Расписание богослужений

richeetlazar-300x234Послание апостола Павла к Галатам. Глава I, стихи 11-19.

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Судьба одного из самых ярких проповедников Евангелия апостола Павла поистине удивительна. По происхождению он был евреем. С детства воспитывался в строгости иудейского религиозного закона. Когда Павел достиг юношеского возраста, то был послан родителями в Иерусалим для изучения Моисеева закона. Там он был одним из лучших учеников прославленного книжника, мудреца и знатока Библии Гамалиила. Под его руководством Павел досконально изучил Священное Писание и предание иудейских отцов и в результате присоединился к партии фарисеев. Со временем он стал одним из самых ярых представителей этого течения. Как сам он говорит о себе: «я был неумеренным ревнителем отеческих преданий». Сегодня апостол рассказывает о том, что вместе со своими соратниками яростно гнал христианскую церковь и преследовал последователей Спасителя. Известно, что он участвовал в казни первомученика Стефана, который, кстати, приходился ему не только однокашником по Иерусалимской школа, но и родственником.

Зачем он все это рассказывает? Павел утверждает, что Евангелие, то есть, истины учения Христова, он получил не из вторых рук, а непосредственно от Бога. Это очень смелое утверждение и оно, конечно, нуждалось в доказательстве. Для этого апостол и указывает на себя, на произошедшую в нем перемену. Действительно, что могло произойти с человеком, который еще вчера пытался стереть христианство с лица земли, отдавал ее на разграбление, а теперь видит смысл своего существования в том, чтобы проповедовать тайну Церкви всему миру? Такую перемену можно объяснить лишь каким-то сверхъестественным событием, которое глубоко потрясло Павла и радикально изменило его образ мысли.

Вся жизнь апостола свидетельствует, что он горел желанием обрести высокий смысл и служить ему всеми своими силами. Он гнал Церковь, будучи искренне уверенным в том, что это зловредная ересь, которая искажает учение о Боге. Видя это горение сердца в стремлении к истине, Господь перенаправляет энергию апостола в другое русло. И с той же ревностью, с какой раньше Павел преследовал христиан, он становится теперь одним из самых ярких проповедников Церкви и в итоге отдает за Христа свою жизнь.

Все это весьма примечательно. Парадоксально, но порой человек противится Истине не по причине своей легкомысленности и зловредности, но лишь потому, что он еще в пути, он в поиске и для него еще не наступило время личной встречи с ней. Это не безысходная ситуация. Видя его искренность, Господь откроется ему в нужный момент. Хуже, когда человек просто инертно дрейфует по этой жизни. Внешне он может проявлять лояльность, следовать традициям благочестия, но внутри быть теплохладным или даже равнодушным к вопросам поиска высокого смысла. Такой может прожить всю жизнь в Церкви, но так и не встретить там Христа. А потому будем молиться Богу и делать все от нас зависящее, чтобы Господь дал нам хотя бы крупицу той ревности о высоком смысле и сердечной искренности, какими обладал святой апостол Павел.

Священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

В сегодняшнем чтении мы услышали притчу о безымянном богаче и бедняке Лазаре. Она кажется довольно понятной. Впрочем, кое-что явно ускользает от слуха русскоязычного читателя, ведь для нас имя бедняка — это просто имя. На самом же деле Лазарь переводится как «Бог мне помог». Учитывая, что он нищий, это обстоятельство позволяет посмотреть на него совершенно по-другому. Он уже не просто бедняк, который лежит у ворот богача, Лазарь похож на того, кого Христос называл нищими духом, потому что именно нищий духом — это человек, который всю свою надежду возлагает не на себя, не на свое богатство, но на Бога. Неслучайно после смерти, он оказывается вместе с Авраамом — человеком, которого Писание называет отцом верующих, потому что он показал высочайший пример доверия Богу.

Богач жил совершенно иначе. Судя потому, что он говорит из глубины ада, он и его братья жили во грехе. Он надеется на покаяние братьев, которые еще живы и продолжают вести себя так же, как он. Пошли им Лазаря — отче Аврааме! — просит богач. «Им не нужен Лазарь, — говорит Авраам, — ведь у них есть закон и пророки... ». Но оказывается, что закон Моисеев братьям богача не указ.

Итак, перед нами не просто богач и бедняк, перед нами люди, по-разному относящиеся к Богу. В чем же выражается их отношение? Разве сам по себе человек, который богат автоматически плохо относится к Богу и разве бедный всегда относится к Нему хорошо? Для того, чтобы понять, что именно хотел сказать нам Спаситель, стоит посмотреть на контекст, ведь притча о богаче и Лазаре — это ответ. И в первую очередь ответ на насмешки со стороны фарисеев. Не возмущение, не протест, но именно насмешки. Над чем же они смеялись? «Не может человек служить двум господам, Богу и богатству, говорит Христос». И фарисеи, будучи сребролюбивы, начинают над Ним смеяться. Они, конечно, верили в Бога, но помимо Бога они очень любили деньги.

В чем суть их ошибки? В чем вообще суть неправильного восприятия ресурсов? В том, чтобы считать их своей надеждой, тем на что опираешься в жизни, тем, что придает тебе уверенности. Лазарь спасается не потому, что сделал много добрых дел, но находясь в бедственном положении, он не возмущался, не осуждал, не хулил Бога... Богач погибает, не потому что богат, а потому что полагается на богатство и боится расстаться с ним... Чтобы поделиться надо быть готовым рискнуть... Ведь, когда мы видим, что должны нечто отдать, нам часто кажется, что мы можем лишиться жизненной опоры. Но если мы доверимся Богу и будем полагаться на Него, мы увидим в ближнем брата, а не соперника. Мы сможем делиться не только от щедрот, но будем готовы отдать последнее, потому что надежду свою будем видеть в Боге.

Священник Стефан Домусчи

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция