Расписание богослужений

1Послание апостола Павла к Ефесянам глава II, стихи 4-10.

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

В современной церковной жизни есть проблема, с которой сталкиваются абсолютно все священнослужители. Проблема эта состоит в том, что многие христиане не очень любят посещать вечерние службы, которые совершаются накануне воскресных дней. Конечно, за этим нежеланием зачастую может скрываться невозможность, ведь все работают или учатся, все устали, всем хочется хотя бы один день провести дома со своей семьей и ни на что иное не тратить то совсем небольшое свободное время, которое так редко выпадает в нашей жизни. Но есть и другая сторона вопроса: непонимание. Если спросить наших верующих, в чем смысл посещения вечерних богослужений, то мало кто способен дать четкий, правильный и исчерпывающий ответ. А если нет понимания, то нет и стремления преодолевать неизбежные препятствия.

Апостол Павел в этом отрывке Послания к Ефесянам дает ответ в том числе и на вопрос о смысле вечерних богослужений, совершаемых накануне воскресений. Эти службы полностью состоят из прославления Христа Воскресшего, а также из поэтических богословских комментариев, которые посвящены размышлениям о самом Воскресении и о его следствиях для каждого из нас. Именно о следствиях пишет апостол Павел: «Бог и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

С одной стороны, спасение каждого уже совершено Христом, с другой — все мы призваны к тому, чтобы его достигнуть. А для этого надо очень хорошо понимать, в какую сторону двигаться, что конкретно необходимо делать, и каким образом устроено усвоение человеком уже совершенного Христом.

Если говорить предельно грубо, то можно привести такую аналогию. Есть спроектированный и собранный автомобиль, можно прийти в салон и его приобрести. Нет никакой нашей заслуги в том, что этот автомобиль был сделан. Он существует вне зависимости от нас. Но у нас есть возможность сделать его своим. Правда, его не отдадут просто так, лишь в силу нашего появления в автосалоне и желания им обладать. Для того, чтобы уехать на нем домой, необходимо довольно много потрудиться. А для такого труда нужна мотивация. В случае с автомобилями мотивация у каждого своя, но большую роль в ее создании и поддержании играет реклама, от которой почти невозможно скрыться, она, как мы знаем, весьма навязчива.

Если же вернуться к разговору о спасении, то здесь всё значительно сложнее, рекламы не видно, да и какой она может быть? Здесь для создания мотивации используются совсем иные инструменты, первейший из которых — молитвенное размышление о событиях Христова Воскресения, об изменениях, которые оно принесло, и о том, что дает человеку вхождение в Христово Царство жизни вечной, то есть, погружение своего ума именно в те богослужебные тексты, которые звучат в наших храмах накануне воскресных дней.

Епископ Феоктист Игумнов

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Деление людей на категории — вещь в плане истории совсем не новая. Так, население античных полисов состояло из свободных граждан и рабов. В Испании времён инквизиции только католики имели полный набор общественных прав. В Российской империи 19-го века неправославные не могли проживать в центральных регионах страны. В США до 60-х годов двадцатого века гражданами первого сорта считались исключительно белокожие. В современном Китае сельский житель имеет массу препятствий со стороны государства для переезда в город.

К чему это я всё рассказываю? А к тому, что прозвучавшее евангельское чтение посвящено осмыслению непростой темы деления людей на своих и чужих. И, забегая вперёд, скажем, что Христос полностью разрушает идеологическую базу для какого-либо оправдания такого отношения к окружающим. Надо отметить, что от Спасителя подобное требовало особой решимости, потому что по принципу «свой-чужой» древний Израиль жил веками.

Ещё со времён пророка Моисея иудеям прямо запрещалось общаться с иноверцами и инородцами. Но не потому, что эти люди были с точки зрения закона Божьего второсортными, а потому, что ветхозаветные евреи уж очень симпатизировали чужим верованиям. И чуть что — сразу же начинали поклоняться идолам вместо истинного Бога. Но вот приходит Спаситель, и время существования стены отчуждения между еврейским и прочими народами перестаёт существовать. Ведь Евангелие обращено к каждому человеку вне зависимости от его национальности, расовой принадлежности, цвета кожи. Тема деления людей на категории возникает в речи Господа при следующих обстоятельствах. Один из законников — специалист в области ветхозаветной религии — начинает искушать Христа, спрашивая — какая заповедь в законе Моисея главная? Законники делились на партии, каждая из которых отстаивала правоту собственных симпатий в отношении одной из десяти заповедей. Христос, таким образом, должен был оказаться в ловушке. Выбрав главную заповедь из десяти имеющихся, Спаситель оказался бы членом одной из мелких законнических партий.

Но Сын Божий не для того пришёл в мир, чтобы участвовать в бессмысленных спорах. Его учение открыло людям принципиально новое видение Бога, а через это и иное видение человека. Вот почему и для чего звучит притча о милосердном самарянине. И чтобы понять всё неудобство этой истории для тех, кто слушал Христа, её нужно поместить в контекст. Для древнего иудея слышать о милосердии самарянина было всё равно, что для грека 19-го века рассуждать о милосердии турка, а для русского из века 17-го — о нравственной чистоте поляка.

Но тем ярче в словах Христа звучит идея, что любовь Божия изливается на всех людей. И человечество не делится на представителей высшего и низшего сорта. Сын Божий пришёл пострадать за всех — добрых и злых, праведных и грешных. И явленная в лице Спасителя милость Господня по-прежнему изливается на наш грешный мир, пытаясь пробиться в сердца всех. И тех, кто готов правду Божию признать и принять. И тех, кто пока еще использует отговорки и мнимые оправдания, чтобы не согласиться с проникновенными словами апостола Павла — перед лицом Евангелия «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос»!

Иерей Антоний Борисов

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция