеем власть упросить Спасителя проявить заботу о наших близких. И Господь обязательно прислушается к нашей просьбе. В нужный момент, по Своему Промыслу, по нашей вере, вернёт родным не только физическое, но и душевное здравие. Как вернул его расслабленному, видя веру его друзей. Именно за этот дар веры народ, который стал свидетелем чуда, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
священник Дмитрий Барицкий