Второе послание апостола Павла Коринфянам, глава 9, стихи 6-11.
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Хороший хозяин — это бережливый хозяин. У такого ничего даром не пропадает: всё, что может пригодиться в хозяйстве, просто так двор не покинет. Казалось бы, это вполне очевидная истина.
Но сегодня апостол Павел призывает нас задуматься над тем, как связаны бережливость — и доброта человеческого сердца. И ключ к пониманию этого — руки.
Да, да, вы не ослышались — именно руки! Не случайно на иконах самые главные части изображения — лик и руки. Лик — лицо — отражение внутреннего мира, чем жил человек, о чем думал, что переживал. А вот руки показывают, каков был образ действий человека. Что и как он делал. Как правило, руки на иконах — открытые, обращённые к нам. В них мы никогда не увидим «хватательности» — попытки любыми способами ухватить, вцепиться, удержать, не упустить. Какую ни возьми руку на иконе — даже если она держит крест, или свиток, а особенно трогательно, когда это руки Богородицы, держащие Божественного Младенца — они будут полурасслабленны, воздушны, исполнены лёгкого касания — но не «хватания».
И в этой стилистике иконописных рук — глубочайший смысл. Апостол нас призывает научиться отдавать то, что находится в данный момент в наших руках — легко и радостно. Отказаться кормить стаю кошек, скребущих наше ссохшееся от печали расставания сердце. А легко мы отпускаем только тогда, когда видим в этом не лишение нас, а, напротив, вложение во что-то большее. Когда мы жмёмся и неохотно отдаём — в душе неизбежно поселяется жалость и скорбь. Но если отдаём легко, от души — то становимся участниками невероятной транзакции: перевода материальных благ в... доброту человеческого сердца! Не верите — да, пожалуйста, проверяйте почаще — и сомнения навсегда исчезнут!
протоиерей Павел Великанов
Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 11-16
После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
В только что прозвучавшем отрывке мы услышали о том, как Спаситель воскресил сына вдовы. Говорится, что это произошло в галилейском городке под названием Наин. Деталь немаловажная. Дело в том, что Наин находился совсем недалеко от другого населенного пункта под названием Сонам. За несколько столетий до пришествия Христа здесь также произошло чудо воскрешения ребенка. Его совершил пророк Елисей. Он был одним из величайших святых древности.
Однажды он пришел в Сонам и поселился в доме у благочестивой женщины. Она была гостеприимной хозяйкой и выделила Елисею комнату. Здесь он мог отдыхать от своих трудов и жить в перерывах между странствованиями. Женщина была бездетной и очень страдала по этому поводу. В благодарность за ее радушие пророк просит у Бога дать ей ребенка. Она рожает сына. Однако через некоторое время мальчик умирает от странной болезни. Родители обращаются к пророку, чтобы тот пришел к ним и воскресил сына. В ответ Елисей посылает человека, который должен был, помолившись Богу, положить на лицо умершего жезл пророка. Однако это не помогает. Тогда Елисей приходит сам и все же совершает чудо. При этом важно то, как он это делает. Писание говорит, что он «приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем». Так он делает два раза. А в перерыве обращается к Богу с молитвой. В ответ Господь воскрешает единственного сына родителей.
Это событие словно оттеняет то, что сделал Христос. Помогает увидеть совершенное Им в более широкой перспективе. Если Елисей воскресил мертвеца, приложив определенные усилия, то Господь делает это всего лишь одним словом и прикосновением руки. Так Спаситель демонстрирует Свою силу, которая неизмеримо больше силы величайших ветхозаветных пророков. Так Он на деле подтверждает Свои слова: «наступает час и ныне есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия и оживут».
И еще одна немаловажная деталь. Елисей своим поступком словно предвосхищает Спасителя. Ведь тело ребенка меньше тела взрослого человека. Тем не менее, пророк словно уменьшается в своих размерах так, что повторяет контуры тела умершего. Подобно этому и Христос, Сын Божий, умалился, смирился и стал таким же, как мы, человеком. Более того, толкователи говорят о том, что Елисей простерся над мальчиком в виде креста и согрел его своим теплом, вдохнул в него новую жизнь. Так всё в Священном Писании указывает на то, что Иисус не только Господин жизни. Спаситель также и Господин смерти, как и Сам Он говорит в Евангелии: «Ибо Я живу, и вы будете жить».
Иерей Дмитрий Барицкий