Расписание богослужений

331324.pПослание апостола Павла к Ефесянам. Глава IV, стихи 1-6.

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Послание апостола Павла к Ефесянам состоит из двух частей, первая из них по преимуществу состоит из молитв, благословений и богословских размышлений относительно жизни во Христе. Начиная с четвертой главы, то есть с того отрывка, который мы услышали, апостол переходит от теории к практике: к описанию того, каким образом христианская жизнь должна осуществляться на деле.

Начинает Павел с упоминания своего состояния: он находится в тюремном заключении, но не по причине нарушения закона, причиной заключения послужило исповедание Христа. Само это упоминание уже говорит о практике христианской жизни: такая жизнь подразумевает готовность на всё то, что может повлечь за собой исповедание Христа Воскресшего. Об этой готовности очень хорошо рассуждать тогда, когда ничего не угрожает жизни и благополучию, значительно сложнее сохранять бодрость духа и веру в тех обстоятельствах, в которых оказался апостол, но у него хватает мужества быть последовательным, и его слова не расходятся с его же делами, что, конечно, прекрасный пример для любого христианина.

Далее Павел умоляет поступать «достойно звания», в которое призваны его адресаты. Здесь обращает на себя тот факт, что апостол не требует, не приказывает и даже не просит, он умоляет. Святитель Иоанн Златоуст в своем комментарии на этот отрывок сделал особый акцент на слове, которое использует апостол. Святитель заметил, что если человек что-либо просит, то делается это, как правило, ради того, чтобы получить какую-то выгоду. Павлово «умоляю» — это высшая форма просьбы. Но какую личную выгоду ожидает получить апостол? Что лично ему может дать благоприятный отклик со стороны эфесской общины? Ничего. А высшее благо апостола заключено в благе его духовных детей. Получается, что он умоляет их принести пользу самим себе. И это тоже — пример и образец христианского делания, Павел забывает себя ради других, тем самым он уподобляется Христу Спасителю, ведь наш Господь поступал таким же образом: Он ничего не делал ради собственного блага.

После этого апостол Павел раскрывает то, каким образом должно проявляться христианское призвание в повседневной жизни: он пишет, что необходимо во всём поступать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением», а также со снисхождением к слабостям других людей. Цель такого поведения состоит в том, чтобы «сохранять единство духа в союзе мира». Для понимания этой мысли апостола, необходимо вспомнить о том, что одна из центральных тем павловых посланий заключается в его представлении христиан единым телом, с особенной полнотой апостол высказал эту концепцию в 12-й главе Первого послания к Коринфянам, суть же ее звучит так: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). Телу Христову единство сообщает Дух Святой, который как дар дан всякому христианину, отсюда вытекает и призыв апостола: необходимо всеми силами стараться беречь то единство, которое сообщает Церкви Дух Святой, достичь этой цели можно лишь тогда, когда есть осознание себя одним из членов Христова Тела, который неразрывно связан со всеми другими христианами.

Епископ Феоктист Игумнов

Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 10-17

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

В 2021 году весь мир празднует 200 лет со дня рождения великого русского писателя — Федора Достоевского. Ничуть не сомневаюсь в величии знаменитого литератора, но признаюсь — читать его мне сложно или даже почти невозможно. Погружаясь в тексты Достоевского, начинаешь ощущать, что как будто зависаешь над бездной, а затем падаешь в пропасть тьмы.

Чего только стоит, например, знаменитая беседа Ивана Карамазова с братом Алёшей из романа «Братья Карамазовы»? Безбожник Иван пытается убедить монастырского послушника Алешу в том, что факт присутствия зла в мире доказывает — Бога не существует. Старший брат рассказывает историю про то, как родители издевались над собственной дочерью. Та молилась «боженьке» о спасении, но не получила избавления от мучений.

От людей, скептически относящихся к христианству, приходится слышать примерно такие слова — почему ваш Бог не явится открыто и не уничтожит зло, которое творится в мире? Почему Он не прекратит несправедливость и жестокость? Ответить на эти вопросы сложно или даже почти невозможно. Но давайте вспомним один эпизод из Библии — историю освобождения евреев из-под власти Египта.

Господь посылает к фараону пророка Моисея, и тот творит перед глазами правителя несколько чудес. Но ни одно из них не убеждает фараона в том, что еврейский народ нужно отпустить на свободу. Более того, на страницах библейского повествования мы находим повторяющуюся фразу: «Ожесточил Господь сердце фараона». Эти слова мы часто понимаем неверно. Господь не делает правителя жестоким. Фараон сам ожесточается, видя деяния Божии. Поразительно — чем больше чудес творил Моисей по указанию Божию, тем больше озлоблялся правитель Египта.
Фараон ощущал свою неправоту, видел он и всемогущество Бога, о котором говорил пророк, но не желал принять волю Господа. Он как свободное существо стал Богу противиться и внутренне ожесточаться. Похожее поведение мы наблюдаем и у героя Достоевского — Ивана Карамазова. А ещё видим и в прочитанном евангельском отрывке.


Ко Христу во время субботней проповеди в синагоге подходит женщина, которая восемнадцать лет страдала от тяжелой болезни. Спаситель увидел страдания несчастной, возложил на неё руки и исцелил от недуга. Что мы видим затем? Начальник синагоги вместо того, чтобы прославить милосердие Божие, начинает возмущаться. Он негодует, что Христос совершил исцеление в субботу — день покоя, который у евреев называется шаббатом.

Мнимый ревнитель благочестия начинает говорить иудеям — есть другие дни для совершения чудес, нехорошо, когда они происходят в шаббат. Начальник синагоги, конечно же, беспокоился не о нарушении субботнего покоя. Так он хотел дискредитировать Христа, показать всем, что Иисус из Назарета — грешник, который творит дела в субботу и тем самым якобы нарушает заповедь Божию.

Христос в ответ на обличения свидетельствует о лживости обвинений в Свой адрес. Он прямо указывает на ужасную подмену, которая произошла в головах и сердцах Его современников. Суббота потому была выделена из прочих дней недели Господом, чтобы люди отвлекались от суеты и посвящали себя делам милости и любви. Вместо этого суббота превратилась в день бездействия. Правда, выборочного — когда это было выгодно, иудеи нарушали покой шаббата.
Чему учит нас прозвучавшее евангельское чтение? Тому, что Бог не только наделил нас свободной волей, но и сделал нас ответственными за этот мир. Присутствие зла в мире, к сожалению, является данностью. Но это не вопрос теории, а практики. И Бог хочет, чтобы, подобно Христу, мы со злом не мирились, но преодолевали его добром. Победить страдание до конца и полностью не способен никакой человек, но в наших руках находится возможность самим не делать зла. А ещё проявлять любовь и милосердие к тем, чьи души и тела испытывают боль здесь и сейчас.

Иерей Антоний Борисов

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция